Основные вехи биографии Ершовой Таисии Павловны- несовершеннолетней узницы фашистских концентрационных лагерей . 10 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные вехи биографии Ершовой Таисии Павловны- несовершеннолетней узницы фашистских концентрационных лагерей . 10



Фашистских концлагерей»

Ершов Николай Евгеньевич,

Учащийся 6-в класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького», г. Череповец,

 

Научный руководитель:

Кирилюк Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького»,

Г. Череповец

2021 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Понятие «несовершеннолетний узник» в современных источниках. Особенности устройства детских концлагерей ……………………………. 6

Основные вехи биографии Ершовой Таисии Павловны- несовершеннолетней узницы фашистских концентрационных лагерей. 10

3. Быт и условия жизни несовершеннолетних узников в местах принудительного содержания на примере жизни Ершовой Таисии Павловны …………………………………………………….………………… 15

Заключение …………………………………………………………………….. 18

Список литературы ………………...………………………………………… 20

Приложение 1. Интервью с Ершовой Таисией Павловной …………….. 22

Приложение 2. Фотографии документов, медалей и наград Ершовой Таисии Павловны ……………………………………………………...……... 29

Приложение 3. Фото из автобиографической рукописи Ершовой Таисии Павловны ………………………………………………………………………. 34


Введение

 

77 лет отделяют нас от трагической и героической даты – 22 июня 1941 года. Все острее и острее осознаем истинную, всеохватную правду о войне, которая остается в сердцах и памяти разных поколений как великое историческое, выстраданное народное достояние. Если о ветеранах Великой Отечественной войны, а также тружениках военного тыла говорится много, в высшей степени заслуженно и гордо, то об узниках немецких концлагерей, как правило, вскользь. Тем временем уходят из жизни чудом выжившие (их буквально единицы) бывшие узники Бухенвальда, Освенцима, Треблинки и Саласпилса, десятков концентрационных, сортировочных лагерей на оккупированной советской территории. К мученикам гитлеровского зловещего «нового порядка» горестная правда о войне относит и несовершеннолетних узников фашизма. До сих пор мало известна потрясающая разум цифра – более 5 миллионов детей были узниками концлагерей и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ужас рабского унижения матерей, постоянные глумления, медицинские эксперименты над ни в чем не повинными людьми, угнанными в Германию в качестве подростковой «рабочей силы». По данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, тогда остался в живых только один из десяти.

Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней. Как сделать так, чтобы это больше не повторилось? Это, пожалуй, одна из важнейших проблем нашего времени, которую мы все должны решать и никогда не забывать уроков истории.

Россия переживает «бум воспоминаний», как и многие другие страны. При этом очевидно, что только «дети войны» могут ныне представить прямые свидетельства о пережитом в 1941 – 1945 гг. Такое положение дел вызывает повышенный интерес исследователей к проблеме памяти о военном детстве.

В 2008 – 2009 гг. Российский государственный научный фонд поддержал исследовательский проект, посвященный детской памяти о войне и исполненный коллективом историков из разных научных и образовательных учреждений Юга России. Итогом усилий ученых стал сборник статей «Вторая мировая война в детских «рамках памяти»»[1]. В 2008 г. в Воронеже состоялся круглый стол «Дети войны», в качестве партнеров-организаторов которого выступили, прежде всего, Германский исторический институт в Москве и Региональный центр устной истории[2]. Интерес к этой теме специалистов, действующих в сфере устной истории, способствует сохранению памяти о военном детстве, воплощенной в изданных сборниках интервью[3].

Цель исследования: изучение жизни и быта детей в местах принудительного содержания, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «несовершеннолетний узник»

2. Изучить основные вехи биографии Ершовой Таисии Павловны – бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концентрационных лагерей.

3. Охарактеризовать быт и условия жизни несовершеннолетних узников в местах принудительного содержания на примере жизни Ершовой Таисии Павловны.

4. Проанализировать данные семейного архива и сделать выводы

Объект исследования: жизнь и быт детей в местах принудительного содержания, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: условия жизни Ершовой Таисии Павловны в местах принудительного содержания, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, посвященной несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, анализ семейного архива, интервью с Ершовой Таисией Павловной, анализ ее автобиографии.

 


1. Понятие «несовершеннолетний узник» в современных источниках. Особенности устройства детских концлагерей

 

До сих пор цивилизованный мир содрогается, вспоминая ужасы последней войны. Тяжёлые испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной ни в чём неповинных детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгие годы после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючей проволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том, что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены. У них не было детства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни.

Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей – это бывшие несовершеннолетние граждане, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.

К «другим местам принудительного содержания» могут относиться:

а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие);

б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах;

в) другие места, специально созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны с целью принудительного содержания в них людей, аналогичные по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах.

К «другим местам принудительного содержания» не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР[4].

Концлагеря – это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях.

22 марта 1933 года в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в нацистской Германии, а в последующие годы фашисты создали огромную сеть этих лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем. Одним из крупнейших нацистских концентрационных лагерей являлся Бухенвальд, который начал функционировать близ немецкого города Веймара 19 июля 1937 года. К 1945 году он имел 66 филиалов и внешних рабочих команд.

По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.

В годы Великой отечественной войны дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.

Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.

В результате осуществления на оккупированных территориях по отношению к детям геноцида в живых не оказалось целого поколения, которому надлежало стать будущим страны. Произошел разрыв в «демографической цепи». Этим, по мнению ученых, объясняются многие сложности послевоенного развития. Надо, чтобы новые поколения знали о героизме своих ровесников, шагнувших из детства в бессмертие, вечно оставшихся подростками. Чтобы их биографии стали для подрастающих поколений не только легендой, но и высоким образцом любви к своему Отечеству, достойным восхищения и подражания. За честь Отчизны они отдали свои юные жизни. Эти герои ходили теми же улицами, по которым прогуливаются нынешние школьники, учились в тех же школьных классах.

Самое заветное желание узников «лагерей смерти», чтобы они были последним поколением, у которого война отняла детство и здоровье. С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях.

Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смог выжить!

Многим жертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уже никто не сможет вернуть этим людям их детство и уже никто не вернёт загубленные детские души. Быть практически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условиях оккупационного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый ребёнок.

За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов – граждане Советского Союза. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения, среди них – около 2 миллионов детей. Только в Бухенвальде было уничтожено свыше 56 тысяч человек 18 национальностей, в том числе 19 тысяч советских военнопленных.

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

На Нюрнбергском процессе в 1946 году международный трибунал признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества[5].

 

 


Заключение

 

Война оставила тяжелый след в судьбе бабушки – на фронте погибли четыре брата ее мамы, ее сестра и муж вернулись с тяжелыми ранениями и прожили недолгую жизнь. У бабушки практически не было детства – не было игрушек, рано пришлось начать работать.

Из всей семьи Пантелеевых в настоящее время живы только бабушка и ее младшая сестра, которая живет в Великом Новгороде.

Бабушка не любит вспоминать события Великой отечественной войны. Какие-то эпизоды жизни во время войны уже стерлись из памяти, а что-то она помнит так, как будто это было вчера.

Опыт пребывания в местах принудительного содержания поставил печать на всю дальнейшую жизнь бабушки: работа с малых лет приучила ее к трудолюбию, а отсутствие элементарных бытовых условий – к неприхотливости, а постоянное недоедание и голод в военные и первые послевоенные годы – бережном отношении к продуктам питания.

Бабушка имеет государственные награды:

- медаль «Ветеран труда»;

- медали 50, 60, 65, 70 лет Победы в Великой отечественной войне;

- удостоверение бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже много лет, кажется, это было уже очень давно. Но только не для узников, которые лично прошли сквозь ужасы фашистских застенков. Биография этих людей – это настоящие уроки мужества для представителей подрастающего поколения. Сохранить память о них священный долг каждого. Только сохраняя память о тех страшных событиях и отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше никогда не повторится в человеческой истории.

Чтобы увековечить память о тех событиях мы:

- планируем разместить информацию о Ершовой Таисии Павловне в школьном музее;

- опубликовать историю Таисии Павловны в различных интернет-источниках и печатных изданиях (газетах, журналах);

- издать брошюру для школьников о быте и жизни несовершеннолетних узников в местах принудительного содержания.

 


 

Список литературы

1. Постановление Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 20 (ред. от 25.06.2009 г.) «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 4) // Российская газета. 30.08.1999. – № 168.

2.  «Детство у меня было…» Образ концентрационного лагеря в воспоминаниях бывших несовершеннолетних узников: сб. ст., воспоминаний и интервью / сост., науч. ред. Н.П. Тимофеева. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2010.

3. «Жутко вспоминать…» Война и оккупация Воронежской области в свидетельствах очевидцев: сб. ст. и интервью / сост., науч. ред. Н.П. Тимофеева, при участии Л.А. Викуловой и Е.В. Ряжских. – Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2013.

4. Kinder des Krieges/Дети войны. Materialien zum Workshop in Voronez 11 – 13 März 2008 // Материалы круглого стола. Воронеж, 11 – 13 марта 2008 г. – Германский исторический институт в Москве. Bulletin. № 3.

5. Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сб. науч. ст. / под ред. А.Ю. Рожкова. Краснодар: Экоинвест, 2010.

6. Дети и война: Сталинградская битва и жизнь в военном Сталинграде в воспоминаниях жителей города. – Волгоград: Изд. РАНХиГС, 2014.

7. Международный день освобождения узников фашистских концлагерей // Юридическая социальная сеть «9111.ru» - https://www.9111.ru/questions/777777777838693.

8. Таисия Ершова: «Немцы вошли в нашу деревню уже в первых числах августа» // Комсомольская правда-Вологда, 13.04.2010. - https://www.vologda.kp.ru/daily/24472/631152.

9. Тимофеева Н.П. Несовершеннолетние узники концентрационных лагерей и их правовой статус в современной России // Известия ВГПУ. Исторические науки, 2015. – С. 267 – 271.

 


Приложение 1. Интервью с Ершовой Таисией Павловной

 

Приложение 2. Фотографии документов, медалей и наград Ершовой Таисии Павловны

 

 

 

 


Приложение 3. Фото из автобиографической рукописи Ершовой Таисии Павловны

 


[1] Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сб. науч. ст. / под ред. А.Ю. Рожкова. Краснодар: Экоинвест, 2010.

[2] Kinder des Krieges/Дети войны. Materialien zum Workshop in Voronez 11 – 13 März 2008 // Материалы круглого стола. Воронеж, 11 – 13 марта 2008 г. – Германский исторический институт в Москве. Bulletin. № 3.

[3] «Жутко вспоминать…» Война и оккупация Воронежской области в свидетельствах очевидцев: сб. ст. и интервью / сост., науч. ред. Н.П. Тимофеева, при участии Л.А. Викуловой и Е.В. Ряжских. – Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2013; Дети и война: Сталинградская битва и жизнь в военном Сталинграде в воспоминаниях жителей города. – Волгоград: Изд. РАНХиГС, 2014; «Детство у меня было…» Образ концентрационного лагеря в воспоминаниях бывших несовершеннолетних узников: сб. ст., воспоминаний и интервью / сост., науч. ред. Н.П. Тимофеева. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2010; Тимофеева Н.П. Несовершеннолетние узники концентрационных лагерей и их правовой статус в современной России // Известия ВГПУ. Исторические науки, 2015. – С. 267 – 271.

[4] Постановление Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 20 (ред. от 25.06.2009 г.) «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»

(вместе с разъяснением Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 4) // Российская газета. 30.08.1999. – № 168.

[5] Международный день освобождения узников фашистских концлагерей // Юридическая социальная сеть «9111.ru» - https://www.9111.ru/questions/777777777838693.

[6] Материалы из Автобиографии Ершовой Т.П.

[7] Таисия Ершова: «Немцы вошли в нашу деревню уже в первых числах августа» // Комсомольская правда-Вологда, 13.04.2010. - https://www.vologda.kp.ru/daily/24472/631152; Материалы из Автобиографии Ершовой Т.П.

Фашистских концлагерей»

Ершов Николай Евгеньевич,

Учащийся 6-в класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького», г. Череповец,

 

Научный руководитель:

Кирилюк Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького»,

Г. Череповец

2021 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Понятие «несовершеннолетний узник» в современных источниках. Особенности устройства детских концлагерей ……………………………. 6

Основные вехи биографии Ершовой Таисии Павловны- несовершеннолетней узницы фашистских концентрационных лагерей. 10

3. Быт и условия жизни несовершеннолетних узников в местах принудительного содержания на примере жизни Ершовой Таисии Павловны …………………………………………………….………………… 15

Заключение …………………………………………………………………….. 18

Список литературы ………………...………………………………………… 20

Приложение 1. Интервью с Ершовой Таисией Павловной …………….. 22

Приложение 2. Фотографии документов, медалей и наград Ершовой Таисии Павловны ……………………………………………………...……... 29

Приложение 3. Фото из автобиографической рукописи Ершовой Таисии Павловны ………………………………………………………………………. 34


Введение

 

77 лет отделяют нас от трагической и героической даты – 22 июня 1941 года. Все острее и острее осознаем истинную, всеохватную правду о войне, которая остается в сердцах и памяти разных поколений как великое историческое, выстраданное народное достояние. Если о ветеранах Великой Отечественной войны, а также тружениках военного тыла говорится много, в высшей степени заслуженно и гордо, то об узниках немецких концлагерей, как правило, вскользь. Тем временем уходят из жизни чудом выжившие (их буквально единицы) бывшие узники Бухенвальда, Освенцима, Треблинки и Саласпилса, десятков концентрационных, сортировочных лагерей на оккупированной советской территории. К мученикам гитлеровского зловещего «нового порядка» горестная правда о войне относит и несовершеннолетних узников фашизма. До сих пор мало известна потрясающая разум цифра – более 5 миллионов детей были узниками концлагерей и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ужас рабского унижения матерей, постоянные глумления, медицинские эксперименты над ни в чем не повинными людьми, угнанными в Германию в качестве подростковой «рабочей силы». По данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, тогда остался в живых только один из десяти.

Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней. Как сделать так, чтобы это больше не повторилось? Это, пожалуй, одна из важнейших проблем нашего времени, которую мы все должны решать и никогда не забывать уроков истории.

Россия переживает «бум воспоминаний», как и многие другие страны. При этом очевидно, что только «дети войны» могут ныне представить прямые свидетельства о пережитом в 1941 – 1945 гг. Такое положение дел вызывает повышенный интерес исследователей к проблеме памяти о военном детстве.

В 2008 – 2009 гг. Российский государственный научный фонд поддержал исследовательский проект, посвященный детской памяти о войне и исполненный коллективом историков из разных научных и образовательных учреждений Юга России. Итогом усилий ученых стал сборник статей «Вторая мировая война в детских «рамках памяти»»[1]. В 2008 г. в Воронеже состоялся круглый стол «Дети войны», в качестве партнеров-организаторов которого выступили, прежде всего, Германский исторический институт в Москве и Региональный центр устной истории[2]. Интерес к этой теме специалистов, действующих в сфере устной истории, способствует сохранению памяти о военном детстве, воплощенной в изданных сборниках интервью[3].

Цель исследования: изучение жизни и быта детей в местах принудительного содержания, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «несовершеннолетний узник»

2. Изучить основные вехи биографии Ершовой Таисии Павловны – бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концентрационных лагерей.

3. Охарактеризовать быт и условия жизни несовершеннолетних узников в местах принудительного содержания на примере жизни Ершовой Таисии Павловны.

4. Проанализировать данные семейного архива и сделать выводы

Объект исследования: жизнь и быт детей в местах принудительного содержания, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: условия жизни Ершовой Таисии Павловны в местах принудительного содержания, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, посвященной несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, анализ семейного архива, интервью с Ершовой Таисией Павловной, анализ ее автобиографии.

 


1. Понятие «несовершеннолетний узник» в современных источниках. Особенности устройства детских концлагерей

 

До сих пор цивилизованный мир содрогается, вспоминая ужасы последней войны. Тяжёлые испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной ни в чём неповинных детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгие годы после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючей проволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том, что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены. У них не было детства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни.

Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей – это бывшие несовершеннолетние граждане, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.

К «другим местам принудительного содержания» могут относиться:

а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие);

б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах;

в) другие места, специально созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны с целью принудительного содержания в них людей, аналогичные по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах.

К «другим местам принудительного содержания» не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР[4].

Концлагеря – это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях.

22 марта 1933 года в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в нацистской Германии, а в последующие годы фашисты создали огромную сеть этих лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем. Одним из крупнейших нацистских концентрационных лагерей являлся Бухенвальд, который начал функционировать близ немецкого города Веймара 19 июля 1937 года. К 1945 году он имел 66 филиалов и внешних рабочих команд.

По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.

В годы Великой отечественной войны дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.

Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.

В результате осуществления на оккупированных территориях по отношению к детям геноцида в живых не оказалось целого поколения, которому надлежало стать будущим страны. Произошел разрыв в «демографической цепи». Этим, по мнению ученых, объясняются многие сложности послевоенного развития. Надо, чтобы новые поколения знали о героизме своих ровесников, шагнувших из детства в бессмертие, вечно оставшихся подростками. Чтобы их биографии стали для подрастающих поколений не только легендой, но и высоким образцом любви к своему Отечеству, достойным восхищения и подражания. За честь Отчизны они отдали свои юные жизни. Эти герои ходили теми же улицами, по которым прогуливаются нынешние школьники, учились в тех же школьных классах.

Самое заветное желание узников «лагерей смерти», чтобы они были последним поколением, у которого война отняла детство и здоровье. С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях.

Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смог выжить!

Многим жертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уже никто не сможет вернуть этим людям их детство и уже никто не вернёт загубленные детские души. Быть практически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условиях оккупационного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый ребёнок.

За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов – граждане Советского Союза. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения, среди них – около 2 миллионов детей. Только в Бухенвальде было уничтожено свыше 56 тысяч человек 18 национальностей, в том числе 19 тысяч советских военнопленных.

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

На Нюрнбергском процессе в 1946 году международный трибунал признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества[5].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.085 с.)