Роман А. Мандзони «обрученные»: любовь на фоне исторической драмы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман А. Мандзони «обрученные»: любовь на фоне исторической драмы



1. Место и время действия романа, причины их выбора. В чем своеобразие изображенной Мандзони эпохи? Как работает прием местного колорита в романе?

2. Как исторические события, изображенные Мандзони, связаны с современным для него моментов итальянской истории? Что такое Рисорджименто?

3. Традиция Вальтера Скотта в романе Мандзони в изображении зависимости человеческой судьбы от судьбы народа, в системе персонажей.

4. Историческая концепция Мандзони.

5. Приемы придания достоверности хроникальной линии повествования. На какие документы ссылается автор?

6. Как любовно-авантюрая линия романа связана с социальными обстоятельствами?

7. Просвещенческие, сентиментальные и романтические составляющие разработки темы любви: любовь и разум, любовь и предначертание, любовь как страсть, любовь как несчастье.

8. Что в образах Ренцо и Лючии от литературной традиции, что – от схемы? Что делает этих героев живыми и интересными?

9. Камерная линия монахини Гертруды. Особенности построения образа монахини. Параллели с романом Дидро.

10. Образы тиранов в романе (дон Родриго, Безыменный).

11. Тематика и тон авторских отступлений.

12. Стиль романа. Роль романа в истории итальянского языка и художественной литературы.

 

Литература

1. Штейн А.Л. Великий роман Мандзони// Штейн Л. На вершинах мировой литературы. М.: Художественная литература, 1988. C/ 191–229.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/10016fc1ef9cc057d59c1cee2aee4855e121661e.djvu

2. Акименко А.А. Некоторые аспекты нравственной проблематики романа Алессандро Мандзони Обрученные// Проблемы истории зарубежных литератур. Вып. 1. История и современность в зарубежных литературах. Межвузовский сборник к 75-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР, проф. Б.Г. Реизова. – Л.: Лен. унив., 1979. – С. 164-173http://www.twirpx.com/file/1906077/

3. Акименко А.А. Проблема исторической правды в ''Обрученных'' А. Мандзони // Вестник Ленинградского университета. История, язык, литература. Вып. 1. – №2. – Л.: 1976. – С. 84-94. http://www.twirpx.com/file/1905413/

4. Прогожин Н.П. Пушкин и Мандзони Московский пушкинист, VII (сост. и науч. ред. В. С. Непомнящий, ред. В. А. Кожевников) – М.: Наследие, 2000. http://www.twirpx.com/file/1906334/

5. Шварц Н.В. Историзм в творчестве Алессандро Мандзони // Опубликована в сборнике: Тезисы 5-й научной конференции молодых ученых и специалистов (10 мая 1988 г.). – М.: ВГБИЛ, 1988. http://www.twirpx.com/file/1906133/

6. Акименко А.А. Проблема любви в ''Обрученных'' А. Мандзони // Вопросы филологии (Ленинградский университет). Вып. 5. – Л.: 1976. – С. 189-195

http://www.twirpx.com/file/1905418/

7. Полуяхтова И. К. Глава 3. Алессандро Мандзони // История итальянской литературы XIX века. Эпоха Рисорджименто. М.: «Высшая школа». 1970. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/poluyahtova-epoha-risordzhismento/alessandro-mandzoni.htm

 

Глоссарий:

Авторское отступление

Историческая хроника

Рисорджименто

Стиль художественного произведения

Тиран

Список текстов для чтения

Германия

Новалис. Генрих фон Офтердинген.

Л. Тик. Белокурый Экберт.

Г. фон Клейст. Михаэль Кольхаас. Принц Гомбургский

Э. Т. А.Гофман. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес.

 А. Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля.

 

Англия

С. Т. Кольридж. Сказание о старом мореход.

Дж. Г. Байрон. Дон-Жуан.

П. Б. Шелли. Лирика. Прометей освобожденный.

Дж. Китс. Лирика.

В. Скотт. Айвенго.

М. Шелли. Франкенштейн или Новый Прометей.

 

Франция

Б. Констан. Адольф.

Р. Шатобриан. Рене.

А. Виньи. Чаттертон.

А. Мюссе. Исповедь сына века.

Жорж Санд. Консуэло.

В. Гюго. Собор парижской богоматери. 

 

США

Г. Мелвилл. Моби Дик.

Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате

Дж. Ф. Купер. Последний из могикан

Э. А. По. Лирика. Новеллы.

В. Ирвинг. Новеллы

 

Италия

А. Мандзони. Обрученные

Дж. Леопарди. Стихотворения

Вопросы курса

1. Общая характеристика литературы романтизма.

2. Ранний немецкий романтизм: своеобразие философии и эстетики йенского кружка.

3. Творчество Новалиса. Становление гения в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

4. Творчество Клейста. Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский»

5. Творчество Л. Тика и Ф. Гельдерлина.

6. Общая характеристика позднего немецкого романтизма. Гейдельбергская школа.

7. Творчество Э. Т. А. Гофмана. Эволюция романтического ви́дения Гофмана.

8. Своеобразие поэтического мира У. Блейка.

9. Эстетические установки и философия поэтов Озёрной школы У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Р. Саути.

10. Жизненный путь и творчество Дж. Г. Байрона.

11. Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан»

12. В. Скотт – создатель жанра исторического романа.

13. Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».

14. Готическое и романтическое в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей»

15. Творчество П. Б. Шелли и Дж. Китса – два полюса английского романтизма.

16. Ранний французский романтизм. Творчество Ж. де Сталь, Б. Констана, Р. Шатобриана.

17. Поэтика Ж. Санд. Роман «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности

18. Общая характеристика творчества А. де Мюссе. Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века».

19. Творчество В. Гюго – ключевой фигуры французского романтизма.

20. Романтическое осмысление заката средневековья в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

21. Творчество А. де Виньи и А. Ламартина.

22. Своеобразие американского романтизма.

23. Творчество Н. Готорна и В. Ирвинга

24. Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

25. Романтические черты поэмы Г. Логфелло «Песнь о Гайавате»

26. Особенности книги Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».

27. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света 

28.  Э. А. По: на границе романтической мистики и научной фантастики.

29. Романтизм в Италии в условиях борьбы народа за национальное освобождение и объединение (Рисорджименто).

30. Роман А. Мандзони «Обрученные»: любовь на фоне исторической драмы

Содержание курса [1]

Очередной шаг в драме «модернизации» европейской культуры. Прогрессирующая индивидуализация личности на фоне распада традиционалистской системы культуры, нарастающей проблематичности ее опорных категорий и норм. Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность.

Великая французская революция и романтизм. Трагическая героика человеческих усилий по преобразованию мира как источник радикального атропоцентризма романтиков: ставка на «гениальную» личность, которую отличает исключительная степень свободы и критичности, дерзость спрашивать «не о том, что есть, а о том, что возможно» (Фр. Шлегель). Деятельность, творчество, созидание нового и самосозидание – важнейшие категории в романтизме. Через «роковое» несоответствие замысла и результата личность открывает собственную сложность, неподконтрольность разуму. Романтизм подлежит анализу в его самоописаниях, утопических программах, перспективных гипотезах-догадках, в драматическом опыте их испытания творчеством и личной судьбой (жизнетворчеством).

Две подспудно спорящие в романтизме мировоззренческие установки. «Профетизм» романтиков. Переосмысление основных посылок просветительской идеологии, утверждение на месте разума-рассудка сверхразум-откровение. Пафос искания истины как высокой, универсальной нормы, воплощение которой тождественно концу истории и наступлению нового Золотого века. Романтическая мечта о возрожденной цельности, органичности, о прорыве к всеобъемлющему духовному синтезу сочетается с ощущением нарастающей дробности, «атомизации» жизни. «Эстетизм» романтиков: в нем предъявляет свои права человеческая субъективность, пытающаяся преодолеть свою ограниченность и конечность в акте индивидуального творчества. Культ иронической игры, рефлексии предполагает тотальную релятивизацию бытия, отважное и опрометчивое отречение от «метафизического комфорта» (Фр. Ницше).

 

Ранний романтизм в Германии – пора оптимистических дебютов, «первых откровений и легковерного детства» (Л. Тик). Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И. Кантом, Й.-Г. Фихте, Фр. В. Шеллингом. 

Людвиг Тик. «Странствия Франца Штернбальда». Преобразование жанра романа в романтизме. Ослабление идейно-сюжетного стержня за счет усиления лирической стихии. «Продуктивное и синтетическое» (Фр. В. Шеллинг) воображение как способность к творческому синтезу и порождению (не подражанию). Художник – новый культурный герой. «Белокурый Экберт». Романтическая сказка – «канон поэзии» (Новалис): способ стихийного мифотворчества. Тик-комедиограф: озорной дух иронии над развалинами «мещанской драмы» и рассудочно-умеренной «правды жизни».  

Фридрих Шлегель как теоретик нового искусства. Бытие – плодородный хаос, творчество – вечное становление творения и творца. «Фрагмент» – «фермент познания»: незаконченность произведения как принципиальная стратегия и приглашение читателю продолжить на равных труд поэта. Романтический культ оригинального гения в парадоксальном сочетании с «ганзейским», компанейским духом совместного творчества. «Люцинда»: интеллектуальная идиллия на грани пародии. Рефлексивность, самокритика и самоирония в романтизме. Романтическая ирония как возможность подняться «над всем обусловленным» (Фр. Шлегель). Ее двойственная функция: волшебная палочка, освобождающая из плена связанного сознания, – рычаг, расшатывающий бытие в его основаниях. Фридрих фон Гарденберг (Новалис). «Гимны к ночи». Поэзия как магия, «искусство использовать чувственный мир по своему желанию». «Ученики в Саисе». Романтическая натурфилософия: природа и человечество между утратой и возвратом Золотого века, воображение и любовь как царский путь познания. «Генрих фон Офтердинген» – романтическая версия «романа воспитания», «анти-Мейстер». Романтический роман – пространство «романтизирования», экспериментальный синтез поэзии, философии и науки (природоведения). Романтический энциклопедизм. Привилегированный статус символа, смысл его противопоставления (и предпочтения) аллегории в романтической теории. Жизнь – «вечный, тысячеустный разговор» (Новалис). Актуальность категории «Другой» и диалогического понимания в романтизме.

Гейдельбергский кружок. Апология надличного органического целого – народа, нации – как противовес «нарциссизму» раннеромантического героя и, с другой стороны, лекарство от «хронического дуализма» (Э.-Т.-А. Гофман). Романтическое «народничество» в разных национальных вариантах. Собирание и изучение фольклора: научный и художнический подход (дискуссия А. фон Арнима и Я. Гримма). Фольклор как средство преодоления современной разобщенности и реконструкции культуры, достойной Золотого века. Романтическая философия языка.

К. Брентано. «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль». Болезненное отречение от раннеромантической эйфории, вплоть до «выворачивания» исходного тезиса: индивидуальное творчество – греховная забава, забота об индивидуальном достоинстве разрушительна для духа. Романтический герой отрекается от притязаний и бремени вселенской ответственности. «Гений не у дел» (Й. фон Эйхендорф) – частный индивид, воспетый в его домашней задушевности. Переход от романтизма к эпохе (стилю) бидермейера.

Проблематика взаимоотношений романтизма и христианства. Усилия ранних романтиков направлены к деклерикализации, деконфессиолизации веры, понимаемой как «индивидуальное созерцание универсума» (Фр. Шлейермахер). Истинный верующий – поэт, истинный поэт – пророк, творчество – священнодействие: «Мы будем писать новые Библии» (Новалис). Драма отречения от непомерности претензий, обращение в лоно «старой церкви».

Раздвоенность, конфликтный внутренний диалог как литературная тема и судьба: А. Шамиссо – француз в Германии, немец во Франции. «Удивительная история Петера Шлемиля». Непреодолимая частичность человека (без тени). Необходимость размыкания круга «самотождественности» в спираль диалогического взаимодействия с миром.

Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас».

Гельдерлин. Античность, природа, любовь – триединое воплощение идеала. «Универсальная мифология» – путь к новому обручению человечества с богами. «Гиперион»: попытка посредничества между Элладой («родиной духа») и Грецией (жертвой современного эгоизма, властных инстинктов и произвола толпы). «Эмпедокл». Незавершенное восхождение к вершине духа. Трагическое противостояние «косной» человеческой природе как торжество или поражение романтического гения. Безумие как одна из форм ухода от непосильного дуализма бытия. Своеобразие поздней лирики.

Э. Т. А. Гофман. Новая версия романтической сказки. «Золотой горшок». «Песочный человек». «Крошка Цахес». «Царство грез» как сфера обитания художника – сладостно-смутный промежуток между миром вещей и миром духа, филистерским бытом и ясным светом абсолюта. Философия творчества у Гофмана. Хрупкий баланс поэтического и гротескного, смешного и страшного. Романтический гений – предмет едко-критической самоиронии. Субъективное и объективное видение жизни в их относительной силе и уязвимости («Угловое окно»). «Житейские воззрения кота Мурра»: двойничество как прием и жизненный принцип. Природа фантастического в романтическом искусстве.

 

Становление поэтического романтизма в Англии.

Творящее воображение – центральная категория философии и эстетики У.Блейка. «Песни невинности» и «Песни опыта». «Невинность» как неотчужденно-целостное, интерактивное, творческое переживание мира. «Опыт» как пагуба и благо: противоречивый образ современности. Символизм и мифотворчество Блейка – «пророческие книги».

«Озерная школа». «Лирические баллады»: новаторство замысла и характер соавторства У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. «Природы идеал» в лирике Вордсворта (сравнение с пейзажной лирикой Ламартина). Творчески-активный характер восприятия превращает заурядный опыт в источник эпифании. «Прелюдия» как ранняя версия субъективной поэтической эпопеи. Кольридж о функциях воображения и специфике поэтического языка, развитие им теории органической формы (в частности, идей А.В.Шлегеля). «Музыкальная» суггестия в противовес буквализму видения, «тирании глаза» (по Вордсворту, напротив, максимально точный, зримый образ максимально же символичен – неиссякаем для рефлексии). «Сказание о старом мореходе»: между символом и глоссой, поэтической грезой и моральным приговором. Причины и природа переосмысления традиционного «пакта» между поэтом и читателем поэзии. Дж. Г. Байрон. Проблема маски и театрализации жизни в романтизме. «Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). «Дон Жуан»: взрыв жанрового канона и «связанного сознания», поэма как «роман в стихах». Иронический скепсис и героический индивидуализм Байрона.

П. Б. Шелли. Лирика. Своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов («Защита поэзии»). «Освобожденный Прометей». Прометей – архетипический революционер, постигающий парадоксальную природу деяния. Человек призван к творчеству, но не ведает, что творит: освобождая себя, себя же заковывает в цепи в меру бессознательной робости собственной мысли. Близкая проблематика в «Франкенштейне или Новом Прометее» Мэри Шелли: творение бросает упрек творцу, творец с ужасом узнает себя в творении. Философско-эстетическая подоплека «казуистики страстей» в трагедии «Ченчи». Акт мести как святая необходимость и «самый опасный предрассудок, которым когда-либо был заражен мир». Героическая ложь Беатриче в финале и представление Шелли о поэзии как о «правдивой лжи», «словах, выражающих то, чего не понимают сами».

В. Скотт. Романтический историзм, усилие понять прошлое как другое, в его неповторимой своеобычности. Проблема анонимного авторства («Великий Неизвестный»). «Шотландские романы». Релятивизм Скотта, стремление выступать беспристрастным посредником в общении эпох. «Айвенго». Функция протагониста в романе: мера свободы и несвободы человека как субъекта и объекта истории. Художническое воображение в арсенале историка, осмысление отношений факта и вымысла в историческом повествовании. Формульность скоттовской модели исторического романа, ее сильные и слабые стороны, последующее бытование в литературе.

Дж. Китс. «Поэт» как носитель «негативной способности» и в этом смысле противоположность «мечтателю». Романтический уход (слияние с абсолютом) как соблазн и тупик. Жанры оды и сонета в его творчестве. Тематическое и стилевое разнообразие поэм: «Изабелла», «Канун Святой Агнессы», «Ламия», «Гиперион». Поздние оды («Ода греческой вазе») – усилие воспеть чувственное богатство и полноту жизни. Союз жизни и искусства основан на их разности и взаимной необходимости (не взаимоуподоблении).

Биография Байрона. Жизнетворчество как один из общих принципов романтизма. Создание нового, «байронического героя», в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда». Развитие жанра лиро-эпической поэмы в «восточных повестях» – апофеозе романтического бунтарства («Гяур», «Корсар»). Выход на метафизический уровень обобщения в драматических произведениях. Герой-богоборец в «Каине» и противоречивость его позиции. Синтез жанров и ломка жанровых канонов в «Дон Жуане». Эволюция лирического творчества Байрона.

 

Социальная и культурная ситуация в послереволюционной Франции.

Идейно-эстетическое противостояние «реставраторов» (Л. де Бональд, Ж. Де Местр) и либералов. Принудительная образцовость революционного и имперского классицизма и вызов нового в виде «северных», германских влияний. Ф. Р. де Шатобриан между «Опытом о революциях» и «Гением христианства». Культ «чувствительности» и эстетизация веры. «Несчастное сознание» Рене как предмет критики и живописания. А.-Л.-Ж. де Сталь. Обоснование романтизма как «современного» искусства. Сравнение и взаимодействие национальных культур как источник взаимо-вдохновения и обогащения. Романтическая теория перевода. «Коринна»: плодотворное столкновение духовных способностей и культурных типов. Б.Констан. Развернутая симптоматика «болезни века» в «Адольфе», сила и слабость гипертрофированной рефлексии. Обновление языка психологической прозы в эпоху романтизма.

А. де Виньи. «Чаттертон». «Стелло». Образ поэта как заведомой жертвы и мученика, чье прибежище – самодостаточность чистой мысли, гордый аристократизм духа. Поздняя лирика – поле становления прото-символистской эстетики.

Сборник стихов А. де Ламартина «Поэтические размышления» как одна из вершин романтической литературы Франции и первая манифестацией французского романтизма в лирике. Субъективная основа романтизма приближалась здесь к одному из самых чистых своих выражений. Сосредоточенность на внутреннем мире поэтической души, демонстративная отрешенность манеры и жеста, молитвенная экстатичность тона. Поворот Ламартина в 30-е годы к социально-реформаторской проблематике («Жослен», «Падение ангела», поздняя проза).

Гюго как лидер и символ французского романтизма с конца 1820-х до 1880-х гг., классик литературы и общественный деятель. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтического движения. Контрастная структура драм Гюго 1830-х гг. («Эрнани», «Рюи Блаз»

и др.). Роман «Собор Парижской богоматери» как образец исторического романа французского романтизма. Романтическое осмысление заката средневековья. «Отверженные» как полифонический роман, эпопея свременной жизни Франции. Этическая концепция Гюго как идейная основа произведения.

Место и роль Жорж Санд в литературном процессе Европы XIX века. Роль женской темы в ее творчестве. Ранние интимно-психологические романы начала 1830-х гг. («Индиана», «Валентина»). Оформление эстетической концепции позднего романтизма. Роман «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности. Музыкальная тема в романе. Религиозно-мистические мотивы. Романтическая разработка любви: любовь как непреодолимая сила, трагедия и счастье. Женская тема: право женщины на выбор в браке и на творческую самореализацию. Элементы занимательности и авантюрности в романе.

Ранняя творческая зрелость Мюссе. Участие в деятелности кружка «Сенакль». Разочарование, осознание неабсолютности романтических истин. Раскрытие трагического мироощущения в произведениях 1830-х гг. Переплетение комического и трагического в небольших пьесах: «Прихоти Марианны», «Любовью не шутят». Тема несчастной любви. Портрет представителя поколения в романе «Исповедь сына века». Попытка понять исторические причины «болезни века». Октав как иной, по сравнению с байроническим, романтический тип. Специфика повествования. Черты жанра исповеди. Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная для Октава.

 

Роль романтизма в формировании самосознания молодой нации в США. «Америка» как европейский миф, «фронтир» как географическая реалия и культурный символ. «Американский Адам» – человек «один на один с Природой и Богом» (А. де Токвиль). Э.По – наследник и пародист романтической идеи и романтической формы, разведчик психологической «границы» между самосознанием и подсознательными импульсами в их противоречивой, парадоксальной природе. Произведение как криптограмма: взаимодействие в нем поверхностно-явного и символического смыслов, гротеска и пафоса. Лирика и эссеистика По, космогонические гипотезы («Эврика») в контексте философии творчества. Новелла «Падение дома Ашеров» как вариация готической истории. Психологизм Э. По: исследование тёмных сторон человеческой психики (необоснованная, неконтролируемая жестокость, раздвоение личности) в рассказах «Черный кот», «Сердце-обличитель», «Вильям Вилсон». Пограничье жизни и смерти как одна из главных тем творчества Э. По в рассказах. Сочетание рационального и иррационального, двойственность возможного объяснения (мистическое/материалистическое) необычных явлений в новеллах Э. По. Рационализация страшной тайны как импульс к созданию детективного жанра в рассказах «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо».

«Американское возрождение» 1840-50х годов. Творчество В. Ирвинга. Зависимость от идей европейской романтической культуры. Смешение серьезного с комическим, пародирование «готических» штампов («Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине»). Проблематика и поэтика рассказа «Рип Ван Винкль». Пуританские традиции Новой Англии в творчестве Н.  Готорна. Историческая тематика ранних новелл 1830-х гг. (сборник «Дважды рассказанные истории»). Вневременная, метафизическая проблематика в «пуританских» новеллах («Молодой

Браун», «Черная вуаль священника»). Синтез основных мотивов творчества Готорна в романе «Алая буква». 

Творчество Дж. Ф. Купера. Разработка специфически национальной американской проблематики при сохранении ориентации на европейские образцы (В.Скотт). Специфика жанра романа о фронтире. Пенталогия о Кожаном Чулке. Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан». Место романа в пенталогии. Развитие идеи естественного человека. Романтическая антитеза «культура – цивилизация».

Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света.   Жанровая специфика романа. Социальный план романа (метафора Америки). Философский план романа: богооставленность человека, противостояние Добра и Зла, природы и цивилизации. Повествовательная организация. Функции образа Измаила как рассказчика. Проблема героя: Измаил и Ахав – два варианта романтического героя. Образ Белого Кита. Способы создания эффекта мифа в романе.

Поэма Г. Логфелло «Песнь о Гайавате» как романтическое воссоздание эпоса на основе индейского фольклора. Источники и стилистическое своеобразие поэмы.

Дневниковая повесть Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».  Своеобразная утопическая колония «на одного человека», цель которой не в преобразовании общества, а в выработке разумной и нравственной позиции, в том, чтобы, отказавшись от общепринятой этической и социально-психологической нормы, отделить истинные ценности от ложных. «Под грязным слоем мнений, предрассудков и традиций, заблуждений и иллюзий... постараемся нащупать твердый грунт» (Г. Торо). Этот «твердый грунт» был необходимым фундаментом революции индивидуального сознания.

 

Романтизм в Италии в условиях борьбы народа за свое национальное освобождение и объединение (Рисорджименто). Перестройка эстетической системы. А. Мандзони – крупнейший писатель итальянской романтической школы. Ода «Пятое мая» как отражение  романтического понимания истории, места личности в ней. Исторические драмы «Граф Карманьола» и «Адельгиз». Роман «Обрученные» как одна из вершин европейского исторического романа эпохи романтизма. Историческая концепция Мандзони. События частные и события исторические осмысляются как проявления нравственно-религиозного конфликта между верностью долгу перед богом и перед ближним, с одной стороны, и забвением идеалов Евангелия – с другой. В реальности истории, в движении и взаимосвязи человеческих судеб сталкиваются два полюса конфликта – мир высокой мудрости и его антипод – мир низменных побуждений, корысти, презрения к слабому. Стиль романа. Роль романа в истории итальянского языка и художественной литературы.

Творчество Дж. Леопарди. Противопоставление «природы» «разуму»: радостное, близкое природе восприятие мира древними как антитеза разъедающему душу рационализму современного поэту общества. Лирический сборник «Песни» как стремление поэта создать по образцу гражданской классицистической поэзии Альфьери, Монти, Фосколо героическую лирику, выражающую патриотические чувства юного поэта. Своеобразная поэтическая форма «канто» (песни) — разновидность лирической поэмы. Стихотворения «К Италии», «К памятнику Данте», «К Анджело Маи», «На свадьбу сестры Паолины», «Победителю игры в мяч», «Брут младший», «К весне», «Гимн праотцам».


[1] При составлении использованы следующие материалы:

1) История всемирной литературы: В 8 томах / Г. П. Бердников (гл. ред.). Т. 6. М.: Наука, 1989.

2) Программа курса Зарубежная литература XIX в. (для романо-германского и классического отделений) кафедры истории зарубежной литературы МГУ. URL: http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Programs_XIX.htm



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.004 с.)