Вопрос №4 Дети с отклонениями в развитии (характеристика, категории, проблемы терминологии). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №4 Дети с отклонениями в развитии (характеристика, категории, проблемы терминологии).



 

Данная тема наиболее актуальна в настоящее время, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в развитии, а т.ж. появляются более сложные сочетанные патологии. Основные положения концепции отклоняющегося развития не утратили своего значения до сегодняшнего дня.

Учёные: Выгодский, Власова, Лубовский, Лебединский, Мастюкова.

Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками в развитии, с недостатками психофизического развития) – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормального развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания.

Идея Л.С. Выготского о системном строении дефекта позволила ему выделить в аномальном развитии две группы явлений: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребёнка. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребёнка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Отклонение – физический, психический недостаток, вызванный нарушениями нормального развития.

Причины:

пренатальные,

натальные,

постнатальные.

Ребёнок с отклонениями в развитии подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребёнка:

цикличность психического развития;

неравномерность психического развития;

развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

пластичность нервной системы;

соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

 Но надо различать общие закономерности отклоняющегося развития:

снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации;

трудность словесного опосредования;

замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Лебединским были выделены следующие нарушения развития:

ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

дисфункция связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

повреждённое развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы структур головного мозга;

асинхрония (искажённое развитие) – диспропорционально-психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Таким образом, сформировались 6 групп отклонения развития:

1) недоразвитие (олигофрения),

2) задерженное развития (ЗПР),

3) повреждённое (деменции),

4) искажённое (аутизм)

5) дефизитарное (сенсорные нарушения, двигательные),

6) дисгармоничное (психопатия).

Изучая недостатки развития, необходимо знать специальную терминологию, применяемую для их обозначения. Особенно важно это потому, что она претерпевала значительные изменения.

В начале ХХ в. Детей с недостатками развития называли «ненормальными детьми». Почти одновременно начинает использоваться понятие «дефективные дети».

В конце1930-х г.г. вводится термин «аномальные дети», в послевоенный период термин «дефект».

В 60-х г.г. ХХ в. Стало применяться понятие «исключительные дети».

В последнее время часто применяется термин «отклоняющееся развитие».

Вывод:

Таким образом, квалифицированный специальный психолог должен знать характеристику, категории детей с отклонениями в развитии, их проблематику, а т.ж. их сохранные (компенсаторные) возможности;

правильно употреблять терминологию.

Всё это обеспечивает продуктивную работу специального психолога.


 

Вопрос 5. Роль Владимира Михайловича Бехтерева.
Важную роль в интеграции нескольких научных подходов в специальной психологии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев, всемирно известный невропатолог, нейрофизиолог, психиатр, психотерапевт. Основав первый в стране психоневрологический институт в Петербурге (1909), он сформулировал новое направление в психологии - рефлексологию, как объективное, экспериментальное обоснование психических процессов человека. В труде "Коллективная рефлексология" им разработано 23 универсальных закона, действующих в сфере социально-психологических отношений; приведены объективные психологические тесты. В последующей работе осуществлена интеграция данных дисциплин с педагогикой ("Педалогия"), которая явилась основой для многочисленных исследований в дефектологии, когда ребенок изучался всесторонне.
Известно, что основоположником экспериментальной социальной психологии в России по праву является В.М.Бехтерев. В 1885 г. в г. в Казани он создает лабораторию экспериментальной психологии. В 1907 г. при созданном им Психоневрологическом институте он открыл первые в стране лаборатории коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп, экспериментальной педагогики, детской психологии. В них развивалась интегральная концепция различных уровней учебной деятельности, воплощенных в труде "Коллективная рефлексология" (1921).
В частности, В.М.Бехтерев установил, что группа способствует увеличению объема знаний своих членов, исправлению ошибок, позволяет выдержать более сильные раздражители. Сама идея выделения общих законов, лежащих в основе развития природных, социальных и психических систем, придающих целостный характер всему мирозданию, уникальна. При этом определение общего универсального основания не исключает необходимости выделения и специфических законов, которые отражают качественные характеристики различных уровней эволюции мира.
В.М.Бехтерев (1911) писал, что "предметом общественной психологии является изучение психологической деятельности собраний, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря общению друг с другом". В результате возникает "общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия".
Он подчеркивал, что необходимо изучать "условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями в процессе соотносительной деятельности". Причем коллектив рассматривался Бехтеревым как нечто целое, как "собирательная личность", имеющая свою индивидуальность, зависящую от составляющих ее лиц. "Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности".
Однако, с 1927 г. его деятельность стала подвергаться резкой критике сталинских ученых и имя Бехтерева было в дефектологии вытеснено другими. В 1929 г. на смену направления дефектологии, которое возглавляли В.П. Кащенко в Москве и В.М. Бехтерев в Петербурге, пришло идеалогизированное понимание психологии и педагогики. Был организован, Экспериментально-дефектологический институт, который возглавили советские ученые И.И.Данюшевский (директор) и Л.С.Выготский (научный руководитель). Имя последнего и стало лейтмотивом всего 70 летнего периода социалистической дефектологии. Основоположники же отечественной дефектологии (В. П.Кащенко, Г.И.Россолимо, А.С. Грибоедов, В.М.Бехтерев и др.) были репрессированы; они обвинялись в чрезмерном применении зарубежных тестов, и их работа рассматривалась как педологическое уклонение от государственной идеологии. В результате дефектология приняла субъективный, недостаточно научный характер, отрицающий достижения генетики, кибернетики, экспериментальной психологии.
В настоящее время наблюдаются обратные тенденции, с глубоким изучением опыта зарубежных дефектологических школ, синтезом их достижений. На этом фоне реабилитируются забытые имена.
Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.
Выготский Лев Семенович - выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития ВПФ. История создания теоретических основ специальной психологии и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем этого выдающегося психолога. В 20-е годы прошедшего столетия на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития ВПФ сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития.
Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением ВПФ, Л. С. Выготский главную причину детской дефективности видел в "социальном вывихе". Таким образом, он подчеркивал значение выпадения аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, " настроенной"на нормальный тип развития.
Л.С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения "обходных путей " решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Ученым была обоснована идея о первичной и вторичной структуре дефекта. Он говорил, что корни первичных дефектов связаны с ЦНС. Восстановить нарушенные функции невозможно, но психолого-педагогическими средствами компенсации и коррекции можно ослабить и скоррегировать патологические наслоения, которые связаны с первичным дефектом. Он говорил о том, что наличие у аномального ребенка большого резерва здоровья, а также ненарушенных задатков открывает возможности для его развития. При благоприятных условиях с помощью взрослых они могут стать новым качеством ребенка. Эти перспективные возможности были названы Выготским зоной ближайшего развития. Диагностируя зону актуального развития, мы можем зафиксировать отставание от нормы.


 

6 вопрос.

  Роль В. П. Кащенко в становлении служб специальной психологии.                                                  Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что В. П. Кащенко заложил основы науки, которая занимается изучением лиц с отклонениями в развитии.

В начале 20 века в Европе стало развиваться движение за организацию специальных приютов, сочетающих в себе методы обучения, воспитания и лечения детей с аномалиями в развитии. Основоположником этой системы в России явился Всеволод Петрович Кащенко.

Он родился в 1870 г. в городе Ейске Кубанской губернии в Многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Становление его как профессионала происходило в Московском государственном университете на медицинском факультете, который он успешно оканчивает в 1897 году. А в 1904 г. Кащенко уже становится главным врачом больницы в Московской губернии.

В 1907 1. в Петербурге Кащенко знакомится с современными педагогическими работами профессоров А.Н.Нечаева и А.Ф.Лазурского, участвует в деятельности неврологической клиники профессор» А. С. Грибоедова. В 1908г. он изучает работу спец.учреждений различного профиля в Европе. Вернувшись в Россию арендует в Москве небольшой дом и организует в нем первый санаторий-школу дня дефективных детей. Она сочетала в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели, не имевший по его комплексному подходу аналогов не только в стране, но и в мире.

До этого времени работа с аномальными детьми сводилась к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и школ для умственно отсталых и к разрозненным усилиям по обеспечению их призрения и воспитания (Е.В. Герье, М.П. Постовский, ОБ. Фельцман и др.). Однако это не находило поддержки со стороны государства и осуществлялось за счет частою финансирования.

Впервые с докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступает на состоявшемся в 1909 г Ш съезде психиатров "... о необходимости организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей " В основу деятельности таких школ легли созданные им принципы лечебной педагогики: медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных, целью которых является исправление характера и личности в целом. 

После революции 1918 г. вместо частных благотворительных учреждений для аномальных детей, была создана общегосударственная система народного образования. В этом году санаторий-школа Кащенко превращается в государственное учреждение и на его основе организуется Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь возник Музей детской дефектологии, подобных которому не было ли в одной стране.

Всеволод Петрович сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения ребенка были организованы курсы по обучению работников-дефектологов.

В 1920 г Кащенко создает Педагогический институт детской дефективности, который возглавлял до 1924 г., пока институт не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский гос. университет. В 1924 г. отделение преобразовано в самостоятельный -факультет Московского педагогического института имени А.С. Бубнова, где Всеволод Петрович до 1931 заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник в Петербурге и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А.С. Грибоедовым.

В.П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии "Дефективные дети и школа" (1912); фундаментальною труда "Проблемы изучения и воспитания ребенка" (1926), монография «Исключительные дети. Их изучение и воспитание» (1929).

Скончался В.П. Кащенко в 1943 году в Москве.

Вывод: таким образом, В.П.Кащенко сыграл огромную роль в становлении служб специальной психологии. Во многом благодаря ему, сегодня мы имеем довольно развитую систему обучения и воспитания лиц, с отклонением в развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.013 с.)