Социальная структура и социальные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура и социальные отношения



Социальная структура — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы структуры: статусы, роли, социальные группы – составляющие горизонтальной линии соц. структуры; слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию – составляющие вертикальную линию. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу

Статус — социальное положение человека в обществе.  Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль — на способ поведения.

Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа — это еще и та среда, где возникают и развиваются коллективные процессы.

Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства — совокупность ограничений, касающихся прежде всего поведения.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); крометого, они маркируют род войск. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.

ИМИДЖ — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью.

Виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Типы социальных отношений

По субъекту (носителю) социальных отношений последние подразделяются на следующие типы: индивидуальные (личностные); межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные.

По объекту социальных отношений можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.

По характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1)сотрудничества; 2)взаимопомощи; 3)соперничества; 4)конфликта; 5)субординации (начальник-подчиненный).

Социальный конфликт.

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Субъекты конфликта:

1. Свидетели – люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.

2. Подстрекатели – те, кто подталкивает участников к конфликту.

3. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

4. Посредники – люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт – это предмет конфликта.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает случайным, так и специально созданным.

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Причины СК:

1. Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.

2. Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации

3. Религиозные различия

4. Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.)

Стадии СК:

1. Предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, понять причины конфликта, оценивают свои возможности, выбирают способ воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику, согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противников. Открытые и скрытые действия.

3. разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Функции конфликтов:

1. положительные

+ информирование о наличии социальной напряженности

+ стимулирование социальных изменений

+снятие социальной напряженности

2. негативные

- создание стрессовых ситуаций

- дезорганизация социальной жизни

- разрушение социальной системы

Способы решения СК:

- компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон

- переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы

- посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы

- арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы

- применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Пути выхода из СК:

1. Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации

2. Невмешательство – надежда на то, что все само собой образуется. Этот путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным

3. Обновление – активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.011 с.)