Миссия педагога в современных условиях. Профессиональная культура педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миссия педагога в современных условиях. Профессиональная культура педагога.



Проф. культура

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование (если среднее - специальное, то должны быть созданы условия для получения высшего без отрыва от работы)

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

З. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язы к не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ - компетенциями

 

Профессиональная компетентность педагога, ее составляющие и пути формирования.

 

Виды профессиональной компетенции (Маркова): специальная, социальная, личностная индивидуальная. Важнейшие составляющие профкомпетентности: способность самост. приобретать новые знания и умения и использовать их в проф. деят.

Виды пед. компетенции: знаниевая, деятельностная, коммуникативная, эмоциональная, личностная, творческая.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии;

Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.

 

Курсы.

 

10. Педагогика как наука, искусство и учебная дисциплина.

Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н В. Бордовской):

«Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».

Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.

Педагогику как науку и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.

Педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета - подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.

Педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.

Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить ее объект и предмет исследования. Объект науки - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. Предмет науки - наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.

Большинство современных ученых полагают, что объект педагогики - это сфера образования, то есть те явления действительности, которые обусловливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Образование изучают и другие науки (философия, социология, психология, экономика). Предмет педагогики - образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и cрeдcтвoм развития человека на протяжении всей его жизни. Иначе говоря, педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях воспитания и обучения.

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и соответствующие группы задач

Педагогика как искусство педагогической практики представлена своеобразием профессионального опыта учителей или воспитателей. Педагогическое искусство - практическая реализация педагогической теории на высоком уровне педагогического мастерства. Важной составной частью педагогического искусства (мастерства) являются освоенные педагогом педагогические технологии. Педагогическая технология - это совокупность научно обоснованных последовательных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.

Часто выбор тех или иных методик воспитания и образования в ВУЗе зависит не столько от законов педагогики, сколько от таланта самого педагога - преподавателя, от его индивидуальных способностей и особенностей воспитанников. Это в большой степени роднит педагогику не только с наукой, но и с искусством - через творческое переосмысление педагогической деятельности.

 

Сегодняпедагогика как учебная дисциплина изучает:

учебное заведение, в том числе высшее, как педагогическую систему;

функционирование и эффективность педагогического процесса в любом учебном заведении;

педагогическую деятельность научно-педагогических работников, их профессионально-педагогическую подготовку;

педагогические закономерности формирования и развития личности учащегося, студента;

процесс среднего, высшего образования и самообразования;

непосредственно процесс обучения в учебном заведении во всех его аспектах;

воспитание и самовоспитание учащихся, студентов;

моральную и психологическую подготовку учащихся и научно-педагогических работников;

формы, методы и педагогические технологии, процесс коммуникации воспитателей и воспитанников;

педагогические аспекты непрерывной самостоятельной работы студентов во время обучения в ВУЗе и после его окончания;

личность научно-педагогического работника;

педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе ВУЗа в ходе реализации задач Болонской конвенции;

коллектив (социальную группу) научно-педагогических работников кафедр, факультетов, ВУЗов;

студенческие коллективы (социальные группы).

То есть, как творческая сложная учебная дисциплина педагогика должна обеспечивать следующие функции:

образовательную;

научно-познавательную;

мотивационную;

преобразовательную;

прогнозирующую;

проективную;

культурологическую;

адаптивную;

формирующе-воспитательную и формующе-профессиональную.

 

ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Системы обучения.

Классно-урочная (Я. А. Каменский). Суть: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Признаки: Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками,

Система интенсивного всестороннего развития для начальной школы (Л. В. Занков) Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география – с 1-го класса, история – со 2-го класса.

2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.

3. Основные формы организация обучения – те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.

4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).

5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемые явления.

6. Систематическая работа над развитием всех учащихся – сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову:

1) обучение на высоком уровне сложности (ученики познают взаимозависимость изучаемых явлений, их внутренние связи);

2) ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (младшие школьники усваивают не только представления, но и научные понятия);

3) изучение программного материала в быстром темпе (суть этого принципа не в увеличении объема учебного материала, а в наполнении материала разносторонним содержанием);

4) осознание учеником процесса учения (дети подводятся к овладению мыслительными операциями на осознанном уровне).

Виды контроля

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.).

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Электронный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль.

Требования к контролю

• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью);

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; • разнообразие форм проведения контроля;

• всесторонность контроля;

• объективность контроля;

• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

• единство требований со стороны обучающих.

25.  Инновационные образовательные процессы. Авторские школы.

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования вытекающей из его основного смысла, сущности и значения.

К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:

1) изменение в целях:

2) изменение в содержании образования;

3) новые средства обучения;

4) новые идеи воспитания;

5) новые способы и приемы обучения, развития воспитания младших школьников и т. д.

В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:

1) в содержании образования;

2) в технологии;

3) в организации;

4) в системе и управлении;

5) в образовательной экологии.

В зависимости от способа осуществления нововведений их можно разделить на:

1) систематические, заранее задуманные:

2) стихийные, спонтанные, случайные.

В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: 1) массовых крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и других; 2) частичных, малых, мелких и т. п.

Под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:

- появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

- осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;

- разработку региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

- активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

- перестройку организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и человеко-центрирированного подходов;

переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;

Авторские школы.

Школа жизни (автор –Шалва Александрович Амонашвили; школа № 200 г. Москвы, директор - Марина Игоревна Шишова).

Начальная школа №200 г. Москвы, директором в которой работает М. И. Шишова, с 90-х годов 20 века развивается на концептуальной основе гуманистических педагогических идей Ш.А.Амонашвили, (изложены в трактате «Школа Жизни» и опубликованы в «Учительской газете» в 1996 году).

Основные мировоззренческие идеи, положенные в основу деятельности этой школы.

· Школа (с лат. «скале») есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребенка, его становление как человека.

· Ребенок – человек. Он не только готовится к жизни, он уже живет.

· Цель Школы Жизни – развивать и воспитывать в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств в процессе его Жизни.

· Учитель исходит из постулатов: Ребенок есть Явление; каждый Ребенок несет в себе свою жизненную Миссию; Ребенок заключает в себе величайшую энергию Духа.

· Движущие силы для развития Ребенка существуют в Природе Ребенка – это его природные страсти (устремления): страсть к Развитию, страсть к Взрослению, страсть к Свободе, страсть к Неповторимости.

· Источниками гуманного мышления учителя являются: Вера, Надежда, Любовь.

· Воспитание - питание духовной оси человека, питание его души должно опережать обучение знаниям, умениям, навыкам.

· Воспитание подготавливает в Ребенке своеобразные ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и умений.

· Духовными питательными ферментами могут стать высшие духовно-нравственные и познавательные образы: любви, красоты, устремленности, доброты, творчества, преданности, мужества, мастерства, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, саморазвития и т.д.

· «Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребенке, как необходим воздух для жизни того же Ребенка». (Ш.А.Амонашвили. Школа Жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- С.29).

В образовательный план Школы Жизни входят образовательные курсы: познавательного чтения, письменно- речевой деятельности, родного языка, математических воображений, духовной жизни, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, о природе, о мире наук, общения, иностранной речи, игры в шахматы, компьютерной грамотности. В качестве дополнительных образовательных курсов организуются следующие: Иностранный язык. Театральная деятельность. В мире мифов, легенд и сказок. В мире танца. В мире музыки. В мире саморазвития. Занятия в трудовой мастерской. Рассказы из истории Родины. Игры, спортивные праздники.

Особенности образовательного процесса в Школе Жизни,придающие ему гуманно-личностную направленность:

- образовательный процесс охватывает Ребенка полностью, со всей его природой, принимает его таким, какой он есть, и творит в нем развитого, свободного и образованного человека;

- в силу целостности личности Ребенка, образовательный процесс организуется как целостный, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребенка, жизнь детей;

- урок – ведущая форма жизни детей в школе как аккумулятор жизни Ребенка, жизни детей; («О, Урок, ты – солнце!» Ш.А.Амонашвили);

- сотруднические взаимоотношения учителя с детьми – естественное качество гуманного образовательного процесса;

- в образовательном процессе развивается и взращивается способность Ребенка к оценочной и самооценочной деятельности (упраздняются всякие формальные отметки и награды);

- учитель следует «заповедям»: Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос; Верить в свои педагогические способности – «Я от Бога учитель»; Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия.

«Очеловечивание среды вокруг каждого Ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя»

«Ноосферная» школа ( А.Буровский, Боровская школа-лицей

Калужской обл.).

В основу модели школы положена концепция русских философов и ученых XXв.: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского,

В. И. Вернадского, Н. А. Умова, А. К. Минеева и близких к ним по взглядам П. А. Флоренского, С.Н.Булгакова, Н. А. Бер­дяева.

Ноосфера — новое эволюцион­ное состояние биосферы, при котором разумная деятельность че­ловека становится решающим фактором ее развития и выжива­ния самого человека.

В основе концепции «ноосферной» школы (автор идеи — А. Буровский, Боровская школа-лицей Калужской области) — идея гармонического развития растущего человека средствами систем­ного освоениямира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материа­ла, отражающего глобальные и региональные социальные и эко­логические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.

В лицее введены учебные курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естествознание», «Естественная история», содержание которых позволяет воспитывать экологическую культуру учащегося, мотивацию к гармоничной жизни с природой, с людьми, с самим собой.

1) «Дидактическая система обучения» Л.В. Занкова;

2) «Система развивающего обучения» Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

3) программа «Развитие» А.В. Запорожца – Л.А. Венгера;

4) «Деятельностная теория обучения» П.Я. Гальперина – Н.Ф.Талызиной;

5) «Школа диалога культур» B.C. Библера

Обществоведческий блок

Мировоззрение - совокупность самых важных убеждений, устанавливающих наше понимание того, что есть окружающий мир, кто мы такие, какова наша связь с миром (типы мировоззрения: мифология, религия, философия)

Роль мировоззрения в духовной жизни человека

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

 

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в конкретном объекте изучения.

Классификация наук: естественные (науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.)); Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника); Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.

Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Понятия:

– «комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества» (Э. Тайлор),

– «единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа» (Ф. Ницше),

– «единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид),

– «культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения» (П. Сорокин)

Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями

Проблема взаимодействия культур

Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.

Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.

Выделяют следующие уровни взаимодействия:

§ этнический;

§ национальный;

§ цивилизационный.

Религия и производство

С точки зрения марксизма, определяющее место в жизни общества занимает материальное производство, на основе которого формируются общественные отношения. Появление религии обусловлено степенью развития производства и познания человеком мира. С развитием производства и общественных отношений религия отомрет.

Религия и политика

Политика имеет дело с отношениями между классами, нациями, государствами и гражданами, а поскольку это все — субъекты религиозных отношений, религия оказывает опосредованное влияние на политику на всем протяжении истории общества. Однако религия влияет на политические отношения и непосредственно.

Религия и право

Особенно четко эта взаимосвязь прослеживается в исламе, так как в священной книге мусульман — Коране содержатся основы политического и правового законодательства.

Религия и искусство

Религия использует искусство для воздействия на чувства верующих. Искусство использует религиозные образы, сюжеты, на основе которых создаются художественные произведения.

Религия и мораль

Моральные нормы и принципы впервые возникают в рамках религии в виде божественных заповедей. Основной функцией морали является регулятивная, т.е. мораль регулирует взаимоотношения людей в обществе с помощью норм и принципов. Но это регулирование в первобытном обществе было возможно только потому, что у моральных принципов был статус священных: не убий, не укради, потому что того требует Бог. За нарушение человек будет расплачиваться.

Религия и наука

Религия и наука связаны по происхождению. Некоторые исследователи считают, что первой формой науки была магия, а магия — это форма религии. Первыми учеными называют шаманов, так как именно они были носителями знаний в первобытном обществе. Впоследствии наука и религия разделяются и даже враждуют друг с другом.

В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело ученых — создавать непротиворечивую систему знаний о природе и обществе, дело священников — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.

Рынок труда. Безработица.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Сущность рынка труда

Рынок труда (рабочей силы) — важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Безработица – это экономическая ситуация, когда трудоспособная часть общества не может найти работу или не хочет работать на предлагаемых рынком труда работах.

Причины безработицы: потеря работы в результате добровольного ухода с работы, в результате увольнения, отсутствие опыта работы (кандидаты после учебы в вузе или техникуме) и ищущие работу после перерыва в трудовой деятельности.

Виды безработицы (норм. уровень безраб. 6-8%):

 добровольная – из-за собственного нежелания людей трудиться;

естественная – неустранимая и сопутствует рыночной экономике. Она не зависит от экономических причин.

сезонная возникает в регионах и отраслях, в которых количество рабочих мест сокращается после выполнения сезонных работ.

региональная возникает под действием исторических, демографических и психологических факторов. Этот вид безработицы непреодолим с помощью экономической политики. Примером может служить традиционная безработица женщин Кавказа, так как они посвящают все свое время воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. В Якутии, специализирующейся на добыче алмазов, другие отрасли слабо развиты и поэтому велик уровень безработицы;

институциональная, которая возникает из-за изменения законодательства и социальной политики. в том числе правовых норм (увеличения социальных выплат по безработице

структурная возникает из-за различия в структуре спроса и предложения.

застойная – возникает из-за экономических застоев. При такой безработице люди хотят найти работу, но не могут, так как во время экономического кризиса происходит сокращение рабочих мест.

Социальный конфликт.

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Субъекты конфликта:

1. Свидетели – люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.

2. Подстрекатели – те, кто подталкивает участников к конфликту.

3. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

4. Посредники – люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт – это предмет конфликта.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает случайным, так и специально созданным.

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Причины СК:

1. Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.

2. Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации

3. Религиозные различия

4. Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.)

Стадии СК:

1. Предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, понять причины конфликта, оценивают свои возможности, выбирают способ воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику, согласие невозможно. Н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.121 с.)