Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика механицизма и органицизма. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
«Простая смена поколений (т.е. чисто биологическое явление) не изменяет над-органической среды, потому что каждое поколение необходимо ей подчиняется, перенимает язык своих отцов, воспитывается в их взглядах, приучается жить в тех же отношениях. Формы над-органической среды держаться подражанием, переходящим в привычку, и повиновением авторитету, которое, в сущности, есть только особая форма подражания» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.265). «Сущность над-органического развития – в способности к бесконечным комбинациям, так как никакая органическая особенность человека не противопоставляет обществу какой-либо определенной структуры» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.277-278). «Вот общие соображения, которые не позволяют нам целиком применять принципы дарвинизма к социальной науке: социологический принцип солидарности, без которого немыслимо ни малейшее общество, есть антитеза биологического закона борьбы за существование; психическая традиция есть конкурент органической наследственности. Животная борьба, психическое взаимодействие, общественная солидарность, - органическая наследственность, культурная и социальная традиция – индивидуальная изменчивость организма, личная инициатива человека и его самостоятельность в социальной организации – вот факторы исторической жизни человечества. Тут не один, значит, естественный подбор действует, который порождается индивидуальной изменчивостью, укрепляемой наследственностью и направляемой переживанием приспособленейших в борьбе существования: тут действует еще процесс, порождаемый личной инициативой, переходящей в традицию на почве психического взаимодействия, процесс, вызываемый изменением социальной организации, которая, однако имеет свойство устойчивости и основную черту в солидарности. Процесс этот может быть прогрессивным и регрессивным, подобно тому, как и естественный подбор не всегда совершенствует организм, а только приспособляет его к среде» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.289-290).
«Если последовательно проводить эту точку зрения, результатом должно быть полное отрицание активной роли человеческой деятельности в истории, и исторический процесс должен представляться, как совершенно безличная эволюция» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.126). Что не соответствует реальному положению дел, ибо: «Культурный процесс истории есть процесс двусторонний, в котором параллельно и в тесном соединении находятся элементы как безличной эволюции, так и личного творчества» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.133). «… научные открытия делались сознательно и преднамеренно усилиями индивидуальной мысли, а не были результатами безличной эволюции общественности и культуры, в которой науке тоже принадлежит видное место» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.148). «Люди придумывают, изобретают новые формы, пропагандируют их властно вводят их в жизнь путем мирной законодательной деятельности или насильственных переворотов, и здесь уже не может быть сравнения с ростом травы. Во всех подобного вида случаях проявляется, как в технических изобретениях и в научных открытиях, сознательная, преднамеренная, телеологическая активность отдельных личностей в роли инициаторов и реформаторов» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.150). Список некоторых дореволюционных изданий работ Н.И. Кареева 1. Кареев Н.И. «О случайности» жизни и истории \\ Дело. 1884. №1. 2. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. Спб., 1897. Кареев Н.И. Государство-город античного мира. Опыт исторического построения политической и социальной эволюции античных гражданских общин. Спб., 1910. 3. Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. Пг., 1924.
4. Кареев Н.И. Заметка об обществах животных \\ Юридический вестник 1882 №3. 5. Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908. 6. Кареев Н.И. Идея прогресса в ее историческом развитии \\ Северный вестник. 1891. 7. Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. 8. Кареев Н.И. Историческая философия Л.Н. Толстого в Войне и мире. Спб., 1888. 9. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т. 1-5. 10. Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. 11. Кареев Н.И. Мифическое миросозерцание и положит. философия \\ Знание №9, 1876. 12. Кареев Н.И. Наука о человечестве в настоящем и будущем \\ Знание 1875, №5 13. Кареев Н.И. О субъективизме в социологии \\ Юридический вестник 1880 №4. 14. Кареев Н.И. Общество и организм \\ Юридический вестник 1883 №6-7 15. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е изд. Спб., 1897. 16.Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса. Том 1, 1883. 17. Кареев Н.И. Переход от средних веков к новому времени. Введение в историю нового времени. Спб., 1892. 18. Кареев Н.И. Собрание сочинений. Том 1. История с фил. точки зрения. СПб., 1911. 19. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. 20. Кареев Н.И. Философия истории и теории прогресса \\ Знание 1876, №2-3. 21. Кареев Н.И. Философия социальной и культурной истории нового времени. 22. Кареев Н.И. Экономический материализм в истории \\ Вестник Европы. Июль. 1894. 23. Кареев Н.И. Экономический материализм и закономерность социальных явлений \\ Вопросы философии и психологии. 1897 кн.36. 24. Кареев Н.И. «О случайности» жизни и истории \\ Дело 1884. №1. 25. Кареев Н.И. Теория исторического знания. Спб, 1913.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.006 с.) |