Основной вопрос философии в гносеологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной вопрос философии в гносеологии.



Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Вопрос о соотношении материи и сознания. И при этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

• эмпиризмом (сенсуализмом);

• рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения (" Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях ").

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

• мир непознаваем;

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

 

Определение науки.

Наука – общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. (Авторы как бы вернулись на привычные для них марксистско-ленинские позиции, но не верь глазам своим).

Комплекс значений понятия «наука»:

- система знаний (факты, зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки);

- производство знаний (создание мира теоретических образов);

- социальный институт (система специальных учреждений: академии наук, научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории и т.д.).

Основные функции науки:

- культурно-мировоззренческая;

- непосредственной производительной силы;

- социальной силы (направляет и организует почти все виды человеческой деятельности).

Генезис науки и основные этапы ее развития

Сначала вся история делится на два этапа:

- преднаука (освоение обыденно-практического; здесь мало системности, обоснований и объяснений, все выводы прикладные и рецептурные);

- наука (наряду с индукцией действует дедукция, эмпирическое и теоретическое едины, идет поиск сущности, не совпадающей с явлением, выводы рациональны и общезначимы, есть познание ради себя самого, а не только ради пользы).

Основные этапы становления науки:

1) возникновение в Древней Греции (VI-V вв. до н.э.): вычленение науки и придание теоретической формы зачаткам рационально-практических знаний;

2) превращение науки в специализированную, профессиональную деятельность и социальный институт (XVI-XVII вв.), становление математического и экспериментального естествознания.

 

Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Идеалом для сциентизма выступает не просто всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания собирает в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному:

от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания.

 

Антисциентизм – это противоположная от сциентизма концепция. Он настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия в антисциентизме рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящей чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Наиболее ярко он получил выражение в экзистенциализме, персонализме, в различных концепциях контркультуры и в экологических движениях.

Так М. Хайдеггер, представитель экзистенциализма, отмечает, что наука, безусловно, является одной из форм постижения бытия, но она выражает собой лишь ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается бытия в целом. По его мнению, науки описывают как бы локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением в целом. Полная картина может быть представлена лишь в философии.

 

 

  1.  Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. Общие принципы диалектического мышления.

Термин диалектика был предложен Сократом. Древнегреческие философы под ней понимали умение вести спор (диалектик – человек, умеющий правильно ставить вопросы и отвечать на них).

Гегель развил другую форму диалектики, основанную на принципе тождества мышления и бытия (предмет – единые законы развития).

Марксисткая философия воспользовалась его идеалестической диалектикой, приспособив её к материализму.

Основные принципы диалектики:

•Принцип развития является основным атрибутом материи. Развитие представляет собой самую сложную форму движения материи.

•Принцип всеобщей связи, он тесно связан с принципом развития, т.к. является условием его реализации (без связи внутреннего и внешнего невозможны возникновение, изменение и развитие).

•Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания - отражает единство и всеобщность законов развития (развитие имеет тотальный характер, т.е. охватывает и природу и человека и общество.

•Принцип восхождения от абстрактного к конкретному (абстрагирование – это выделение основных черт при отвлечении от несущественных, конкретное – это свойство реальности, где существенное и несущественное не разделены.

•Принцип единства логического и исторического формирует представление о том, что конкретное в действительности формируется в конкретное в познании.

Основные законы диалектики (материалистической):

•Закон единства и борьбы противоположностей – каждому предмету и явлению присущи внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой.

•Закон перехода кол-ных изменений в качественные и обратно

•Закон отрицания отрицания – всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов и каждый последующий несёт в себе некоторые черты исходной стадии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.107 (0.008 с.)