Эмоционально-волевые нарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-волевые нарушения.



Эмоционально-волевые нарушения.

 

 

                             Выполнили:          

                                                            Студенты гр. О-020400-53

Захарова А. А.

Иванова А. А.
Праздникова Д. В.
Рассохин Д. А.

     Проверил:                         

                                                  ?

___________________________                                                                                                         

               

 

Ижевск, 2012


Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Эмоционально-волевая сфера личности. 4

2. Особенности эмоционально-волевой сферы в разные периоды онтогенеза и возможности ее диагностики. 6

3. Нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины. 12

4. Методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. 17

Заключение. 17

Список литературы.. 17


Введение

Согласно, выдающемуся отечественному психологу Алексею Александровичу Бодалёву от того, как люди воспринимают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Следовательно, от адекватности и целесообразности поведения человека, от умения рационально оценивать и контролировать своё поведение зависят многие жизненно важные моменты его жизни, например, будет ли человек принят в значимую для него группу, сможет ли включиться в ведущую деятельность, сможет ли быть участником эмоционально близких отношений.

Одними из важнейших факторов, внутренне регулирующих поведение человека, являются эмоции и воля. Эмоции, будучи субъективной формой выражения потребностей, предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Воля помогает человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, и проявляется в саморегуляции своей деятельности и психических процессов.

Эмоционально-волевая сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи, поэтому проблемы в данной сфере не могут не повлиять на характер психического развития, что обуславливает актуальность данной работы.

Объект исследования — эмоционально-волевые нарушения, как вид дизонтегенеза.

Предметом исследования является отечественная и зарубежная литература, монографии, описывающие особенности эмоционально-волевой сферы и возможности ее диагностики, нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины, методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями.

Основной целью исследования является изучение сущности эмоционально-волевых нарушений. В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:

- описать особенности эмоционально-волевой сферы;

- рассмотреть возможности диагностики эмоционально-волевой сферы;

- описать нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины;

- рассмотреть методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями.

Диагностика эмоционально – волевой сферы

Эмоциональная сфера

Методика “Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп: отношение к отцу, отношение к матери, отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к детскому саду, страхи и опасения.

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Обработка результатов:на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога. Эти страхи можно разделить на несколько групп: медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь), физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки), страх смерти (умереть), животных и сказочных персонажей, кошмарных снов, темноты, социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания), пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

Волевая сфера

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский и взрослый вариант).

Цель: диагностика свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Процедура проведения: каждому испытуемому предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаясь к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

Обработка данных: проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

ОСТ содержит следующие шкалы: предметная энергичность, социальная энергичность, пластичность, социальная пластичность, темп или скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, контрольная шкала

Тест Стреляу

Цель: предназначен для определения типов темперамента

Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов

Методика Айзенка «EPI»

Цель: определение типа темперамента и особенностей соответствующим этим типам.

Процедура проведения:испытуемому предлагается текст опросника -бланк ответов, в который он заносит свои ответы.

Методика Айзенка EPQ.

Цель: определение типа темперамента и особенностей соответствующим этим типам.

Процедура проведения:испытуемому предлагается текст опросника -бланк ответов, в который он заносит свои ответы.

 

Расстройства настроения

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.

Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.

Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Эмоциональная тупость и паратимии характерны для детей, страдающих шизофренией.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками. Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.

Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину.

Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.

Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.

Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

 

Расстройства психомоторики

 

Под психомоторикой, по М. О. Гуревичу, понимается совокупность сознательно управляемых двигательных действий, находящихся под волевым контролем. Симптомы психомоторных расстройств могут выражаться в затруднении, замедлении выполнения двигательных актов (гипокинезии), полной обездвиженности (акинезии), а также полярно противоположными проявлениями — двигательным возбуждением либо неадекватными движениями и действиями.

Паракинезии – ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (например, перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание).

Гиперкинезия – большая группа расстройств самого различного происхождения. Сюда относятся и непроизвольные лишние движения (тремор, фибриллярные подергивания, судорожные припадки) и патологические автоматизированные движения (например, тики), а также приступы истерических судорог, двигательная активность при маниакальном, кататоническом и других видах возбуждения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.

Перечислим наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

- желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

- неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

- снижение двигательной активности;

- недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

 

Заключение

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР./Под ред. К.С.Лебединского. –М., 2002.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1999.

3. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1995.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии Собр.соч., т.5 – М.,2003.

5. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

6. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 589c.

7. Еникеев М. И. Общая и социальная психология учебник для вузов.– М, 1999. – 624с.

8. Запорожец А.В., Я.З. Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста – М., 2000. – 416с.

9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. – М., 1996.

10. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерк по психологии аномального развития личности. – М., 2000.

11. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2004

13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1990

14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1999.

15. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.

16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – Спб.: Речь, 2004

18. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.,1995.

19. Певзнер М.С. и др.Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 2005.

20. Психология. Словарь./ Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

22. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1998.

23. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения)/ Под редакцией Шевченко С.Г. – Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998.

24. Щербо И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе. - М.: Сентябрь, 2003.

 

Эмоционально-волевые нарушения.

 

 

                             Выполнили:          

                                                            Студенты гр. О-020400-53

Захарова А. А.

Иванова А. А.
Праздникова Д. В.
Рассохин Д. А.

     Проверил:                         

                                                  ?

___________________________                                                                                                         

               

 

Ижевск, 2012


Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Эмоционально-волевая сфера личности. 4

2. Особенности эмоционально-волевой сферы в разные периоды онтогенеза и возможности ее диагностики. 6

3. Нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины. 12

4. Методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. 17

Заключение. 17

Список литературы.. 17


Введение

Согласно, выдающемуся отечественному психологу Алексею Александровичу Бодалёву от того, как люди воспринимают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Следовательно, от адекватности и целесообразности поведения человека, от умения рационально оценивать и контролировать своё поведение зависят многие жизненно важные моменты его жизни, например, будет ли человек принят в значимую для него группу, сможет ли включиться в ведущую деятельность, сможет ли быть участником эмоционально близких отношений.

Одними из важнейших факторов, внутренне регулирующих поведение человека, являются эмоции и воля. Эмоции, будучи субъективной формой выражения потребностей, предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Воля помогает человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, и проявляется в саморегуляции своей деятельности и психических процессов.

Эмоционально-волевая сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи, поэтому проблемы в данной сфере не могут не повлиять на характер психического развития, что обуславливает актуальность данной работы.

Объект исследования — эмоционально-волевые нарушения, как вид дизонтегенеза.

Предметом исследования является отечественная и зарубежная литература, монографии, описывающие особенности эмоционально-волевой сферы и возможности ее диагностики, нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины, методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями.

Основной целью исследования является изучение сущности эмоционально-волевых нарушений. В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:

- описать особенности эмоционально-волевой сферы;

- рассмотреть возможности диагностики эмоционально-волевой сферы;

- описать нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины;

- рассмотреть методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.071 с.)