Программа испытаний творческой направленности по направлению «История искусств» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа испытаний творческой направленности по направлению «История искусств»



Программа испытаний творческой направленности по направлению «История искусств»

Часть I.

Искусство Древней Руси

Архитектура Киевской Руси: истоки, становление и развитие. Монументальное искусство Киева XI–XII вв.

Десятинная церковь, Золотые ворота в Киеве, Собор Св. Софии в Киеве, Собор Св. Софии в Новгороде, Собор Св. Софии в Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Киево-Печерский монастырь. Мозаики собора Архангела Михаила Михайловского златоверхого монастыря.

Искусство Северо-Восточной Руси XII–XIII вв. Белокаменные храмы Владимира и других городов. Скульптурное убранство. Фрески Северо-Восточной Руси.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Княжеская резиденция Андрея Боголюбского — Боголюбово, Церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота во Владимире, Успенский собор во Владимире, Дмитриевский собор во Владимире, Собор Рождества Богородицы в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сцены «Страшного Суда» в Дмитриевском соборе во Владимире.

Новгородское зодчество XII–XV вв. Особенности Новгородской архитектуры. Новгородская монументальная живопись.

Никольский собор на Ярославовом Дворище, Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге, Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Церковь Святой Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде, Церковь Рождества Богородицы («Перынский скит»), Церковь Николы на Липне в Новгороде,, Церковь Спаса на Ковалеве, Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, Церковь Федора Стратилата на Ручью, Церковь Петра и Павла в Кожевниках, Владычная (или Грановитая) палата в Новгороде. Архитектура других земель и ее связь с архитектурой Новгорода: Церковь Св. Параскевы Пятницы в Чернигове.

Домонгольская иконопись и миниатюра.

Иконопись. «Апостолы Пётр и Павел» (XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород); «Святой Георгий» (XI в. Успенский собор Московского Кремля); Икона Божией Матери «Знамение» (1-я пол. XII в. Новгород, Софийский собор);«Благовещение» (нач. XII в. ГТГ, Москва); «Богоматерь Владимирская» (нач. XII в. ГТГ, Москва); Архангел Гавриил — «Ангел Златые власы» (конец XII в. Русский музей, СПб); «Спас Нерукотворный» (кон. XII в. ГТГ, Москва); «Св. Дмитрий Солунский» (ок. 1212. ГТГ, Москва); «Успение» (нач. XIII в. Икона из Десятинного монастыря в Новгороде. ГТГ, Москва); «Богоматерь Великая Панагия» (Оранта) (Около 1224 г. ГТГ, Москва), Николай Чудотворец (сер. XIII в. ГРМ, Санкт-Петербург).

Миниатюра. Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, Изборник Святослава.

Творчество Феофана Грека.

Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, Богоматерь Донская, Иконостас Благовещенского собора.

Новгородская иконопись XV в. Чудо от иконы «Знамение». Битва новгородцев с суздальцами (XV в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород).

Архитектура и изобразительное искусство Московского княжества в XIV-XV вв. Московский Кремль, его соборы и гражданские сооружения рубежа XV-XVI вв. Формирование общерусского стиля, опирающегося на традиции различных художественных школ.

Раннемосковская архитектура. Успенский собор на Городке в Звенигороде; Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря; Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря; Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря.

Формирование ансамбля Московского Кремля. Кремль Ивана Калиты: Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору.

Соборная площадь Московского Кремля: Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый); постройки псковских мастеров: Благовещенский собор, церковь Ризположения; Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин), Грановитая палата (Пьетро Антонио Солари и Марко Руфо).

Творчество Андрея Рублева.

Росписи Благовещенского собора Московского Кремля (с Феофаном Греком и Прохором с Городца, не сохранились), росписи собора Троице-Сергиева монастыря (с Даниилом Черным, не сохранились), фрески Успенского собора во Владимире (с Даниилом Черным и Прохором с Городца), икона «Троица», иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде, Икона «Богоматерь Владимирская».

Творчество Дионисия.

Фрески Успенского собора Московского Кремля, фресковые росписи Церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы «Богоматерь Одигитрия», «Распятие», «Святитель Петр, Митрополит Московский, с житием», «Митрополит Алексий в житии», «Дмитрий Прилуцкий в житии».

Архитектура XVI в. Шатровое зодчество.

Церковь Вознесения в Коломенском, Собор Покрова Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Собор Василия Блаженного), Храм Преображения Господня в селе Остров. Деревянное зодчество. Церковь Рождества Богородицы из деревни Передки (Музей деревянного зодчества «Витославицы», Новгород). Гражданская архитектура. Английское подворье в Москве. Крепостная архитектура: Башня Симонова монастыря в Москве, стены Белого города, стены Смоленского Кремля.

Столпообразные храмы с иными типами завершения. Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Иконопись XIV–XVI веков.

«Борис и Глеб» (1-я пол. XIV в. ГРМ, Санкт-Петербург); «Богоматерь Одигитрия» (кон. XV в., Суздаль); Св. Никола в житии (1-я пол. XVI в.). Годуновская и Строгановская школы (Прокопий Чирин, Истома Савин). Иконы «Никита-воин» (кон. XVI в. П. Чирин. ГТГ, Москва), Апостол Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос, с хождением Иоанна Богослова (сер. XVI в., Суздаль), «Церковь воинствующая» — «Благословенно воинство небесного царя...» (сер. XVI в. ГТГ, Москва).

Деревянное и каменное зодчество XVII в. Основные тенденции развития архитектуры и искусства. Стиль «Русское узорочье». «Нарышкинский стиль» или «московское барокко».

Московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, Св. Николая в Хамовниках.

Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

Строительство в период патриаршества Никона. Воскресенский собор в Новом Иерусалиме.

Архитектура и монументальное искусство Ярославля: Церковь Ильи Пророка, Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, Церковь Николы Мокрого, Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

Крепостное строительство. Тобольский кремль, Ростовский кремль, Перестройка башен и стен Новодевичьего, Данилова, Донского и Троице-Сергиева монастырей, реконструкция Спасской башни Московского Кремля.

Архитектура последней четверти столетия, стремление к обновлению языка. Колокольня Новодевичьего монастыря, Церковь Воскресения в Кадашах, Церковь Знамения в Дубровицах.

«Нарышкинский стиль» или «Московское барокко». Церковь Покрова в Филях, Церковь Спаса в Уборах, Церковь Троицы в Троицком-Лыкове.

Деревянная архитектура. Ансамбль в Кижах (Покровская, Преображенская церкви и колокольня).

Гражданское строительство. Теремной дворец Московского Кремля (Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Ушаков); Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Иконопись XVII в. Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. Развитие парсуны.
Симон Ушаков
: иконы «Троица», «Спас Нерукотворный»; «Древо государства Московского».

Парсуна М.В. Скопина-Шуйского; Парсуна Патриарха Никона; Парсуна Царя Фёдора Алексеевича.

Русское искусство XVIII в.

Принципиально новые черты искусства в XVIII в. Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись, гравюра (Д. Трезини, Б.-К. Растрелли, И. Никитин, А. Матвеев, А. Зубов), россика.

Палаты Аверкия Кириллова в Москве, Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве. Строительство Санкт-Петербурга. Палаты Кикина; Здание Адмиралтейства (арх. И. Коробов), типовые проекты «образцовых домов» (Ж. Леблон, Д. Трезини); Петропавловская крепость.
Д. Трезини
: Петропавловский собор в Петропавловской крепости, Петровские ворота в Петропавловской крепости, Здание 12-ти коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду; Меншиковский дворец на Васильевском острове (Дж. М. Фонтана, Г.И. Шедель); Кунсткамера (Г. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов); Загородные резиденции: дворцово-парковый ансамбль в Петергофе.

Гравюра. А.Ф. Зубов.

Живопись. Портреты «Преображенской серии» как памятник переходного периода.
И.Н. Никитин
: Портреты царевны Натальи Алексеевны, царевны Прасковьи Иоанновны и царевны Анны Петровны, «Напольный гетман»; «Пётр I на смертном ложе»; «Портрет канцлера Г.И. Головкина».
А.М. Матвеев
: «Автопортрет с женой».

Россика:
Ж. Натье: портрет Екатерины I;
Луи Каравак: портрет Анны Иоанновны;
К. Ванлоо: Портрет Елизаветы Петровны;
Э. Виже-Лебрен
: портрет И.И. Шувалова.

Скульптура. Б.-К. Растрелли. Барочные тенденции в его творчестве. Бюсты Петра I и А. Меншикова, Конный памятник Петру I, скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком».

Архитектор Ф.-Б. Растрелли — выразитель русского варианта стиля барокко. Специфика стиля рококо в России.

Ф.-Б. Растрелли. Большой дворец в Петергофе; Большой Екатерининский дворец и дворцово-парковый ансамбль в Царском селе; Строгановский и Воронцовский дворцы в Санкт-Петербурге; Зимний дворец в Санкт-Петербурге; Ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге; Андреевская церковь в Киеве.

Развитие портретного жанра в творчестве русских художников.

И.В. Вишняков: Портрет Сарры-Элеоноры Фермор.
И.П. Аргунов
: портреты графов Шереметевых, архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых; «Портрет неизвестной в русском костюме».
А.П. Антропов
. Портреты Петра III, Архиепископа Кулябки; статс-дамы А.М. Измайловой.

Искусство 2-й половины XVIII в. Основание Академии Художеств в 1757 г. и значение этого факта. Классицизм в русской архитектуре. Философские и эстетические основы стиля. Архитектурные сооружения Москвы и Петербурга. Периодизация классицизма. Ранний классицизм: творчество А. Ринальди, Ю.М. Фельтена, А.Ф. Кокоринова, Ж.-Б. Валлен-Деламота. Строгий классицизм: творчество Д. Кваренги, Ч. Камерона, И.Е. Старова, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Церковные сооружения. Особняки. Культура русской усадьбы.

Московская архитектура.
В.И. Баженов
: Дом Пашкова, Ансамбль в Царицыно. Проект Большого Кремлевского дворца в Москве и влияние замысла Баженова на дальнейшее развитие архитектурной практики.
М.Ф. Казаков
и его роль в формировании облика Москвы: Путевой Петровский дворец, Зал Дворянского собрания в Москве, Здание Сената в Московском Кремле, здания Голицынской и Павловской больниц, Дом-усадьба Демидовых, здание Московского университета, Дом Гагарина (Екатерининская больница); культовые постройки М. Казакова: церковь Филиппа Митрополита, церковь Вознесения на Гороховом поле и др.

Расцвет русской усадьбы во второй половине XVIII столетия: Останкино, Архангельское, Кусково.

Архитектура Санкт-Петербурга.
А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот
: Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Ю.М. Фельтен
: Решетка Летнего сада, Чесменский дворец и Чесменская церковь;
А. Ринальди: Мраморный дворец Китайский дворец в Ораниенбауме;
Дж. Кваренги
: Смольный институт, здания Академии наук на Васильевском острове, Ассигнационного банка, Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.
Ч. Камерон
: Холодная баня с агатовыми комнатами и «Камеронова галерея» в Екатерининском парке в Царском Селе, Большой Павловский дворец и усадебный ансамбль в Павловске.
И.Е. Старов
: реконструкция Александро-Невской лавры, Таврический дворец, ряд усадеб под Петербургом.
В.И. Баженов, В. Бренна
: Михайловский замок.

Русская живопись второй половины XVIII в. Иерархия жанров в Академии художеств. Доминирующая роль портретного жанра. Творчество Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского. Исторический жанр. Творчество А. Лосенко, Г. Угрюмова. Бытовой жанр: М. Шибанов, И.И. Фирсов.

А.П. Лосенко. Портрет актера Ф.Г. Волкова.
Ф.С. Рокотов
. Парадные портреты Екатерины II и Павла I; портреты Г.Г. Орлова, А.П. Струйской, В.Н. Суровцевой, В.Е. Новосильцевой, В.И. Майкова.

Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II в образе Афины; «Дама в голубом»; портреты П.А. Демидова, Дени Дидро, А.Ф. Кокоринова, Н.И. Новикова, воспитанниц Смольного института (Смолянки»); «Екатерина в храме богини правосудия».

В.Л. Боровиковский. Черты сентиментализма в работах Боровиковского. Портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, «Екатерина II на прогулке в Царском селе», портрет Павла I.

Исторический жанр.
А.П. Лосенко
. «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой».
Г.И. Угрюмов
. «Взятие Казани», «Избрание Михаила Федоровича на царство».

Бытовой жанр.
М. Шибанов
: «Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора».
И.И. Фирсов
: «Юный художник».

Русская скульптура второй половины XVIII в. Творчество Ф. Шубина, Э.-М. Фальконе, Ф. Гордеева, М. Козловского.

Ф.И. Шубин. Бюсты М.В. Ломоносова, А.А. Безбородко, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына, Павла I; «Екатерина II — законодательница».
Э.-М. Фальконе. «Медный всадник».
М.И. Козловский: Памятник полководцу А. Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге.

Надгробие как один из жанров скульптуры.
Ф.Г. Гордеев. Мраморные надгробия Н.М. Голицыной (1780), Д.М. Голицына (1799, оба в ГНИМА им. А.В. Щусева, Москва), А.М. Голицына (1788, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург).

Русское искусство XX в.

Новые течения в русском искусстве начала XX в. Художественные объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Объединение «Голубая роза» — молодое поколение русских символистов. Выставка 1907 г. Творчество основных представителей объединения. П.В. Кузнецов: «Голубой фонтан», «Мираж в степи», «Стрижка овец», «Спящая в кошаре» и другие картины «киргизской серии». М.С. Сарьян: «Улица. Константинополь», «Финиковая пальма». Н.П. Крымов: «Желтый сарай», «Московский пейзаж. Радуга». Н.Н. Сапунов: «Голубые гортензии», «Карусель», «Мистическое собрание» (на сюжет «Балаганчика» А. Блока). С.Ю. Судейкин: «Балет». К.С. Петров-Водкин: отражение символистских идей, близких «Голубой розе». Картина «Купание красного коня».

Объединение «Бубновый валет». Выставка 1910 г. Творчество основных представителей объединения. Влияние на формирование художников французского искусства: постимпрессионизм, фовизм, кубизм. Интерес к пейзажу и натюрморту. Портреты и автопортреты художников.
Работы П.П. Кончаловского «Сухие краски», «Агава», «Красный поднос», «Портрет Г. Якулова», «Семейный портрет»;
И.И. Машкова
«Синие сливы», «Натюрморт с тыквой», «Натюрморт с самоваром», «Автопортрет и портрет П. Кончаловского», «Автопортрет»;
А.В. Лентулова
«Москва», «Иван Великий. Звон», «У Иверской», «Автопортрет»;
Р.Р. Фалька
«Портрет Мидхата Рефатова», «Натюрморт на белой скатерти», «Натюрморт со столиком из красного дерева», «Бутылки у окна»;
А.В. Куприна
: «Синий поднос», «Натюрморт с кактусом и конским черепом». Примитивистское начало в ранних произведениях мастеров «Бубнового валета», их соприкосновение с крестьянским и городским фольклором.
Крестьянский цикл Н.С. Гончаровой (« Сбор урожая», «Жатва», «Мытье холста» и др. ),
«Провинциальная» и «Солдатская» серии М.Ф. Ларионова («Офицерский парикмахер», «Отдыхающий солдат» и др.).

Размежевание путей художников объединения «Бубновый валет» и участников первой выставки М. Ларионова и Н. Гончаровой. Выставки «Ослиный хвост» и «Мишень». Формирование новых творческих концепций. «Лучизм» М. Ларионова: «Петух (лучистский этюд)». Кубофутуризм Н. Гончаровой: «Аэроплан над поездом», «Вилосипедист».

Искусство русского авангарда.
Абстрактный экспрессионизм В.В. Кандинского: «импровизации» и «композиции». «Композиция № 6», «Доминирующая кривая», «Нежное напряжение № 85», «Несколько кругов», «Импрессия 3. Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209». Теоретические труды художника.
«Супрематизм» К.С. Малевича — система геометрической абстракции. «Черный квадрат». «Цветочница», «Косарь», «Лицо крестьянской девушки», «Уборка ржи», «Плотник», «Жница», «Красный квадрат», «Белый квадрат», «Белое на белом», «Крестьянка». Теоретическое наследие художника.
«Скульптоживопись» В.Е. Татлина: «рельефы» и «контррельефы».
«Аналитическое искусство» П.Н. Филонова. «Пир королей», «Крестьянская семья (Святое семейство)», «Формула империализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула весны».
Творчество М.З. Шагала. «Над городом», «Я и деревня».

Искусство и Октябрьская революция. Развитие политического плаката. В. Дени: «Банда»; Д. Моор: «Ты записался добровольцем?», «Помоги». «Окна РОСТА». Агитационные тенденции в монументальной скульптуре. Т.С. Коненков: Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Живопись. К. Петров-Водкин: «1918 год в Петрограде»; Б. Кустодиев: «Большевик». Оформление массовых празднеств.

Поиски нового в искусстве 1920-х годов. Художественные объединения 1920-х годов, творчество основных представителей.

АХРР (Ассоциация художников революционной России). С.В. Малютин: «Портрет писателя Дмитрия Фурманова»; Г.Г. Ряжский: «Делегатка», «Председательница»; М.Б. Греков: «Тачанка»; И.И. Бродский: «В.И. Ленин на фоне Кремля»; Б.В. Иогансон: «Рабфак идет»; Е.А. Кацман: «Калязинские кружевницы»; Е.М. Чепцов: «Заседание сельской ячейки».

ОСТ (Общество станковистов). А.А. Дейнека: «На стройке новых цехов», «Текстильщицы», «Оборона Петрограда»; Ю.И. Пименов: «Даешь тяжелую индустрию!»; П.В. Вильямс: Портрет В.Э. Мейерхольда; А. Тышлер: «Спортивный парад»; Д.П. Штеренберг: «Аниська».

«4 искусства». Творчество П.В. Кузнецова, М.С. Сарьяна, В.А. Фаворского, К.С. Петрова-Водкина. Иллюстрации В.А. Фаворского: «Книга Руфь», «Слово о полку Игореве», сочинения А.С. Пушкина, Ч. Диккенса, Р. Бернса. Картина К.С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара».

ОМХ (Общество московских художников).
П.П. Кончаловский
: «Автопортрет с женой»;
И.И. Машков
: Снедь московская; Р.Р. Фальк: «Красная мебель», «Автопортрет»;
произведения А.В. Лентулова, А.В. Куприна, С.В. Герасимова.

ОРС (Общество русских скульпторов).
И.Д. Шадр
: «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»;
А.Т. Матвеев: «Октябрь»,
В.И. Мухина
: «Пламя революции» (Проект памятника Я.М. Свердлову), «Крестьянка».

Конструктивизм.
Творчество В.Е. Татлина, А.М. Родченко, В.Ф. Степановой, Л.С. Поповой. «Башня III Интернационала» В. Татлина.

Архитектура. Объединения ОСА (Объединение советских архитекторов) и АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). Клуб им. И. Русакова, Дом-мастерская К. Мельникова (К.С. Мельников). Планетарий (М.О. Барщ). Жилой комплекс ВЦИК (Б.М. Иофан). Дом-коммуна Наркомфина (М.Я. Гинзбург). Здание газеты «Правда», Клуб им. С.М. Зуева (П.А. Голосов). Центральный телеграф (И.И. Рерберг). Дворец культуры Пролетарского района — ныне Дворец культуры ЗИЛа (братья В.А. и Л.А. Веснины). Мавзолей В.И. Ленина (А.В. Щусев). Здание государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх). Архитектурные проекты И.И. Леонидова.

Основные художественные проблемы и тенденции русского искусства в 1930–1950-е годы. Идеология и сложение доктрины единого творческого метода советского искусства — «социалистического реализма». Утопическая символика советского искусства.

Б.В. Иогансон: «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»;
С.В. Герасимов
: «Клятва сибирских партизан»;
А.М. Герасимов
: «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле»;
Ю.И. Пименов
: «Новая Москва»;
А.А. Пластов
: «Колхозный праздник».

А. Самохвалов: «Девушка в футболке», «Осоавиахимовка»;
С.Я. Адливанкин: «Состязание юных авиамоделистов»;
Ф.С. Богородский
: «Снимаются у фотографа»;
А.А. Дейнека
: «Раздолье».

Портретный жанр в искусство 1930-х гг.
М.В. Нестеров
: «Портрет братьев Кориных»; «Портрет скульптора Шадра»; «Портрет хирурга Юдина»; «Портрет И.П. Павлова»; «Портрет скульптора Мухиной».
П.П. Кончаловский
: Портрет Прокофьева, Портрет Мейерхольда.
С.Д. Лебедева
: «Портрет летчика Валерия Чкалова».

Советский павильон на Всемирной выставке в Париже (арх. Б.М. Иофан, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»), 1937.

Искусство Великой отечественной войны.

Плакат. «Окна ТАСС». Творчество Кукрыниксов. В. Корецкий. Плакат «Солдат Красной Армии, спаси!»; И. Тоидзе: «Родина-Мать зовет!».

Графика. А.Ф. Пахомов: серия автолитографий «Ленинград в дни блокады»; Д.А. Шмаринов: серия рисунков «Не забудем не простим»».

Живопись. А.А. Дейнека: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»; «Оборона Севастополя»; А.А. Пластов: «Фашист пролетел»; П.Д. Корин: «Александр Невский»; С.В. Герасимов: «Мать партизана».

Скульптура. В.И. Мухина: «Партизанка», «Портрет полковника В.А. Юсупова», «Портрет полковника И.Л. Хижняка».

Живопись послевоенного времени.Т.Н. Яблонская: «Хлеб»; А.И. Лактионов: «Письмо с фронта»; А.А. Пластов: «Сенокос».

Архитектура Москвы 1930-1950-х гг. Жилой дом на ул. Моховой, 13 (И.В. Жолтовский), Гостиница Моссовета — «Москва» (Л. Савельев, О. Стапран, А.В. Щусев), Проект реконструкции ул. Горького (А.Г. Мордвинов). Конкурс на строительство Дворца Советов (проекты Б.М. Иофана (скульптор С.Д. Меркуров), К.С. Мельникова, А.В. Щусева, братьев А.А. и В.А. Весниных, Ле Корбюзье). Станции метро «Дворец Советов» (арх. А.Н. Душкин) и «Маяковская» (арх. А.Н. Душкин, мозаики А.А. Дейнеки); «Красные ворота» и «Площадь Революции» (М.А. Фомин). Театр Красной Армии (К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев). Жилой дом на Яузском б-ре 2/16 (И.А. Голосов). Северный речной вокзал на канале «Москва — Волга» (А.М. Рухлядев). Генеральный план строительства Москвы 1935 г. (Г.К. Олтаржевский, С.Е. Чернышев и др.); ВСХВ (Всесоюзная сельско-хозяйственная выставка). Советский павильон на выставке в Париже, Клуб им. Русакова, Клуб им. М.В. Фрунзе, Завод «Каучук», фабрики «Буревестник» и «Свобода» (К.А. Мельников); Крымский мост через Москва-реку (Б.П. Константинов, А.В. Власов, К.К. Якобсон). Московские высотки (А.Н. Душкин, А.Г. Мордвинов, М.В. Посохин, В.К. Олтаржевский, Д.Н. Чечулин). Здание МГУ (Л.В. Руднев). Детский мир (А.Н. Душкин соавторы с Г.Г. Аквилев, И.М. Потрубач, при консультациях А.В. Щусева).

Мемориальные комплексы и монументы в память о Великой Отечественной войне: «Трептов парк» (Берлин), «Мамаев курган» (Волгоград), «Брестская крепость», «Хатынь».

Новые процессы и новые поколения в искусстве 1960–1980-х годов.

Искусство 1960-х гг. Эпоха «Оттепели». «Суровый стиль»: картины Н.И. Андронова «Плотогоны», П.Ф. Никонова «Наши будни», братьев А.А. и П.А. Смолиных «Полярники», В.Е. Попкова «Строители Братска». Творчество Д.Д. Жилинского: «Воскресный день», «Под старой яблоней».

«Другое искусство»: «Белютинская студия» (Э. Белютин), «кинетисты» (Л. Нусберг, Ф. Инфантэ, В. Колейчук), «Лианозовская группа» (Е. Кропивницкий, О. Рабин, Л. Кропивницкий, В. Немухин, Н. Вечтомов и др.). Творчество художников В. Вейсберга, Д. Краснопевцева, Э. Штейнберга, Д. Плавинского, А. Зверева, скульпторов В. Сидура, Э. Неизвестного и др.

Искусство 1970–1980-х гг. Творчество Т. Назаренко, Н. Нестеровой и др. Фотореализм. Творчество С. Шерстюка и др. «Соц-арт» и «Концептуализм». И. Кабаков, Э. Булатов, Д. Пригов, В. Комар, А. Меламид, Г. Брускин и др.

 

Часть II

Завершение объединения русских земель в конце XV — начале XVI в. Образование Российского государства

Особенности образования Российского государства. Соотношение социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов и характер объединительного процесса.

Правление Ивана III и Василия III. Присоединение к Москве Нижнего Новгорода, Ярославля, Ростова, Новгорода Великого, Вятской земли. Свержение ордынского ига. Вхождение в состав единого государства Твери, Пскова, Смоленска, Рязани.

Политический строй. Усиление власти московских великих князей. Судебник 1497 г. Боярское, церковное и поместное землевладение.

Начало складывания органов центральной и местной власти. Сокращение числа уделов. Боярская дума. Местничество. Церковь и великокняжеская власть. Рост международного авторитета Российского государства. Распад Золотой Орды.

Восстановление экономики и подъем русской культуры после Куликовской победы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение» Афанасия Никитина. Строительство Московского Кремля.

Историческое значение образования Российского централизованного государства. Полиэтнический состав его населения.

Россия в XVII в.

Территория и население. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Освоение Сибири и Дикого поля. Восстановление экономики после «смутного времени». Возрастание роли дворянства и городской верхушки в жизни страны. Юридическое оформление системы крепостного права. «Соборное уложение» 1649 г. Городские восстания середины века и прикрепление к городам посадских людей.

Рост общественного разделения труда и его специализации. Мелкотоварное производство. Возникновение первых мануфактур. Состав рабочей силы на мануфактурах. Складывание крупных капиталов в сфере торговли и ростовщичества. Начало формирования всероссийского рынка. Ярмарки. Новоторговый устав. Деформирующее воздействие крепостничества на зарождающиеся элементы нового в экономике России.

Органы власти, центральное и местное управление. Совершенствование приказной системы. Усиление самодержавной власти царя. Алексей Михайлович. «Дело» патриарха Никона. Податная реформа. Создание полков «нового строя». Становление абсолютизма — определяющая тенденция развития политического строя России во второй половине XVII в.

«Бунташный век». Причины массовых народных выступлений в XVII в. Раскол как проявление социального протеста. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (причины, ход, состав участников).

Борьба за ликвидацию последствий Смуты во внешней политике. Смоленская война 1632–1634 гг. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение (1637–1642 гг.).

Украина и Белоруссия в составе Речи Посполитой. Усиление социального, религиозного и национального гнета. Роль широких слоев крестьян и горожан в борьбе за воссоединение с Россией. Запорожское казачество. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Русско-польская война 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие и Вечный мир с Польшей. Историческая оценка воссоединения Украины и России.

Русско-шведская война 1656–1661 гг. Кардисский мир. Русско-турецкая война 1677–1681 гг. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты.

Русская культура XVII в.

Начало формирования культуры русской нации. Усиление светских и демократических элементов («обмирщение» культуры). Расширение связей с культурой Западной Европы. Начало разрушения средневекового религиозного мировоззрения.

Распространение грамотности и просвещения. Создание школ (Ф.М. Ртищев). Славяно-греко-латинская академия.

Накопление и распространение научных знаний (математика, медицина, астрономия, география, история).

Литература. Последние летописи. Появление вымышленного героя. Сатирические повести. Бытовые повести. Силлабическое стихосложение. Симеон Полоцкий. Переводная литература. Биографические повести. «Житие» протопопа Аввакума.

Архитектура. «Дивное узорочье». Светские здания и посадские храмы Москвы, Ярославля, Ростова Великого. «Московское барокко». Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском).

Живопись. Симон Ушаков. Парсуна. Строгановская школа. Фрески Москвы, Ярославля, Костромы.

Традиционность и новшества в быту.

Движение декабристов

Формирование идеологии декабристов. Первые тайные организации — «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Их организационно-тактические принципы и деятельность. Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов — «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева. Их сравнительный анализ. Разработка плана вооруженного восстания.

Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Причины поражения. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов.

Эпоха великих реформ

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60–70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. Секретный комитет. Рескрипт В.И. Назимову. Губернские комитеты. Главный комитет. Редакционные комиссии. «Положение» 19 февраля 1861 г. С.С. Ланской. Н.А. Милютин. Я.И. Ростовцев. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Выкупная операция. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние. Отмена крепостного права в удельной и государственной деревне.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы.

Итоги правительственной политики 60-70-х годов XIX в. Значение буржуазных реформ.

Россия в начале XX в.

Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX–XX вв. Назревание революционной ситуации. Сущность и особенности революционной ситуации в России.

Выступления российского пролетариата. Первомайская демонстрация в Харькове (1900). Обуховская оборона (1901). Стачка в Ростове-на-Дону. Всеобщая стачка на Юге России (1903). Декабрьская всеобщая стачка в Баку.

Крестьянские волнения в начале XX в. Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии эсеров. Либерально-буржуазное движение. "Союз освобождения".

II съезд РСДРП. Возникновение меньшевизма и большевизма как идейных течений российской социал-демократии.

Внутренняя политика при Николае II. «Полицейский социализм». Политика правительства в крестьянском вопросе.

Революция 1905–1907 гг.

Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905–1907 гг.

Начало революции. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г.

Развитие революции весной и летом 1905 г. Первомайские стачки. Иваново-Вознесенская стачка. Подъем крестьянского движения. Восстание на броненосце "Потемкин". Либеральное движение. Булыгинская дума.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Начало и ход стачки. Советы рабочих депутатов.

Манифест 17 октября. Кабинет С.Ю. Витте. Черносотенные организации: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». Образование либеральных политических партий.

Крестьянское движение в октябре-декабре 1905 г. Революционные выступления в армии и на флоте.

Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Причины его поражения, историческое значение и уроки.

Отступление революции. Забастовочная борьба пролетариата. Крестьянское движение. Выступления в армии и на флоте.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. Министерство П.А. Столыпина. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Причины поражения и значение революции.

Россия в 1907–1914 гг.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Столыпинский бонапартизм. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907–910 гг. «Вехи».

Столыпинская аграрная реформа. Указ 9 ноября 1906 г. Рассмотрение аграрного законодательства в Думе. Осуществление аграрной реформы. Разрушение общины. Хутора и отруба. Крестьянский поземельный банк. Переселенческая политика. Отношение крестьян к реформе. Характер, итоги и значение реформы.

Оживление общественного движения в 1910 г. Рост численности и изменение состава рабочего класса. Подъем рабочего движения. Ленские события. Рост стачечной борьбы в 1912–1914 гг. Легальные рабочие организации. Крестьянское движение. Революционные выступления в армии и на флоте. Национально-освободительное движение.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы. Образование партии прогрессистов.

Политический кризис в России накануне войны.

От Февраля к Октябрю

Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И. Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства (апрель, июнь, июль). Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Углубление общенационального кризиса. Попытки стабилизации положения в столице и в стране. Причины их неудач.

СССР в 1985–1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Кризисные явления в экономике. Курс на перестройку политической и экономической систем. Реформирование политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса. Концепции перехода к рынку.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Республиканский сепаратизм. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Избрание президента РСФСР. «Новоогаревский процесс». ГКЧП и становление новой системы власти в России. Развитие культуры и искусства в годы «перестройки».

Распад СССР. Создание СНГ.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими мировыми державами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Вывод советских войск из Европы и Азии. Нормализация отношений с КНР.

Россия в 2000–2008 гг.

Президентские выборы 2000 г. Федеральная реформа: курс на укрепление государственности. Борьба с терроризмом и проблема урегулирования на Северном Кавказе. Основные направления социально-экономической политики. Парламентские выборы 2003 г. Президентские выборы 2004 г. Внутриполитические преобразования в 2005–2006 гг. Парламентские и президентские выборы 2007–2008 гг.

Россия в мировой политике в начале XXI в.: отношения со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья, участие РФ в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом. Россия и НАТО: проблемы взаимодействия.

 

Программа испытаний творческой направленности по направлению «История искусств»

Часть I.

Искусство Древней Руси

Архитектура Киевской Руси: истоки, становление и развитие. Монументальное искусство Киева XI–XII вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.119 с.)