Контрольно-измерительные материалы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-измерительные материалы.



(учащиеся имеют право выбрать наиболее приемлемую для себя форму оценивания знаний)

1. Написание эссе на культурологическую тему

Примерная тематика эссе

1. Киевская Русь: отражение экономической и социально-политической ситуации в произведениях живописи.

2. Древняя Русь и степные кочевники в произведениях живописи

3. Язычество и принятие христианства на Руси

4. Древнерусские князья: история и легенды в произведениях живописи

5. Портреты женщин-правительниц Древней Руси.

6. Период феодальной раздробленности (XII–XV вв.) в произведениях живописи

7. Борьба против монголо-татарского нашествия в произведениях живописи

8. Исторический портрет Александра Невского и Ледовое побоище.

9. Дмитрий Донской и Куликовская битва в произведениях живописи

10. Исторический портрет и реформы Ивана IV Грозного.

11. Сибирский поход Ермака Тимофеевича в произведениях живописи

12. Самозванцы на Руси в Смутное время в произведениях живописи

13. Россия Петровской эпохи глазами художников.

14. Исторический портрет Александра I глазами художников

15. Исторический портрет Александра II глазами художников

16. Исторический портрет Александра III глазами художников

17. Подвиг русского народа глазами художников

18. Полководцы глазами художников

Критерии оценивания эссе. (тематику учащимся предлагается выбрать самим в ходе изучения работ философов)

Критерий 1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы (12 баллов):

адекватность понимания темы (0—2 балла)

грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного (0—3 балла)

соответствие содержания работы заявленной теме (0—2 балла)

полнота раскрытия темы (0—3 балла)

выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность из раскрытия (0—2 балла).


Данный критерий, на мой взгляд, определяет умение ученика, во-первых, грамотно определить базовую науку (или науки), в рамках проблематики которой он будет раскрывать тему; во-вторых, соотнести содержание и структуру цитаты с конкретным фрагментом обществоведческого знания (перевести цитату с авторского языка на язык обществоведческого курса, найти ту тему, в рамках которой существует проблема, поднятая автором высказывания); в-третьих, умение перейти от общего (наука, проблема) к частному (составные части проблемы); наконец, в-четвёртых, умение ничего не оставить без внимания, раскрыв все заявленные позиции.


Критерий 2. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (12 баллов):

владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме) (0—2 балла)

знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме (0—2 балла)

использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей (0—2 балла)

аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне (0—2 балла)

аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.) (0—2 балла)

выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера (0—2 балла).

Ученик должен знать историю общественной мысли: в эссе он должен продемонстрировать, как данная проблема решалась на разных этапах развития науки. А взаимосвязь сфер общественной жизни позволяет "закрыть" последний аспект критерия: одна и та же проблема может по-разному раскрываться в разных общественных науках — ученику достаточно обозначить, что он понимает разницу в предметах и методах исследования социологии и философии, политологии и экономики и т. п.

 

Критерий 3. Логичность авторского текста (10 баллов):

ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений (0—3 балла)

обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации (0—3 балла)

грамотность определения понятий и грамотность классификаций с

осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т. п. (0—2 балла).

Критерий 4. Общая гуманитарная эрудиция (10 баллов):

знание социальных фактов и их уместное использование (0—2 балла)

использование примеров из всемирной и отечественной истории (0—3 балла)

знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.) (0—3 балла)

творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления (0—2 балла).

Данный критерий оценивает разнообразие фактической аргументации, используемой в эссе. Социальные факты — это как примеры из современной социальной реальности, так и модели социальных ситуаций, основанные на обобщении личного опыта автора эссе. При использовании примеров из художественной литературы, следует помнить, что это — эссе по обществознанию, а не по русскому языку или литературе. Литературные сюжеты, образы должны быть иллюстрацией обществоведческих понятий, процессов, явлений. Последний элемент критерия может показаться спорным, однако, если мы обратимся к понятию творчества, как к деятельности, предполагающей создание чего-то нового, ранее не существовавшего (помня о том, что творчество может заключаться не только в результате, но и в процессе), то станет ясно, что от автора эссе требуется не репродукция теоретических знаний и фактических примеров, а самостоятельность, свобода выражения мыслей.

Критерий 5. Навык организации академического текста, связность, системность, последовательность изложения, культура письма (6 баллов):

связность, системность, последовательность текста (0—2 балла)

четкая структурированность текста (0—1 балл)

соблюдение базовых стандартов академического цитирования (0—1 балл)

единство стиля, точность и выразительность языка (0—1 балл)

грамотность письменной речи (0—1 балл).

Этот критерий носит метапредметный характер. Поскольку он не имеет прямой связи со знанием обществоведческого курса, его вес относительно других критериев самый маленький. Хотя нередко бывают ситуации, когда речевая ошибка приводит к смысловой.

Единых требований к структуре эссе нет, всё же это свободный жанр. Однако есть понимание того, что любая работа должна иметь введение, основную часть и заключение, однако, подходов к последовательности изложения существует много.

 

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).

2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т. е. оценочные суждения - мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).

3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.

4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).

5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.

6. В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

1. Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

тезис - суждение, которое надо доказать; аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса; вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

 

2. Подготовка учебной мультимедийной презентации по любой из выбранных тем. (самостоятельно или группой)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.009 с.)