Тема 2. Человек и его свойства как предмет философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Человек и его свойства как предмет философии



Специфические особенности человека и их формирование в антропосоциогинезе.

Способность к познанию и деятельности - фундаментальные особенности человека. Духовное и материальное в человеке. Понятие деятельности. Сознание и его вербальность как следствие предметно-практического характера и как способ его существования.

Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Необходимость диалектического подхода к проблеме. Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального. Изначальная трагичность и отчужденность бытия. Человек как единство разума и экзистенции, Онтологизация субъективности.

Антропосоциогенез - процесс формирования человека из животного. Основные этапы антропосоциогенеза. Становление сознания и социальных свойств человека как процесс разрешения диалектической противоречивости биологического в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы.

Сознательное и бессознательное в природе человека. От понятия «души» к понятию «сознание». Религиозные представления о душе. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия.Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятиеэ представле­ние, идеалы, мотивы, память, эмоции,, воля. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление.

Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психихика. Невербальность бессознательного. Подсознание и интуиция. Структура подсознания. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке, отражение индивидуального и надиндивидуального, биологического и социального. З.Фрейд. К.Юнг. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Теория познания.Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания, многоообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании. Понятие «знания». Преднаучные, вненаучные и научные формы знания. Знание и мнение. Вера и убеждение. Знание, познание и язык. Абсолютности и относительности в познании.

Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание. Этапы познания. Понимание и объяснение как формы познания. Познание как отношение. Субъ­ект и объект познания. Познание как онтология субъекта: проблема внешней реальности и возможности познания.

Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.

Научное знание. Формы научного знания: эмпирические и теоретическое. Методы теоретического познания: индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация, обобщение, идеализация.

Тема 3. Философия общества.

Целостность и системность социальной реальности.

Структура общества. Соотношение общества и индивида. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Этносы и этногенез. Нация - новоевропейская форма этни­ческой общности. Понятие общественно-экономической формации и способа производст­ва.

Философия истории. Социальное время и его необратимость. Формы, закономерности и на­правленности социального времени. Этапы развития общества: традиционное общество,«неолитическая машинная революция, компьютерная революция». Проблема исторического прогресса. Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания. Религиозное, нравствен­ное, политическое. Понятие культуры. Человек как творец и творение культуры. Ноосфера. Глобальные проблемы современности. Философские аспекты будущего цивилизации.

Методические рекомендации к курсу.

Курс «Основы философии», включает три раздела. Первый раздел посвящен обоснованию предмета, специфике новой для школьников гуманитарной дисциплины, природе, предмету и форме философского знания, глобальным объяснениям мира, раскрытию места философии в культуре и роли в жизни человека и общества.

Второй раздел – история философии, предполагает изучение следующих вопросов: особенности античной философии в сравнении с древнеиндийской и древнекитайской, философия Древнего Рима, соотношения мистики и религии, философия нового времени, немецкая классическая философия, русская философия, развитие философии в ХХ веке.

В третьем разделе рассматриваются понятия – бытиё, законы диалектики, материя, человек, как предмет философии, философия общества, истории, глобальные вопросы современности.

Изучение философии требует использования методов, адекватных рассматриваемым темам. В лицее существует лекционно-семинарская система, которая способствует выполнению учебных задач, при помощи применения следующих принципов: последовательное рассмотрение, осмысление, закрепление и использование учебного материала (лекция – практикум – семинар – консультация – зачёт), принцип постоянного контроля за качеством усвоения учебного материала, принцип обучения на оптимальном уровне сложности.

Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. Лекция позволяет представить ученикам более глубокое, логично-взаимосвязанное изложение основного материала темы. При подготовке лекции необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их подготовку к восприятию учебного материала. Во время лекции ученики не пассивные созерцатели, они учатся выделять главное, вести краткие записи, одновременно слушать, анализировать и конспектировать лекцию, использовать сокращения, условные знаки, делать выводы.

Практическое занятие – это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний. Цель практического занятия – осмысление и применение знаний. Практические занятия могут проводиться в различной форме. Например: тестирование. Тесты носят учебно-тематический характер. Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе изучения темы, на итоговых занятиях, а также могут быть использованы для самопроверки знаний самими учащимися.

Эффективным методом изучения философии является персонификация. Здесь можно использовать различные задания. Например, изучение личностей через решение биографических задач. В задании, не указывая фамилии, даётся информация о биографии, основных направлениях философствования. Ученики называют личность.

Ученики, увлекающиеся философией могут участвовать в «турнирах для философов-эрудитов», на которых предложены проблемные задачи, для решения которых требуется не вспоминание готовых знаний, а размышление, рассуждение, сопоставление.

Закрепить теоретические знания, наряду с другими формами занятий, помогут семинары. Семинары вырабатывают у учащихся самостоятельность, активность, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Темы, вопросы для обсуждения к семинару, перечень дополнительной литературы предлагаются заранее, не менее, чем за две недели.

Основными средствами обучения на уроках является учебники: Гусев Д.А. «Введение в философию».

 

Литература

Для обучающихся:

  1. Гусев Д.А. Введение в философию: учеб. Пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2001.
  2. Малышевский А.Ф. Введение в философию.10-11кл.М.:Дрофа,1999.
  3. Гуревич И. С. Введение в философию. М., 1997.
  4. Гуревич И. С. Философский словарь. М., 1997.
  5. Зима В. Н. Основы философских знаний. Курс лекций. М.: ВУНМЦ, 2000.
  6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. доп. М.: Издательская корпорация «Логос». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, международная академическая издательская компания «Наука»,1997
  7. Букин В.Р. Школьникам о философии. М.: Просвещение,1992.
  8. Горбунова Т.В. Школьный философский словарь. М.: Просвещение,1995.
  9. Радугин А.А. Философия. М., 1996.
  10. Рычков А. К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Гуманит. Изд. Центр.ВЛАДОС,2202.
  11. Философы Русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука,1990.
  12. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М.: Гардарика, 1998
  13. Третьяков И. Д. Философия человека и общества. Омск, 1997
  14. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.М.,1992.
  15. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997
  16. Философия. Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996
  17. Человек и общество. Современный мир. М.,1994

 18.Доброхотов А.Л.Введение в философию: рабочая тетрадь для 10 кл. М.,1995.

 

Для учителя:

  1. Гуревич П.С. Методическое пособие по философии. 10-11 кл. М.,1997.
  2. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе. М.,1991.
  3. Дягилев В.В. Занимательная философия. М., 1995.
  4. Кравченко В.В. Тесты по философии. М: Экзамен,2003.
  5. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1998.
  6. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1995
  7. Введение в философию. Учебник для ВУЗов. М.,199
  8. Жизнь после смерти. – М.: Пресс,198.
  9. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М.,1997
  10. История философии в кратком издании. М., 1994.
  11. История философии под. ред. В. Мопельман. М.,1997
  12. Козлова О. Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества // Социально-Гуманитарные знания, 2001, №5. стр. 116-129.
  13. Краткая история философии. М., 1999.

14. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева – М.: ТЕРРА – Книжный луб, республика. 1998

  1.  Лосский Н. О. История Руссой философии. М.,1994
  2. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. Поляков. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1999.
  3. Марков Б.В., Солонин Ю. М., Идея бога в жизни человека // Социально- политический журнал, 1997, №1, стр. 77-96.
  4. Миголатьев. А. Русская философия 19 века // Социально – гумантираные знания, 2001, №5, стр. 80-99.
  5. Моуди Р. Жизнь после смерти. М..1991
  6. Наука в зеркале философии XX века. М., 1992.
  7. Проблема сознания в современной западной философии. М., 189
  8. Раих В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / Перевод., обж. ред. И вступ. ст. А.В. Россохина. – М.: ТЕРР – Книжный клуб, Республика, 1999
  9. Современная теория познания. М.,1992
  10. Сумерки богов, 1989
  11. Феномен человека. Антология..,1993
  12. Хрусталев Ю. Введение в философию. Ростов-на-Дону,1999
  13. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996
  14.  Билялова Э. Р., Гайнуллин Р. И. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2000.
  15.  Зима В. Н. Михайличенко Н. Ф. Основы философских знаний. Методические рекомендации к изучению курса. М.:ВУНМЦ, 2000

Контрольно-измерительные материалы.

Критерии оценивания эссе. (тематику учащимся предлагается выбрать самим в ходе изучения работ философов)

Критерий 1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы (12 баллов):

адекватность понимания темы (0—2 балла)

грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного (0—3 балла)

соответствие содержания работы заявленной теме (0—2 балла)

полнота раскрытия темы (0—3 балла)

выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность из раскрытия (0—2 балла).


Данный критерий, на мой взгляд, определяет умение ученика, во-первых, грамотно определить базовую науку (или науки), в рамках проблематики которой он будет раскрывать тему; во-вторых, соотнести содержание и структуру цитаты с конкретным фрагментом обществоведческого знания (перевести цитату с авторского языка на язык обществоведческого курса, найти ту тему, в рамках которой существует проблема, поднятая автором высказывания); в-третьих, умение перейти от общего (наука, проблема) к частному (составные части проблемы); наконец, в-четвёртых, умение ничего не оставить без внимания, раскрыв все заявленные позиции.


Критерий 2. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (12 баллов):

владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме) (0—2 балла)

знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме (0—2 балла)

использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей (0—2 балла)

аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне (0—2 балла)

аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.) (0—2 балла)

выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера (0—2 балла).

Ученик должен знать историю общественной мысли: в эссе он должен продемонстрировать, как данная проблема решалась на разных этапах развития науки. А взаимосвязь сфер общественной жизни позволяет "закрыть" последний аспект критерия: одна и та же проблема может по-разному раскрываться в разных общественных науках — ученику достаточно обозначить, что он понимает разницу в предметах и методах исследования социологии и философии, политологии и экономики и т. п.

 

Критерий 3. Логичность авторского текста (10 баллов):

ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений (0—3 балла)

обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации (0—3 балла)

грамотность определения понятий и грамотность классификаций с

осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т. п. (0—2 балла).

Критерий 4. Общая гуманитарная эрудиция (10 баллов):

знание социальных фактов и их уместное использование (0—2 балла)

использование примеров из всемирной и отечественной истории (0—3 балла)

знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.) (0—3 балла)

творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления (0—2 балла).

Данный критерий оценивает разнообразие фактической аргументации, используемой в эссе. Социальные факты — это как примеры из современной социальной реальности, так и модели социальных ситуаций, основанные на обобщении личного опыта автора эссе. При использовании примеров из художественной литературы, следует помнить, что это — эссе по обществознанию, а не по русскому языку или литературе. Литературные сюжеты, образы должны быть иллюстрацией обществоведческих понятий, процессов, явлений. Последний элемент критерия может показаться спорным, однако, если мы обратимся к понятию творчества, как к деятельности, предполагающей создание чего-то нового, ранее не существовавшего (помня о том, что творчество может заключаться не только в результате, но и в процессе), то станет ясно, что от автора эссе требуется не репродукция теоретических знаний и фактических примеров, а самостоятельность, свобода выражения мыслей.

Критерий 5. Навык организации академического текста, связность, системность, последовательность изложения, культура письма (6 баллов):

связность, системность, последовательность текста (0—2 балла)

четкая структурированность текста (0—1 балл)

соблюдение базовых стандартов академического цитирования (0—1 балл)

единство стиля, точность и выразительность языка (0—1 балл)

грамотность письменной речи (0—1 балл).

Этот критерий носит метапредметный характер. Поскольку он не имеет прямой связи со знанием обществоведческого курса, его вес относительно других критериев самый маленький. Хотя нередко бывают ситуации, когда речевая ошибка приводит к смысловой.

Единых требований к структуре эссе нет, всё же это свободный жанр. Однако есть понимание того, что любая работа должна иметь введение, основную часть и заключение, однако, подходов к последовательности изложения существует много.

 

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).

2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т. е. оценочные суждения - мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).

3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.

4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).

5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.

6. В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

1. Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

тезис - суждение, которое надо доказать; аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса; вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

 

Примерная тематика эссе.

1.Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью. (Д.Гуднайт)

2. Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели (Б.Шоу)

3. Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера (Г. Фрейтаг)

4. Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Вольтер)

5. Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому то многие и боятся её. (Б.Шоу)

6. Партия есть организованное общественное мнение. (Б. Дизраэли).

7. Многие люди, слабые от природы, делаются совершенной дрянью от того, что не умеют быть самими собою и ни в чём не могут отделиться от общего хора, поющего с чужого голоса. (Д. Писарев).

8. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. (Г. Лебон)

9. Демократия всегда есть распутье….система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны. (П. Новгородцев).

10. Природу побеждают, только повинуясь её законам. (Ф. Бэкон)

11. Цель творчества – самоотдача. (Б. Пастернак)

12. Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом. (Л. Толстой)

13. Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота (А. Шопенгауэр).

14. У Бога нет религии. (М. Ганди).

15. Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война. (У. Гладстон).

16. Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность (В. Ключевский)

17. Самый заклятый враг права – привилегии. (М. Эшенбах)

18. Права влекут за собой обязанности. (латинское изречение)

19. Человек, властвуя над другими, утрачивает свою собственную свободу. (Ф. Бэкон)

20. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (И. Тургенев)

21. Современные СМИ хороши тем, что дают нам ворчать в глобальном масштабе (Л. Питер).

22. Бедность – источник возмущений и преступлений. (Аристотель).

23. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер).

24. Свобода одного имеет свои логическим пределом свободу другого. (Жан Карр).

25. Образование создаёт разницу между людьми (Д. Локк).

26. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. (К. Симонов).

27. Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. (У. Годвин).

28. В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества. (В. Касьянов).

29. В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает (Б. Герберт).

30. Если верить своему отражению в луже, ты мелок и грязен. (Кнышев)

31. Выбор партнёра отражает нашу самооценку. Мы притягиваем к себе тех людей, которых достойны.

32. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям. (Конфуций)

33. Сострадание – основа всей морали. (А. Шопенгауэр).

34. Всё можно просить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л. Толстой)

35. Инфляция – единственная форма наказания без законного основания (М. Фридман).

36. Не нужна революция, чтобы прийти к демократии. Нужна демократия, чтобы могла произойти революция. (Г. Честертон).

37. Центробанк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги. (К. Пат)

38. Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности. (А. Камю).

40. Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. (Вольтер).

41. Цель наказания не мщение, а исправление. (А. Радищев)

42. Брак без детей, что день без солнца.

43. жена и дети учат человечности, холостяки же мрачны и суровы. (Ф. Бэкон).

44. В брачной жизни соединённая пара должна образовать как бы единую моральную личность. (И. Кант).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.078 с.)