Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Развитие системы управления физической культурой и спортом в современный периодС распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера. Происходившие в стране бурные политические события в полной мере отразились и на физкультурно-спортивной сфере, на ее управленческих структурах и кадровом составе. Чтобы понять логику преобразования отрасли, органов руководства ею, необходимо уяснить специфику происходивших тогда событий, определить движущие силы и векторы их направленности. После увязки с внешними событиями изменения в управлении физкультурно-спортивной отрасли становятся более упорядоченными, во многом утрачивают черты бессистемности и хаотичности. Распад СССР пришелся на 1991 год – последний год предолимпийского цикла. Оставшееся до проведения Олимпиады время не позволило вновь образованным на территории СССР государствам выполнить все процедуры, связанные с создание национальных олимпийских комитетов и представлением заявок для участия в Играх. Поэтому бывшие республики СССР (в том числе и Россия) должны были, в соответствии со специальным решением Международного Олимпийского комитета, выступать единой командой, которая получила название Объединенной Команда Содружества Независимых Государств (ОК СНГ). На решение задачи успешного выступления российских спортсменов в составе ОК СНГ на барселонской Олимпиаде-1992 было направлено формирование специального управленческого органа. В этой связи функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР. После проведения Олимпийских Игр Комитет по содействию Олимпийскому движению был ликвидирован, а вместо него указом Президента РФ от 27 ноября 1992 г. был образован Комитет РФ по физической культуре. Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества – все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране. Снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии. Неадекватность целей и средств в физкультурно-спортивной отрасли. Одной из основных проблем сферы физической культуры и спорта стала в пореформенные годы проблема адекватного финансирования отрасли. В этот период вся физкультурно-спортивная сфера получала не более 8-10% от сумм необходимого финансирования. В этой связи следует подчеркнуть, что Госкомспорт физически не мог исполнить возложенные на него задачи. В аналогичной ситуации оказались и другие государственные министерства и ведомства, профсоюзные и молодежные организации. Распад СССР, утеря хозяйственных связей, огромный внешний долг страны, гиперинфляция и падение промышленного производства привели к коллапсу бюджетов всех уровней. При этом физкультурно-спортивная отрасль, зависящая почти полностью от бюджетных средств, фактически боролась за выживание. Итогом недофинансирования и снижения управляемости стало развитие социальных, демографических и культурных процессов по негативному сценарию. Так, резко возросла смертность населения, снизилась продолжительность жизни. Так, если в 1966 г. продолжительность средняя жизни составляла 73,41 года, то в 2002 г. она понизилась до 72 лет. При этом обострились проблемы наркомании (особенно подростковой и молодежной), увеличилось потребление пива и крепких алкогольных напитков, значительно возросло табакокурение (особенно среди девушек и женщин). В то же время заметно скромнее стали результаты российских спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство новых спортивных сооружений, а многие существующие постепенно приходили в негодность. Все эти явления свидетельствовали о том, что отрасль не справлялась с возложенными на нее задачами. Одна из основных причин такого положения дел – неадекватное финансирование. Управленческая проблема. В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась. С уходом КПСС с командных позиций невозможно стало управлять общественными организациями или коммерческими структурами с помощью партийной дисциплины. Теперь уже трудно заставить людей административными методами заниматься физкультурой и спортом. Государственным управленческим структурам приходилось «на марше» менять стиль и методы руководства отраслью, больше использовать косвенные методы и возможности саморегулирующихся спортивных организаций. Кадровая проблема. Большую остроту в десятилетие 1992-2002 гг. приобрела кадровая проблема в широком смысле слова. С ухудшением экономической ситуации страну стали покидать многие талантливые спортсмены и тренеры. Тем самым был снижен качественный уровень подготовки отечественных спортсменов, опустилась планка чемпионатов России (особенно в игровых видах спорта), снизился зрительский интерес и посещаемость спортивных соревнований. Возникли и стали нарастать проблемы в системе подготовки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров. Недостаточное финансирование значительно затруднило развитие спортивной науки, внедрение новых технологий в учебный процесс, приостановило многие разработки по фундаментальным и прикладным проблемам физической культуры и спорта. Не обошла стороной кадровая проблема и управленческие структуры. Спортивные менеджеры всех уровней с переходом к рыночной экономике оказались в сложном положении – их предыдущий опыт работы в физкультурно-спортивной сфере отчасти обесценился и был мало применим в новых условиях. При этом планомерной работы по повышению квалификации специалистов высшего и среднего управленческого звена не проводилось. В то же время доступ молодых перспективных менеджеров на руководящие должности по разным причинам ограничивался. Нельзя также не отметить неоправданно частую сменяемость управленческих кадров во время президетства Б.Н. Ельцина. Спонтанные и произвольные смены правительств и руководителей физкультурно-спортивного ведомства приводили к внеплановой сменяемости менеджеров всех уровней. Причем высокие управленческие должности далеко не всегда занимали люди достаточно компетентные и профессиональные. Вместе с проводимыми реорганизациями физкультурно-спортивного ведомства видоизменялась его структура и функции: Госкомспорту то передавалась сфера туризма (в 1994 г.), то изымалась у него (апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Аналогичная процедура касалась молодежной политики – в 1994 г. Госкомспорт стал называться Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму и в этом же году (спустя 4 месяца) молодежная политика были изъята из его компетенции. Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав. В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. на новый президентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций, Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного Министерства здравоохранения и социального развития и получал статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (к началу 2005 г. управление туристической отраслью стало осуществлять Федеральное агентство по туризму). При этом лимитировалась штатная численность сотрудников агентства (152 чел.) и пересматривалась структура управления (см. рис.9). Рис.9. Структура государственного управления физкультурно-спортивной отраслью. Следует отметить, что задуманная управленческая реформа правительственных структур была реализована лишь частично. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, благодаря весу и влиянию В.Фетисова, практически сразу было выведено из под эгиды Министерства здравоохранения и социального развития, осуществляя свои полномочия без внешнего контроля (находясь в формальном подчинении главы правительства). Тем самым был торпедирован главный посыл управленческой реформы, состоявший в том, что министерство является контролирующей структурой, а федеральное агентство исполняет его поручения. Не претерпела каких-либо существенных изменений ситуация с управлением отраслью в 2008 г., когда В.А.Фетисова без какой-либо публичной огласки отправили в Совет Федерации, а Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) ликвидировали. Место Росспорта как управленческого органа заняло Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Министерство возглавил экс-глава Российского футбольного союза В.Л.Мутко. Также, как и его предшественник, В.Фетисов, В.Мутко не пожелал, чтобы его ведомство курировало Министерство здравоохранения и социального развития. В настоящее время реализована управленческая схема, когда Минспорттуризма имеет в своем подчинении Федеральные агентства по туризму и молодежной политике, но не имеет соответствующего агентства по спорту.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.004 с.) |