Тема 1.2 «Факторы производства и факторные доходы. Прибыль и рентабельность». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2 «Факторы производства и факторные доходы. Прибыль и рентабельность».



Студент должен:

уметь:

- различать факторы производства и факторные доходы;

- рассчитывать прибыль и рентабельность предприятия.

 

Вопрос: Факторы производства и факторные доходы.

       Потребности человека можно определять как состояние неудовлетворения или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, то есть осуществлять производственную деятельность.

       Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей; это процесс создания экономического блага и соответствующее ему преобразование.

       Все производства принято делить на две сферы:

- сферу материального производства, включающую производство благ материально-вещественных форм (уголь, обувь, станки, ткани и т.п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т.п.);

- непроизводственную сферу, включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины и т.п.) и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура и т.п.).

       Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы, это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг (одежда, продовольствие, автомобили, жилища, развлечения и т.п.). Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.

       Основные факторы производства это:

· труд (L) – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющей создавать полезные для общества товары и услуги.

       На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависит от уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и другое.

       Купля – продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и т.п.

       Под заработной платой понимают доход от фактора производства под названием «труд». Заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за используемую единицу труда в течение определенного времени – часа, дня и т.д.

· земля (T) - все природные ресурсы, которые используются в производстве (леса, вода, полезные ископаемые, пахотные земли и др.) и подразделяются на:

- землевладения – признание права физического или юридического лица на определенный участок земли;

- землепользование – пользование землей в установленном обычаем или законом порядке.

       Количество земли – фиксированная величина и носит недвижимый характер (сельскохозяйственные угодья нельзя перекинуть ближе к городу, то есть к рынку сбыта товара).

        Как факторный доход применяется земельная рента, которая определяется остаточным методом, когда из общей величины созданного продукта вычли величину заработной платы.

· капитал (C) – товары длительного пользования, используемые для производства других товаров (здания, сооружения, оборудование, станки и др.).

       Капитал – это ценность приносящая поток дохода (производственные фонды производства – арендная плата; земля – земельная рента; ценные бумаги – дивиденды; человеческий капитал – накопленные профессиональные знания; инвестиции и др.)

       Необходимо различать капитал (запас) и услуги капитала (поток), например: ценность станка выступает как капитал (запас), а услуги, предоставляемые этим станком в процессе его эксплуатации, - как поток.

       В экономической науке принято различать:

- основной капитал – здания, машины, сооружения и др. – длительного пользования, которые теряют свою ценность по мере износа в течение нескольких производственных циклов;

- оборотный капитал – сырье, материалы, топливо и др., который теряет свою ценность в течение одного производственного цикла.

· предпринимательская деятельность (E) – целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли.      

       Функции предпринимателя в производстве состоят в:

- соединении факторов производства в одном производственном процессе;

- нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;

- принятие на себя риска (рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.).

 

Вопрос: Прибыль и рентабельность.

       Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности, основной обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов независимо от их организационно-правовой формы.

       Прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов (косвенный налог, включаемый в цену товара, если бы не было бы акцизов, то рентабельность предприятия измерялась сотнями процентов) и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

       Например: выручка от реализации продукции составила за год 63 млн. руб., а полная себестоимость продукции – 46 млн. руб. Прибыль составит: 63 млн. руб. – 46 млн. руб. = 17 млн. руб.

       Основными факторами увеличения прибыли являются рост объема производства и реализации продукции и снижение ее себестоимости, недопущение хищения и потерь, нарушений хозяйственной, договорной и платежной дисциплины и на этой основе – уменьшение сумм уплачиваемых штрафов и возмещения убытков.

       Рентабельность – доходность, прибыльность: показатель экономической эффективности производства на всех уровнях – от предприятия до общественного производства в целом.

       Уровень рентабельности предприятия показывает, как используются материальные, трудовые и денежные ресурсы.

       Рентабельность производства определяется как частное от деления балансовой прибыли на среднегодовую стоимость производственных фондов, умноженные на сто процентов.

       Рентабельность продукции – отношение прибыли к себестоимости продукции, умноженное на 100%.

       Пример: выручка от реализации продукции составила 36 млн. руб., а полная себестоимость – 30 млн. руб. Прибыль от реализации составит: 36 млн. руб. – 30 млн. руб. = 6 млн. руб.

Рентабельность продукции – 6 млн. руб.: 30 млн. руб. х 100 % = 20 %.

       Главный путь повышения рентабельности – снижение себестоимости продукции (работ, услуг), совершенствование процесса производства и реализации, экономия всех видов ресурсов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.009 с.)