Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произношение безударных гласных «а», «о».Стр 1 из 12Следующая ⇒
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИКЦИИ И ОРФОЭПИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Москва, 2004 г. ВВЕДЕНИЕ
Вы учитесь в Театральном институте! Наконец сбылась Ваша мечта попасть в волшебный мир Театра! С этого времени Вы из зрителя-участника превращаетесь в создателя этого мира. Остаётся надеяться на то, что каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда. Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не добьётесь хороших результатов в своей работе. За четыре года Вам предстоит овладеть техническими навыками освоения практических дисциплин, связанных с мастерством актёра. Речь на сцене должна отличаться от повседневной, бытовой речи и служить образцом для подражания. Для того чтобы добиться профессионального звучания, необходимо время. Иногда требуются не год и не два, а целые десятилетия. Осознанное понимание своих речевых проблем поможет Вам быстрее найти способы их устранения. Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и постепенно нарабатывает свою манеру. Как правило, на одном курсе встречаются люди из разных городов и регионов России. Естественно, речь сибиряка или краснодарца будет отличаться от речи жителя столицы. Присущие каждому человеку индивидуальные черты связаны с объективными обстоятельствами жизни, такими как семья, школа, уровень образования, круг общения и место жительства. Что же такое профессиональная речь актёра? Какими качествами она должна обладать? Прежде всего, требуется общая ясность речи. Поставленное дыхание, чёткая дикция, звучный голос, нормы современного литературного произношения и законы логики речи, чувство ритма, развитый речевой слух – вот неполный перечень обязательных для освоения элементов. Вы держите в руках учебно-методическое пособие с рекомендациями по исправлению речевых недостатков. Оно поможет Вам отрабатывать и закреплять полученные на занятиях навыки самостоятельно. Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.
Типичные речевые ошибки
Начиная с 90-х годов XX века можно в целом констатировать снижение общего уровня культуры речи. Отмечают общую вялость и смазанность речи, распространённость слов-паразитов и нежелание с ними бороться; ошибочное словоупотребление; невнимание к языковым нормам, в том числе неверную постановку ударений в словах, отсутствие привычки пользоваться словарями. Вот то, что вызывает наибольшие трудности в произношении: 1. Артикуляция гласных звуков. 2. Произношение безударных гласных на месте букв «А» и «О». 3. Произношение безударных гласных на месте буквы «Е». 4. Произношение безударных гласных на месте буквы «Я». 5. Произношение «И» после твёрдого согласного. 6. Стяжение слова и утрата гласного звука. 7. Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными. 8. Оглушение и озвончение согласных на стыке слов, в середине и в конце слов. 9. Предударный гласный на месте буквы «А» после Ч и Щ. Произношение сочетаний гласных «СЧ», «ЗЧ» как [ЩЩ] или [ЩЧ] «ТЧ», «ДЧ» как [ЧЧ] «ТЩ» в начале слова как [ЧЩ] «СЩ», «ЗЩ» как [ЩЩ] «ЖЧ» как [Щ]. 10. Произношение сочетаний согласных «СШ, ЗШ» как [ШШ], «СЖ, ЗЖ» как [ЖЖ]. «Ш», «Ж» перед мягкими согласными. 11. Произношение свистящих согласных С, З, Ц. 12. Фрикативный Г (Г с призвуком Х). 13. Произношение мягких согласных ТЬ, ДЬ. 14. Смешение звуков Р и Л, РЬ и ЛЬ. 15. Пропуск («съедание») согласных звуков.
Цель этого пособия – избавить Вас от недостатков речи в вышеуказанных случаях. Авторами предлагается один из способов для самостоятельной работы: · определяем ошибку; · вспоминаем нормы орфоэпической и дикционной точности; · начинаем работать над ошибкой по методу «от простого к сложному», то есть: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.
Как определить свои речевые ошибки?
· Запишите на диктофон любой выбранный Вами текст;
· внимательно прослушайте запись; · дайте прослушать эту запись другим людям; · сопоставьте своё и чужое мнение; · определите, какие речевые недостатки встречаются в Вашей речи. Откройте нужную Вам страницу. Ознакомьтесь со всеми упражнениями, связанными с данной темой. Предложенная авторами последовательность предполагает прохождение материала от первого упражнения до последнего. Методика работы над упражнением: · внимательно прочитайте условия выполнения упражнения; · попробуйте произнести предлагаемый материал медленно, контролируя правильность выполнения данных условий; · ориентируйтесь на многократное повторение данного упражнения.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Гласные звуки образуются за счет выдыхаемого воздуха, который не встречает на своем пути препятствий и выходит со звуком свободно и плавно. Эти звуки придают речи объём и полётность. В русском языке на гласных строится мелодика речи. Часто из-за неправильного произнесения или выпадения гласного звука слово может потерять не только красоту и звучность, но и смысл. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание как ударному гласному звуку, так и безударным. Существуют так называемые «твёрдые» и «мягкие» гласные.
И – Э – А – О – У – Ы («Твердая» таблица гласных звуков) И – Е – Я – Ё – Ю – И («Мягкая» (йотированная) таблица) (йэ) (йа) (йо) (йу)
Давайте проверим артикуляцию гласных звуков. Сядьте перед зеркалом и постарайтесь произнести звуки так, как указано ниже: И – челюсти сближены, но не смыкаются, губы приоткрыты. Кончик языка касается нижних зубов. Следите за тем, чтобы губы сильно не растягивались в улыбку, иначе звук становиться «плоским», что является характерным для просторечия. Видны кончики верхних и нижних зубов. Э – язык внизу, лежит свободно у нижних зубов, расстояние между зубами увеличивается. Губы чуть шире, чем у звука И. Мягкое нёбо – поднимается. Опять следите за тем, чтобы губы сильно не растягивались в улыбку. А – язык лежит плоско, свободно. Нижняя челюсть опущена. Рот широко открыт. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была максимально опущена вниз. Часто встречающаяся ошибка – сближенные челюсти, как будто вы говорите сквозь зубы. О – язык слегка приподнимается и отодвигается назад. Губы округляются и образуют кольцо. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть и лицевые мышцы были максимально свободны. У – губы сужены почти до трубочки, образуют узкое кольцо и выдвинуты вперед больше, чем при звуке О. Следите за тем, чтобы губы обязательно образовывали кольцо, для того чтобы воздух со звуком вышел вперёд, а не остался «гудеть» за губами. Ы - положение такое же как при звуке И, только нижняя челюсть слегка выдвигается вперёд (как при неправильном прикусе) и возвращается в исходное положение. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не фиксировалась в выдвинутом положении, а быстро возвращалась назад. Звук Ы представляет большие затруднения для иностранцев, так как почти несвойственен другим языкам. Нельзя забывать, что гласные звуки русского языка артикулируются «по вертикали»: челюсть подвижная, раскрывается вертикально, губы мягкие, свободные, округлой формы - а не «по горизонтали», когда челюсть практически не раскрывается: губы «тонкие», уголки губ растягиваются как бы в улыбку. Нужно научиться контролировать себя, так как «горизонтальная» артикуляция упрощает речь и делает её просторечной. Ясность произношения заключается в такой артикуляции звуков, при которой они легко и свободно улавливаются и различаются слушателями. Это достигается сравнительно медленным темпом речи, внимательным отношением к процессу образования звука и правильностью работы артикуляционного аппарата. Для отработки гласных звуков предлагаются следующие упражнения:
Упражнение 1
· Попробуйте беззвучно произнести гласные: и – э – а – о – у – ы Обратите внимание на артикуляцию звуков и переход от одного гласного звука к другому. · Попробуйте произнести эти гласные с участием голоса. · Следите за произношением каждого звука без ущерба для ясности.
Упражнение 2 Попробуйте каждую строчку гласных произнести на одном дыхании. Не забывайте добирать воздух после каждой строчки. Произнесите звуки «твёрдой» таблицы гласных, меняя их порядок.
э – а – о – у – ы – и а – о – у – ы – и – э о – у – ы – и – э – а у – ы – и – э – а – о ы – и – э – а – о – у
Упражнение 3 Произнесите гласные таблицы, перенося ударение с одного звука на другой, ощущая непрерывную линию звучания.
и′ – э – а – о – у – ы и – э′ – а – о – у – ы и – э – а′ – о – у – ы и – э – а – о′ – у – ы и – э – а – о – у′ – ы и – э – а – о – у – ы′
Упражнение 4
Произнесите как реплики диалога, ряды звуков таблицы с интонацией «вопрос – ответ». Следите за тем, чтобы сохранялась артикуляция каждого звука. Проверьте, точно ли звучит вопрос, то есть повышаете ли Вы голос именно на выделенном звуке.
и´ – э – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы? и´ – э – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы. и – э´ – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы? и – э´ – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы.
Упражнение 5
а. Соедините несколько гласных звуков. Не забывайте о слитном звучании. В этом упражнении можно ставить ударение на разные слоги, с интонацией «вопрос – ответ» и без неё.
б. Это же упражнение сделайте следующим образом: чередуйте слитное и отрывистое произношение гласных в каждой строчке. При первом произнесении строки звуки слитно переходят один в другой, во второй раз – каждый гласный звучит коротко, отрывисто на staccato. иэ – иа – ио – иу – иы иэа – эао – аоу – оуы иэао - эаоу – аоуы – оуыи иэаоу – эаоуы – аоуыи – оуыиэ иэаоуы – эаоуыи – аоуыиэ – оуыиэа
Упражнение 6 Произнесите односложные слова. Следите за звучанием гласных звуков.
Упражнение 7
Произнесите пары слов, следя за ударным гласным.
клин – ил Рим – мир сленг – гжель рэп – пэр клей – елей трель – верь клан – лак рак – карт кляп – мял рябь – яр клоп – пол роль – вор клён – мёл ключ – Юля клуб – мул крюк – Юра рык – сыр клык – тыл
* * * Обратите внимание на то, что в слове, состоящим из чередующих гласных и согласных, естественным образом происходит взаимовлияние, приспособление артикуляций рядом стоящих звуков. При этом полно будут звучать только гласные звуки под ударением. Однако в слове существуют и безударные гласные, которые имеют своё, особое звучание. Оно фиксируется и поддерживается произносительными нормами (орфоэпией), которые необходимо придерживаться. Характерная черта русской фонетики – чёткое выделение и его доминирование ударного слога над безударными. Гласный звук под ударением в слове всегда один (его силу обозначим индексом 3) произносится в соответствии с написанием. Это самый сильный, долгий и отчётливый гласный в слове. Безударные гласные, в отличие от ударных, ослабляются (редуцируются). Из безударных гласных наиболее сильный тот, который находится непосредственно перед ударным слогом. Он единственный в слове, чем отличается от других безударных. Обозначим его силу индексом 2 и назовём предударным. Он слабее и короче, чем ударный, но сильнее остальных безударных гласных (обозначим их индексом 1). Они ещё более ослаблены, редуцируются качественно (изменение тембрового звучания) и количественно (уменьшение долготы и силы). Слогов с такими безударными гласными в слове может быть несколько, может вообще не быть. Они могут находиться как перед предударным, так и после ударного слога (заударные). Особо рассматривается позиция начала слова. Для буквы «А» и «О» она равна предударной (индекс 2), а для «Е» и «Я» обязательна йотация, которой нельзя пренебрегать.
Сильнее всего редуцируются гласные звуки, обозначаемые четырьмя буквами: «А»; «О»; «Е»; «Я». Они редуцируются и качественно, и количественно. Это зависит от того, какое положение занимает данный гласный относительно ударного слога. Остальные гласные в безударном положении в основном изменяются редко; если изменяются, то только количественно, то есть звучат короче, чем гласный в ударном слоге. Авторы сознательно используют упрощенный вариант транскрипции, руководствуясь тем, что практикам некоторые научные обозначения (которые, безусловно, важны для филологов) несут излишнюю информацию, затрудняют и осложняют освоение произносительных норм. Таблица редукции гласных, обозначаемых буквами «А»; «О»; «Е»; «Я».
Предложенная таблица является основой произношения безударных гласных. Существуют также дополнительные случаи произнесения, которые будут рассмотрены позже. Упражнение 8 Произнесите двусложные слова с ударением на первом слоге. Обратите внимание на заударные «О», «А», которые звучат как [а/ы]. Ударение выделяйте взмахом руки. Дифференцируйте звучание ударного гласного (долгий, ясный звук) и безударного (заударного) – короткий звук. Следите за точностью артикуляции этих гласных. терра важно долька душно сыро сцена жажда проза нужно стыдно эпос шайба только кружка быстро кредо завтра слово грустно жидко эхо складно бомба трудно сшито
тело якорь ёмкость брюхо вилка нега яхта ёлка чувство криво дельно яшма съёмка рюмка видно верно ярко дёготь хрюшка тихо детство дьякон свёкла чудо кисло Упражнение 9
Произнесите двусложные слова с ударением на втором слоге. Помните, что предударные «О», «А» звучат как «а». Ударный слог выделяйте взмахом руки. Следите за звучанием ударного гласного звука. (È |)
Упражнение 10 Произнесите трёхсложные слова с ударением на 1-м слоге. Помните, что заударные гласные «О», «А» звучат как [а/ы] [ъ]. Выделяйте жестом (взмахом руки) ударный и безударные слоги.
Упражнение 11 Прочитайте трёхсложные слова с ударением на втором слоге. Помните, что предударные «О» и «А» звучат как [а], заударные как [а/ы], предударные «Е» и «Я» звучат как [е/]и, а заударные – как короткое [и]. Следите за произношением ударного слога. (ÈïÈ)
Упражнение 12 Прочитайте трёхсложные слова с ударением на третьем слоге. Помните, что безударные «О» и «А» звучат как [а/ы], кроме предударных [а]. Безударные «Е» и «Я» произносятся как короткое [и], а предударные – как [е/и]. Следите за звучанием ударного слога. (È Èï)
Упражнение 13
Прочитайте многосложные слова, проверяя звучание ударного слога и редукцию безударных гласных. Если вы испытываете трудности при редуцировании гласных, проверьте их звучание по таблице (см. стр.).
* * * Вспомним правило:
«Проглатывание» гласных, обозначаемых «А» и «О», в начале слова – не только недостаток диалектного произношения, но и результат небрежной, вялой артикуляции звуков. Поэтому предлагаемые далее упражнения важны для всех обучающихся. Их нужно обязательно включать в ежедневную работу над усовершенствованием произношения. Упражнение 14 Произнесите слова с гласными звуками «А» и «О» в начале слова. Внимательно следите за их звучанием.
Упражнение 15
Произнесите слова с гласным «О» в начале слова под ударением и безударным. Обратите внимание на изменение в звучании начального гласного: под ударением – [О] и без ударения – [а]. Следите за чередованием артикуляций.
Упражнение 16
Произнесите слова. Внимательно следите за произношением гласных, обозначаемых буквами «О», «А» и «У». Помните, что гласные «А», «О» в начале слова произносятся как [а]. Следите за чередованием артикуляций.
* * * Вспомним правило:
Упражнение 17 Прочитайте сначала буквы, которые соответствуют ударным гласным в словах пословиц и поговорок. Затем читайте сами пословицы и поговорки, уделяя внимание этим звукам. Следите за произнесением ударного слога и безударных гласных.
Задание. Прочитайте слова. Определите место ударения и следите за точным звучанием «А» и «О» в разных позициях:
Задание. Проспрягайте глаголы в следующих предложених (я, ты, он (она), мы, вы, они): 1. Я говорю по-английски, но не понимаю по-арабски и по-азербайджански. 2. Я могу догадаться, что отсюда, очевидно, один выход – по охраняемому коридору. 3. Я хочу понять, как можно отказаться от отдыха на островах. 4. Я могу проагитировать, по авторитетному мнению, за объединение. 5. По объективно сложившимся обстоятельствам я дообследовал(а) только один объект.
Упражнение 26 Произнесите двусложные слова с ударением на первом слоге. Следите за точным произнесением заударного гласного, обозначаемого буквой «Е», который должен звучать как краткий звук, близкий к [и]. (ú È)
____________________ * Знак [Е] обозначает гласный [Э] после мягкого согласного, как, например, в слове мел.
Упражнение 27
Произнесите двусложные слова с ударением на втором слоге. Следите, чтобы предударное «Е» звучало как [е/и]. (Èú)
Упражнение 28
Произнесите трёхсложные слова с ударением на втором слоге: (Èú È)
Упражнение 29 Произнесите трёхсложные слова с ударением на третьем слоге. Следите, чтобы на месте безударного «Е» звучал звук, близкий к [и], а предударный, как [е/и]. (ÈÈú)
Упражнение 30
Произнесите существительные с предлогами. Следите за точным произнесением заударного гласного «Е»:
Упражнение 31 Произнесите слова. Следите за точным произнесением безударных приставок без- и бес -. Не путайте звучание гласного в безударных слогах:
* * * Вспомним правило:
____________________ * [ь] как очень краткое[и].
Упражнение 32 Произнесите слова. Следите за верным произнесением безударных сочетаний гласных:
* * * Вспомним правило:
Упражнение 33 Произнесите слова. Следите за точностью произнесения окончаний прилагательных:
Упражнение 34 Произнесите сначала буквы, которые соответствуют ударным гласным в словах пословиц и поговорок. Затем читайте сами пословицы и поговорки, уделяя внимание этим звукам. Следите за произнесением ударного слога и безударных гласных.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.150 (0.188 с.) |