Роль экономики как хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль экономики как хозяйства



Экономика как хозяйство

Экономика как хозяйство – это сфера производительной деятельности, обеспечивающая жизнь общества, процесс создания материальных благ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности, для удовлетворения разнообразных потребностей.

Роль экономики как хозяйства

  • Обеспечивает людей материальными условиями существования
  • Определяет ход всех процессов, происходящих в обществе.

Уровни экономики

  • Микроэкономика (от греч. mikrós малый, маленький) — деятельность отдельных субъектов экономики (предприятия, фирм и т.д.)
  • Мезоэкономика (от греч. mésos средний, промежуточный) — деятельность отдельных хозяйственных комплексов (например, агропромышленного комплекса)
  • Макроэкономика (от греческого makros большой, длинный)– экономическая деятельность в отдельно взятой стране
  • Супермакроэкономика (от лат. super «вверху; поверх) – мировая экономии.

Основные вопросы экономики:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

Основная проблема экономики:

Поиск механизмов для решения основного противоречия экономики – между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, удовлетворение неограниченных, постоянно растущих потребностей человека за счёт ограниченных ресурсов.

Закон возвышения потребностей

Суть закона в том, что человеческие потребности растут в количественном, а ещё больше — в качественном отношении.

Сферы экономики

  • Производственная (или материальная) – изготовление вещественных благ и материальных услуг.

-промышленность

— сельское хозяйство

— транспорт

— связь

— строительство

— торговля

— общественное питание

— материально- техническое обеспечение

  • Непроизводственная – создание духовных, культурных ценностей и оказание подобных услуг.

— культура

— образование

— здравоохранение

— социальное обеспечение

— наука

— управление

— ЖКХ

— бытовое обслуживание населения

Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг

  • Производство — создание благ и услуг.
  • Распределение — распределение дохода или созданного продукта между участниками производственного процесса.
  • Обмен — процесс, в результате которого получают другой продукт или деньги.
  • Потребление — это процесс использования созданного продукта.

В результате экономической деятельности создаётся товар или услуга.

Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи, обмена, удовлетворяет потребности людей.

Услуга – результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

Экономическая потребность – это нужда в чём-либо, необходимом для жизнедеятельности человека и общества.

Экономические бл ага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Экономические ресурсы – это факторы производства, то есть все элементы в системе, источники, средства производства, необходимые для его осуществления.

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

  • Труд — человеческий фактор,рабочая сила. Это люди, способные участвовать в производстве, имеющие для этого необходимые знания и навыки, совокупность их умственных и физических способностей.

Характеристика труда:

Интенсивность труда – то есть напряжённость, расходование рабочей энергии на единицу времени

Производительность труда – то есть результативность, которая определяется количеством и качеством произведённой продукции за единицу времени.

  • Земля — все виды природных ресурсов, используемых в процессе производства.
  • Капитал- это всё, что приносит владельцу доход:

денежный капитал, или финансовый

физический капитал, или реальны й (здания, станки, оборудование и пр.)

Капитал бывает

Оборотный — расходуется за один производственный цикл, полностью входит во вновь созданный продукт, затраты на него возмещаются после реализации продукции (сырьё, полуфабрикаты, зарплата работникам)

Основной: используется в течение ряда лет, затраты возвращаются постепенно, переносит свою стоимость на продукт по частям (станки¸ здания, оборудование)

  • Предпринимательские способности способности, которые необходимы для эффективной экономической деятельности: умение правильно, рационально комбинировать факторы производства, умение брать ответственность на себя, принимать решения и отвечать за них, рисковать, использовать инновации.
  • Информация — в последние десятилетия информация играет большую роль в экономической деятельности, поэтому иногда её тоже называют фактором производства.

Факторные доходы

Факторные доходы — это доходы, получаемые от использования факторов производства.

Факторы производства Доходы
труд заработная плата
земля рента (плата за использование земли)
капитал проценты
предпринимательские способности прибыль

 

Экономические блага

Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические потребности человека.

Виды экономических благ по времени использования:

  • долговременные — предназначены для использования длительное время, не один раз (автомобиль, книги, различного рода кухонная техника и т.д.)
  • недолговременные – они предназначены для разового потребления (хлеб, молоко, рыба, спички и т.п.).

Достоинства.

  • Сохранение культуры.
  • Стабильность.
  • Высокое качество производимой продукции

Недостатки.

  • Неспособность к прогрессу.
  • Незащищенность перед любыми внешними изменениями.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.
  • Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.
  • Высока зависимость от климатических условий.

Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.

Экономический рост

Экономический рост – это количественное и качественное усовершенствование общественного производства.

Макроэкономика – это экономическая деятельность страны в целом.

Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в развитии экономики страны, это сводные, усреднённые показатели производства и потребления, уровня благосостояния народа, доходы и расходы государства.

Перечень макроэкономических показателей роста может быть очень большим. Ведь о состоянии экономки страны, перспективах её развития могут свидетельствовать многие факторы. Выделим основные.

НД — национальный доход

Национальный доход — это ВНП минус стоимость всех израсходованных средств.

НД= ВНП-расходы на амортизацию + косвенные налоги.

Средняя по стране производительность труда

Производительность труда – это количество и качество продукции, произведённой за единицу времени.

Средняя по стране производительность труда исчисляется следующим образом: объём произведённой за год продукции в сфере материального производства делится на количество работников, занятых во всей стране в данном производстве. Конечно, это средний показатель, но он помогает увидеть динамику развития производства в государстве за определённый период времени, чаще – за год.

Уровень жизни людей

Уровень жизни людей – это качество их жизни, мера обеспеченности населения всеми необходимыми материальными и духовными благами, степень их удовлетворения.

Уровень жизни = ВВП на душу населения

Темпы экономического роста

  • Экстенсивный – увеличение ВВП за счёт количественного увеличения использованных ресурсов,при этом технологическая база производства остается неизменной.
  • Интенсивный – увеличение ВВП за счёт качественног о улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Факторы экстенсивного экономического роста:

  • увеличение объема инвестиции при сохранении сущест­вующего уровня технологии;
  • увеличение числа занятых работников;
  • рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов оборотного капитала.

Прибыль

Прибыль – это разница между себестоимостью продукции и ценой, за которую она была продана.

 

Себестоимость

Себестоимость — это сумма затрат на производство и реализацию того или иного товара + издержки производства, выраженные в денежной сумме.

К издержкам относятся: затраты на сырьё, материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, зарплата рабочим, амортизационные выплаты, отчисления на соцстрахование, затраты на сбыт продукции.

Себестоимость продукции можно снизить следующими способами:

  • Используя новейшие технические достижения и инновации
  • Удобно расположить производство территориально
  • Использовать особенности природно-климатических условий
  • Повысить производительность труда
  • Экономично относиться к ресурсам
  • Совершенствовать систему управления и др.

Производительность труда

Производительность труда — это количество и качество произведённой продукции за единицу времени (час, смену, месяц, квартал, год)

Пути повышения производительности труда:

  • Повышение квалификации работников, посещение ими необходимых курсов, мастер-классов и т.д.
  • Создание достойных условий труда
  • Использование новейшего оборудования
  • Использование современных технологий производства

Фондоотдача

Фондоотдача – это объём произведённой продукции на единицу стоимости фондов, фондовых затрат.

Иными словами, фондоотдача — это окупаемость производства, возврат тех денег, которые были в него вложены. Чем быстрее происходит фондоотдача, тем, говорят,выше фондоотдача.

 

Рентабельность

Рентабельность – это показатель доходности предприятия, она определяется соотношением затрат и прибыли. Чем выше прибыль по отношению к затратам, тем рентабельнее производство. Если прибыль невысокая или вообще её нет, то говорят о нерентабельности того или иного производства.

Рентабельность отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных ресурсов.

Повысить рентабельность – это значит получить больший финансовый результат при меньших расходах.

Порог рентабельности — это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, в которой доходы предприятия покрывают его затраты.

Эффективность производства

Эффективность производства = производительность труда + фондоотдача + себестоимость + рентабельность.

Тема 10. Экономический цикл

Процессы экономики развиваются неравномерно: бывают спады и подъёмы.

Экономический цикл – это период цикличности деловой активности, период развития экономики от одного кризиса к другому.

Выделяют следующие фазы (периоды) экономического цикла

  • Кризис
  • Депрессия
  • Оживление
  • Подъём

Рассмотрим особенности каждой фазы.

Кризис (спад, рецессия)

  • Экономика достигла самых низких уровней развития, дна
  • Резкое сокращение сбыта продукции
  • Массовое банкротство, закрытие предприятий
  • Безработица
  • Неплатежи
  • Резкое уменьшение прибыли

Депрессия

  • Низкий уровень производства, но стабильный
  • Высокий уровень безработицы
  • Появление первых признаков экономического роста

Оживление

  • Незначительное повышение спроса на потребительские товары, промышленное оборудование, инвестиции
  • Рост цен
  • Повышение ставки ссудного процента
  • Рост доходов у населения
  • Рост прибыли у предпринимателей
  • Постепенное привлечение новой рабочей силы, занятость возрастает до уровня полной занятости
  • Начало расширенного воспроизводства, рост выпуска продукции до уровня докризисного периода.

Подъём

  • Рост уровня производства, который выше предыдущего цикла
  • Рост цен
  • Рост зарплат, повышение уровня жизни населения, их доходов
  • Сокращение безработицы
  • Повышение ставки ссудного процента

Наивысшая степень подъёма экономики — бум, процветание. Далее снова спад, кризис.

Причины кризисов

Внешние

  • Нестабильность политической обстановки в мире (локальные войны, угроза войн). Необходимость увеличения военного потенциала, неравномерность развития отраслей промышленности.
  • Миграция населения, освоение новых территорий, колебание численности населения.
  • Дальнейшее развитие техники и технологий, что приводит в необходимости смены всего производства, его структуры.

Внутренние

  • Недостаточно продуманная экономическая политика органами власти страны
  • Монетарная политика, то есть денежная, когда увеличивается эмиссия (выпуск) денег, что приводит к снижению их стоимости, инфляции.
  • Изменение соотношения спроса и предложения на отдельные товары: что-то пользуется спросом, а что-то нет, необходимо перестраивать производство.
  • Сокращение производства из-за низкой покупательной способности населения или снижения спроса на товары.

Виды кризисов

  • Кризис перепроизводства (слишком много товаров, которые не пользуются таким спросом)
  • Структурный кризис. Он связан с тем, что возникают новые, более современные, технически оснащённые производства, что приводит к отмиранию страз производств.
  • Конъюктурный кризис. Его причина — колебания на рынке между спросом и предложением.
  • Сезонный кризис — он связан с сезонными особенностями деятельности отдельных предприятий и отраслей.

Тема 11. Производство

 

В результате общественного производства создаётся определённый продукт. В своём движении он проходит ряд стадий.

Производство

Производство — это процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

Две сферы производства

  • Материальное – создание вещественных богатств, необходимых для удовлетворения потребностей + оказание материальных услуг(промышленность, сельское хозяйство, строительство)
  • Нематериальное – создание духовных, нравственных ценностей + оказание нематериальных услуг (здравоохранение, образование и др.)

В производство входит и предоставление услуг.

Услуга – это такая целесообразная деятельность людей, которая направлена на удовлетворение потребностей, но не связана с производством чего-либо (например, услуги парикмахера, переводчика и пр.)

Материальные услуги: транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание, связь и др.

Нематериальные услуги: просвещение, здравоохранение, наука, искусство, социальное обеспечение, страхование, кредитование и др.

Производство — это постоянный, непрерывный процесс, так как необходимо постоянно удовлетворять потребности общества.

Воспроизводство

Воспроизводство — это процесс постоянного повторения производственного процесса.

Виды воспроизводства

  • Простое – это такой тип воспроизводства, при котором объёмы выпускаемой продукции неизменные, постоянные.
  • Расширенное — при нём объёмы производства постоянно растут, условием для этого является увеличение количества и качества экономических ресурсов.
  • Суженное – при нём происходит постоянное снижение, сокращение объёма производства.

Пути увеличения объёма производства

  1. Экстенсивный путь – расширение объёмов, количества экономических ресурсов, задействованных в производстве
  2. Интенсивный путь – увеличение эффективности использования экономических ресурсов.

Распределение

Распределение – это распределение произведённого продукта, дохода между участниками производственного процесса, а также людьми, которые не участвовали в данном процессе.

Виды распределения:

  • равное
  • неравное

 

Обмен

Обмен – это процесс передачи вещи, товара, получение взамен денег или других товаров, процесс, в результате которого получают деньги за произведенный товар. Это процесс движения экономических благ и ресурсов от одного участника экономической деятельности и к другому. Он соединяет производителей и потребителей, в результате чего складываются экономические отношения.

Виды обмена:

  • бартер: обмен вещи на вещь, товара на товар.

централизованный: обмен на рынке — товара на деньги

Формы обмена:

  • торговля
  • дарение

Потребление

Потребление – это процесс использования произведённого продукта (это предметы длительного пользования: одежда, дома, автомобили и т.д.) и уничтожение продукта (продукты питания).

Закон Энгеля: с увеличением дохода доля, которая расходуется на предметы первой необходимости, падает, а на приобретение предметов роскоши увеличивается.

Типы производства

Тип производства – это совокупность его экономических и организационно-технических особенностей, которые обусловлены видом продукции, масштабами и степенью регулярности её выпуска.

  • Единичное — производство продукции в единичных или нескольких экземплярах, то есть штучный выпуск продукции
  • Серийное – выпуск продукции большими партиями (сериями)с определённой регулярностью выпуска(бывает мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное)
  • Массовое – это изготовление однотипной продукции в больших объёмах и в течение продолжительного времени.

Продукция производится на предприятиях.

Предприятие

Предприятие – это хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в установленном законом порядке.

Отрасль – это группа предприятий, которые выпускают одинаковую продукцию, имеют схожие технологии или одинаковое сырьё.

Виды отраслей

Добывающие Обрабатывающие
Производят средства производства Производят предметы потребления
Группа А Группа Б
Тяжёлая промышленность Лёгкая промышленность

Функции предприятий

  • Производственная – производство товаров, услуг, работ
  • Реализационно-маркетинговая – реализация продукции, изучение спроса на рынке
  • Ресурсно-спросовая – то есть наличие спроса на трудовые, материальные, интеллектуальные, финансовые и пр. ресурсы
  • Финансово- инвестиционная – использование финансов, кредитование, инвестирование, приобретение и выпуск ценных бумаг.
  • Бюджетная — пополнение бюджета путём выплаты налогов
  • Социальная – обеспечение работой населения
  • Познавательная – изучение законов рынка, наиболее эффективных способов хозяйствования.
  • Образовательная получение работниками профессиональных знаний, умений и навыков
  • Инновационная — использование новейших научно-технических достижений и инновационных технологий.
  • Информационная – накопление сведений о конъюктуре, то есть состоянии на рынке, распространение информации о своей деятельности, выпускаемой продукции и услугах.
  • Консолидирующая – обеспечение единства экономики путём создания различных союзов, организаций, деятельности экономических агентов.

Виды предприятий

По сферам деятельности:

  • Производственные
  • Непроизводственные

По размерам:

  • Малые (до 50 занятых)
  • Средние (от 50 до 500)
  • Крупные (более 5000
  • Особо крупные (более 1000)

По формам собственности:

  • Частные
  • Государственные
  • Муниципальные
  • Кооперативные
  • Предприятия в собственности общественных организаций
  • Прочие (иностранных граждан, смешанные)

По принадлежности капитала:

  • Национальные
  • Иностранные
  • Совместные

По организационно-правовым формам:

•        Хозяйственные товарищества и общества

•        Полное товарищество

•        Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

•        Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

•        Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

•        Акционерное общество (АО)

•        Производственные кооперативы (артели)

•        Унитарное предприятие (федеральное казенное предприятие).


 

Тема 12. Рынок

 

Рынок — это совокупность всех отношений, организация сотрудничества людей друг с другом по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Рынок в узком смысле — это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.

Условия возникновения рынка

  • Частная собственность
  • Свобода предпринимательства
  • Личный интерес участников рынка
  • Конкуренция
  • Свободное ценообразование

Признаки рынка

  • Нерегулируемая цена
  • Нерегулируемый спрос
  • Нерегулируемое предложение

Функции рынка

  • Посредническая — связывает продавцов и покупателей
  • Ценообразовательная — цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
  • Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
  • Регулирующая — благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
  • Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
  • Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.

Типы рынков

Типы рынков по конкуренции

  • Рынок свободной или совершенной конкуренции
  • Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.

Основные законы рынка

Закон спроса

Спрос — это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.

Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.

Спрос зависит

  • От денежных доходов покупателей
  • От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
  • От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)
  • Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).
  • Наличие товаров- заменителей(какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).

Закон предложения

Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

Предложение зависит

  • От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
  • От налогов
  • От товаров-заменителей на рынке
  • От количества на рынке аналогичной продукции
  • От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями

Цена

Цена — это денежное выражение стоимости товара на рынке.

Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.

Цена предложения — минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.

Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.

Дефицит — спрос выше предложения.

Профицит товаров — спрос ниже предложения.


 

Тема 13. Конкуренция

 

Конкуренция — одно из условий эффективности рынка. Что же такое конкуренция и каковы её виды?

Конкуренция – от лат. сталкиваться, состязаться. Это соперничество участников рынка за лучшие условия производства и купли-продажи.

Быть конкурентоспособным — значит превосходить остальных по качеству предлагаемой продукции, по её разнообразию, постоянно искать новые пути обеспечения привлекательности товаров и услуг, идти в ногу со временем.

Функции конкуренции

  • Регулирующая – воздействие на предложение, на производство необходимых благ.
  • Аллокационная (от лат. размещение) – эффективное использование факторов производства в тех местах, где будет от них большая отдача.
  • Инновационная – использование новейших технологий, достижений научно- технического прогресса.
  • Адаптационная – рациональное приспособление к условиям рынка, постепенный переход от простого самосохранения, самовыживания на рынке до расширения сфер влияния на нём.
  • Распределительная — прямое или косвенное воздействие на объём и вид продукции.
  • Контролирующая – недопущение монополистического диктата одних участников рынка над другими

Все данные функции конкуренции в единстве и взаимосвязи обеспечивают эффективную работу рыночного механизма.

Виды конкуренции

По методам соперничества:

  • Ценовая. Её суть заключается в том, что предприниматели снижают цены на продукцию.
  • Неценовая.

Методы неценовой конкуренции:

  • предложение товара более высоко качества и удобного, яркого внешнего оформления, упаковки
  • придание новых свойств уже имеющимся товарам (например кухонная посуда с антипригарным покрытием)
  • создание новых товаров, которых ранее не было (например, в своё время это были хлебопечки, мультиварки, планшетники и др.)
  • широкое использование рекламы
  • качественное обслуживание
  • дополнительные виды услуг: обучение покупателей тому, как пользоваться товаром, установка оборудования, гарантированное обслуживание и др.

По условиям протекания:

  • Совершенная (свободная или чистая) конкуренция. При совершенной конкуренции ни один из участников рыночного хозяйства не может повлиять на установку цен на товары и услуги. Это некая идеальная модель рынка, своеобразный «бег вместе».

Условия для свободной конкуренции:

  • небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара
  • однородность товара
  • ничем не ограниченный доступ и выход с рынка
  • продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно
  • неограниченное число участников
  • мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов
  • наличие полного объёма информации (о спросе, предложении, процентной ставке и др.)
  • однородность одноимённых товаров (то есть нет торговых марок, так как они ставят в привилегированное положение кого-либо).
  • отсутствие монополий, инфляции, вынужденной безработицы.

 

  • Несовершенная конкуренция. При такой конкуренции есть обстоятельства, которые её ограничивают, например, монополия, если нарушено хотя бы одно условие свободной конкуренции.

Особенности несовершенной конкуренции:

  • раздел рынка между крупными компаниями
  • ограничение самостоятельности участников рынка
  • контроль сегментов рынка (сегменты рынка- это группы, обладающие схожими характеристиками, например, одинаковым товаром).
  • использование нечестных способов соперничества

По масштабам развития:

  • Индивидуальная – предприниматель стремится достичь лучших для себя условий деятельности на рынке.
  • Местная — соперничество на определённой территории между предпринимателями.
  • Отраслевая – стремление получить наибольшую прибыль в рамках одной отрасли (её ещё называют горизонтальная конкуренция)
  • Межотраслевая — борьба производителей разных отраслей за покупателей для удовлетворения определённой потребности (вертикальная конкуренция), например, удовлетворением потребности в информации занимаются радио, Интернет, телевидение, газетно-книжные издательства.
  • Национальная — соперничество на рынке страны
  • Глобальная – соперничество на мировом рынке.

Закон о защите конкуренции

Конкуренция защищается на государственном уровне, так как является одним их важнейших условий эффективности рынка страны в целом.

Закон «О защите конкуренции» принят в РФ в 2006 году.

Цели:

  • пресечение недобросовестной конкуренции
  • пресечение монополистической деятельности
  • пресечение ограничения конкуренции органами власти

В законе определено, что действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат закону, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам, нанести вред их деловой репутации.

В законе установлены формы недобросовестной конкуренции в статье 14:

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов
  • продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения услуг работ.
  • получение, использование, разглашение научно- технической, производственной, торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца

Виды монополий

По форме собственности

  • Частная
  • Государственная

Признаки чистой монополии

  • единственный продавец (монополист)
  • реализующийся товар уникален (нет аналогов)
  • полный контроль монополиста над ценой товара и его объёмом
  • наличие барьеров для вступления в рыночную систему (административные, экономические)

Чистая монополия – это крайне редкое явление

Виды монополий

  • Монопсония – один крупный покупатель, который определяет цену товара.
  • Олигополия – множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.
  • Дуополия – наличие на рынке только двух продавцов товара.
  • Двусторонняя монополия – один крупный продавец и один крупный покупатель.
  • Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Позитивные

  • Более эффективная деятельность
  • Больше средств и стимулов к развитию НТР
  • Уникальность продукции

Негативные

  • Нерациональное использование ресурсов общества
  • Усиление социального неравенства, так как товары продаются по завышенным ценам
  • Возможность застоя и торможения НТР

 

Тема 15. Деньги

 

Деньги – это товар особого свойства, который является всеобщим эквивалентом при обмене товаров, то есть на них можно купит и продать любой товар или услугу, они выражают их ценность.

Свойства денег

  • Делимость – способность размениваться на более мелкие.
  • Узнаваемость — тяжелы в подделке
  • Стабильность – более или менее одинаковая стоимость сегодня и завтра
  • Портативность – удобны в использовании, занимают мало места.
  • Износостойкость – имеют срок службы
  • Однородность — равное количество денег разными видами имеют одинаковую стоимость (например, тысяча равна 500+500)
  • Ликвидность — насколько легко и быстро можно обменять деньги на товар.

Функции денег

  1. Мера стоимости — именно они определяю, сколько что стоит.
  2. Средство обращения – то есть именно за деньги мы продаём и покупаем товары, они обращаются, то есть переходят от продавца к покупателю. Деньги – своеобразный посредник между ними. Это позволяет избежать бартера — обмена товара на товар.
  3. Средство платежа – деньгами мы оплачивает услуги ЖКХ, налоги, получаем и оплачиваем кредиты, а также получаем заработную плату. и т.д.
  4. Средство накопления – именно деньги, их количество может свидетельствовать о материальном состоянии отдельного человека, фирмы и государства в целом.
  5. Мировые деньги – эту функцию на сегодняшний день выполняют евро и доллар, то есть они принимаются к оплате в любом государстве и могут быть обменены на любую национальную валюту.

Виды денег

Наличные – передаются из рук в руки в натуральном виде.

  • Металлические монеты, то есть денежные знаки из золота, серебра, меди, различных сплавов. В монетах различают аверс (лицевая сторона), реверс (обратная сторона), а также гурт (обрез)
  • Банкноты – бумажные деньги.

 

Безналичные – не предаются из рук в руки в руки, это записи на счетах в банках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.133 с.)