Книг для подростков, с которых начинается любовь к чтению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книг для подростков, с которых начинается любовь к чтению



Книг для подростков, с которых начинается любовь к чтению

Дорогие мамы и папы, а также юные леди и джентльмены! Мы в AdMe.ru знаем, как нелегко вам приходится, когда речь заходит о выборе хорошей литературы. Вроде бы детство уже позади, но и для многотомных серьезных шедевров мировой литературы время пока не пришло. Поэтому мы создали для вас этот список книг, которые могут развлечь похлеще компьютерных игр и сериалов.

Приятного чтения!

1. «Голодные игры» Сьюзен Колинз

2. «Республика ШКИД» Григорий Белых, Леонид Пантелеев

3. «Гарри Поттер» Джоан Роулинг

4. «Алые паруса» Александр Грин

5. «Академия вампиров» Рейчел Мид

6. «Круг» Лия Симонова

7. «Хорошо быть тихоней» Стивен Чбоски

8. «Человек-амфибия» Александр Беляев

9. «Книжный вор» Маркус Зузак

10. «Уроки французского» Валентин Распутин

11. «Ночь после выпуска» Владимир Тендряков

12. «Милые кости» Элис Сиболд

13. «Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров

14. «Если я останусь» Гейл Форман

15. «Где нет зимы» Дина Сабитова

16. «Хроники Нарнии» Клайв Льюис

17. «Бегущий в лабиринте» Джеймс Дашнер

18. «Шут» Юрий Вяземский

19. «Что к чему» Вадим Фролов

20. «Тепло наших тел» Айзек Марион

21. «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин

22. «Два капитана» Вениамин Каверин

23. «Убить пересмешника» Харпер Ли

24. «Темные начала» Филипп Пуллман

25. «Марсианские хроники» Рэй Брэдбери

26. «Черновой вариант» Елена Матвеева

27. «Таинственный остров» Жюль Верн

28. «Тринадцатая сказка» Диана Сеттерфилд

29. «Адские механизмы» Кассандра Клэр

30. «В поисках Аляски» Джон Грин

31. «Час быка» Иван Ефремов

32. «Дом, в котором...» Марьям Петросян

33. «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкин

34. «Над пропастью во ржи» Джером Д. Сэлинджер

35. «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев

36. «Мальчик и тьма» Сергей Лукьяненко

37. «Не верю. Не надеюсь. Люблю» Сесилия Ахерн

38. «Чучело» Владимир Железников

39. «Завтра была война» Борис Васильев

40. «Эрагон» Кристофер Паолини

41. «Числа» Рейчел Уорд

42. «Метроленд» Джулиан Барнс

43. «Семнадцатилетние» Герман Матвеев

44. «Вафельное сердце» Мария Парр

45. «Чернильная трилогия» Корнелия Функе

46. «Первый учитель» Чингиз Айтматов

47. «Керри» Стивен Кинг

48. «Космонавты» Артур Гиваргизов

49. «Часодеи» Наталья Щерба

50. «Прекрасные создания» Ками Гарсия, Маргарет Штоль

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/50-luchshih-knig-dlya-podrostkov-952410/amp/

 


 

Фантастика и фэнтези

· «Зимняя сказка» — Марк Хелприн

· «Санта-Хрякус» — Терри Пратчетт

· «Одд и ледяные великаны» — Нил Гейман

· «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Клайв С. Льюис

· «Северное сияние» — Филип Пулман

· «Понедельник начинается в субботу» — Аркадий и Борис Стругацкие

· «Граница льдов» — Дуглас Престон, Линкольн Чайлд

· «Айсберг» — Джеймс Роллинс

· «Тень «Полярной звезды» — Филип Пулман

· «Дело об убийстве, или Отель „У погибшего альпиниста“» — Аркадий и Борис Стругацкие

· «Янтарный телескоп» — Филип Пулман

· «Тринадцатая редакция. Найти и исполнить» — Ольга Лукас

· «Валькирия» — Мария Семенова

· «Вонгозеро» — Яна Вагнер

· «Белый огонь» — Дуглас Престон, Линкольн Чайлд

· «Поселок» — Кир Булычев

· «Живые люди» — Яна Вагнер

Приключения

· «Ледяной сфинкс» — Жюль Верн

· «Дело Николя Ле Флока» — Жан-Франсуа Паро

· «Белый Клык» — Джек Лондон

· «Долина Безмолвных Великанов» — Джеймс Кервуд

Детективы и триллеры

· «Рождество с неудачниками» — Джон Гришэм

· «Рождество Эркюля Пуаро» — Агата Кристи

· «Зимние призраки» — Дэн Симмонс

· «Чисто английское убийство» — Сирил Хейр

· «О, я от призраков больна» — Алан Брэдли

· «Комната мертвых» — Франк Тилье

· «Дверь в декабрь» — Дин Кунц

· «Ледяная принцесса» — Камилла Лэкберг

· «Ночной шторм» — Юхан Теорин

· «Ледяная тюрьма» — Дин Кунц

· «Черная Орхидея» — Джеймс Эллрой

· «Зимний убийца» — Джон Сэндфорд

· «Снеговик» — Ю. Несбё

· «Тайна Найтингейла» — Филлис Дороти Джеймс

· «Загадка Ситтафорда» — Агата Кристи

· «Дело о ледяных руках» — Эрл Стенли Гарднер

· «И пришел паук» — Джеймс Паттерсон

· «Снежная смерть» — Брижит Обер

Мистика и ужасы

· «Ловец снов» — Стивен Кинг

· «Человеческая гавань» — Йон Айвиде Линдквист

· «Впусти меня» — Йон Айвиде Линдквист

· «Сияние» — Стивен Кинг

· «Кристмас» — Александр Варго

Детские книги

· «Рождественская мистерия» — Юстейн Гордер

· «Рождественское чудо мистера Туми» — Сьюзан Войцеховски

· «Ночь перед Рождеством» — Н. В. Гоголь

· «Девочка со спичками» — Ганс Кристиан Андерсен

· «Волшебная зима» — Туве Янссон

· «Елка с сюрпризом» — O. Генри

· «Правдивая история Деда Мороза» — Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак

· «Восток» — Эдит Патту

· «Серебряные коньки» — Мери Мейп Додж

· «Щелкунчик и мышиный король» — Эрнст Теодор Амадей Гофман

· «Снежная королева» — Ганс Христиан Андерсен.

End

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/100-knig-dlya-uyutnyh-zimnih-vecherov-1127560/


 

Эрленд Лу — Наивно. Супер

Роман «Наивно. Супер» — самая известная его книга, написанная от лица тридцатилетнего героя, переживающего «кризис середины жизни», — переведен уже на дюжину языков и везде, в том числе и в России, встречен с восторгом. Эта обаятельная и иронично-сдержанная вещь сродни хорошей примитивной, «наивной» живописи — на первый взгляд просто и смешно, всмотришься — умно и трогательно, и детали, при общей кажущейся простоте, выписаны точно и мастерски.

End


Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/100-knig-kotorye-podaryat-oschuschenie-volshebstva-i-uyuta-1269215/?utm_source=feedly&utm_medium=webfeeds


 

Рассказы О. Генри

Возраст: 12−15 лет

О. Генри напечатал 66 рассказов, и трудно выделить какой-то один.Каждая книга – это яркий сюжет с неожиданными поворотами и неожиданным финалом. Но обязательно хорошим! Ведь в какие бы перипетии не попадали его герои, добро в конце всегда побеждает зло.

Отзывы родителей: «В первый раз прочитала рассказ „Дары волхвов“ лет в 10, и после этого О. Генри стал мои любимым писателем. Перечитываю его рассказы постоянно. Дочь прочитала в 12, сын „дорос“ к 14. Но оба попросили еще».

«Хроники Нарнии», Клайв С. Льюис

Возраст: 11−15 лет

«Хроники Нарнии» – удивительная и прекрасная история волшебной страны, в которой правят любовь и доброта, где животные и птицы говорят и мыслят подобно людям, а в лесах обитают гномы и великаны, фавны и кентавры.

Наряду с «Властелином колец» Толкина «Хроники Нарнии» стали мировой классикой фэнтези.

Отзывы родителей: «Это была первая книга, которую ребенок читал взахлеб. До этого его хватало максимум минут на 30, а потом знакомое: «Мам, а в компьютер можно теперь поиграть?» А тут просил: «Мам, ну можно еще полчасика не спать!»

«Ходячий замок», Диана Уинн Джонс

Возраст: 10−13 лет

Софи живет в сказочной стране, где ведьмы и русалки, семимильные сапоги и говорящие собаки – обычное дело.Поэтому, когда на нее обрушивается ужасное проклятие коварной Болотной Ведьмы, Софи ничего не остается, как обратиться за помощью к таинственному чародею Хоулу, обитающему в ходячем замке. Однако, чтобы освободиться от чар, Софи предстоит разгадать немало загадок и прожить в замке у Хоула гораздо дольше, чем она рассчитывала. А для этого нужно подружиться с огненным демоном, поймать падучую звезду, подслушать пение русалок, отыскать мандрагору и многое, многое другое.

Отзывы родителей: «Первоначально дочь увидела одноименное аниме. Ходила под впечатлением дня два. Долго я искала книжку, по которой и создавался этот шедевр. Нашла. И книга оказалась еще круче».

«Улица страшных снов», Р.Л.Стайл

Возраст: 12−14 лет

Эрин Райт и ее друг Марти обожают фильмы ужасов. Особенно «Улицу Кошмаров» – про разных монстров, Жабанатора, Обезьянью Морду и Безумного Душителя. Но когда Марти и Эрин отправились на экскурсию по киностудии, где снимают «Улицу Кошмаров», они просто не знали, что их там ждет…

Отзывы родителей: «Я бы назвала книгу одним из лучших детских ужастиков. Но советую только в случае, если ваш ребенок не очень впечатлительный… Ну и вообще, страшилки разного рода нормально воспринимает».


Источник: https://www.greatpicture.ru/top-10-knig-kotoryie-otorvut-detey-ot-kompyuterov/



 

46 захватывающих книг, которые почти не изучают в школе

Антиутопии — самый популярный подростковый жанр

Трейлер фильма «1984», реж. М.Рэдфорд.

О чём можно поговорить после чтения: что такое «идеальный» мир, как устроено государство и общество, что нас ждёт в будущем и как оно связано с нашим поведением сегодня.

Список произведений

1. Сьюзен Коллинз трилогия «Голодные игры»;

2. Лоис Лоури «Дающий», «В поисках синего»;

3. Беатриче Мазини «Дети в лесу»;

4. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», рассказы «И всё-таки наш», «Убийца»;

5. Владимир Набоков «Приглашение на казнь»;

6. Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»;

7. Джордж Оруэлл «1984»;

8. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»;

9. Евгений Замятин «Мы».

Список произведений

1. Шарль Перро «Синяя борода», «Мальчик-с-пальчик»;

2. Братья Гримм «Гензель и Гретель»;

3. Ханс Кристиан Андерсен «Красные башмачки», «Девочка, которая наступила на хлеб»;

4. Жан-Клод Мурлева «Дитя Океан»;

5. Мария Грипе «Дети Стеклодува»;

6. Александр Пушкин «Жених», «Евгений Онегин» (5 глава, сон Татьяны);

7. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»;

8. Василий Жуковский «Лесной царь»;

9. Николай Гоголь «Портрет», «Вий», «Страшная месть»;

10. Алексей Толстой «Волки»;

11. Владимир Набоков «Приглашение на казнь»;

12. Франц Кафка «Превращение», «Голодарь», «Процесс»;

13. Нил Гейман «История складбищем», «Коралина»;

14. Эрнст Теодор Гофман «Песочный человек», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;

15. Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров», «Убийство на улице Морг»;

16. Стефан Цвейг «Амок»;

17. Амброз Бирс «Чикамога»;

18. Альбер Камю «Посторонний»;

19. Хулио Кортасар «Аксолотль», «Захваченный дом»;

20. Роальд Даль «Убийство Патрика Мэлони», «Маточное молочко»;

21. Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Список произведений

1. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман»;

2. Михаил Салтыков-Щедрин «История одного города», «Господа Головлёвы»;

3. Ханс Кристиан Андерсен «Голый король»;

4. Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»;

5. Джозеф Хеллер «Уловка-22»;

6. Сергей Довлатов «Компромисс», «Чемодан»;

7. Илья Ильф и Евгений Петров «12 стульев», «Золотой телёнок»;

8. Юрий Тынянов «Подпоручик Киже»;

9. Джордж Оруэлл «Скотный двор»;

10. Аркадий и Борис Стругацкие «Сказка о тройке»;

11. Антон Чехов «Смерть чиновника»;

12. Николай Гоголь «Нос», «Ревизор»;

13. Владимир Набоков «Истребление тиранов»;

14. Михаил Зощенко «Нервные люди», «Аристократка»;

15. Александр Галич «Истории из жизни Клима Петровича Коломийцева, кавалера многих орденов, депутата горсовета, мастера цеха, знатного человека»;

16. Тэффи «Демоническая женщина».

Источник: https://mel.fm/blog/biblioteka-nekrasova/70945-46-zakhvatyvayushchikh-knig-kotoryye-pochti-ne-izuchayut-v-shkole


Безысходность: самые мрачные книги

Борис Стругацкий грустно замечал, что фантастика не смогла отвоевать нишу в Большой литературе, поглядывающей на неё свысока — как на развлекательный жанр. Но существует много фантастических книг, развлечься которыми можно разве что в Мордоре. Они поднимаются до философских высот, докапываются до тёмных глубин и показывают человечеству его неприглядный портрет.

Франц Кафка «Кары» (1915)

Мрачная цитата

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Депрессивные подробности

В «кафкианском кошмаре» не водятся вампиры, зловещие клоуны и легионы Ктулху из неведомых глубин. Лавкрафту с детства снились страшные сны. Кафке снилась страшная действительность. Его произведения — это приглашение на казнь реальности. Возможность залезть к ней в брюшко и покопаться внутри, обнаружив всю ненормальность обыденной жизни, которая прекрасно сходит с ума без участия сверхъестественных монстров. Таков сборник «Кары», состоящий из трёх рассказов: «Приговор», «Превращение» и «В поселении осуждённых».

Чтение Кафки напоминает знакомство с историей душевной болезни, изложенной прохладным, деловитым, хирургически точным языком, благодаря чему создаётся ощущение отстранённости автора от описываемых событий. Но ощущение это ложное, особенно в отношении «Кар», ведь два рассказа из сборника можно считать, по сути, автобиографическими. В них отразилась жизнь писателя, отравленная фобиями, целым букетом настоящих и мнимых болезней и вечным страхом перед деспотичным отцом.

Существует много экранизаций «Превращения». Этот кадр, например, из ещё не снятого кукольного мультфильма братьев Квай

«Приговор» с убийственной во всех смыслах концовкой, обрекающей героя на смерть по воле родителя, звучит продолжением знаменитых писем Кафки к собственному отцу, которые начинались с красноречивой строки: «Ты недавно спросил меня, почему я говорю, что боюсь Тебя». «Превращение» идёт ещё дальше: насекомое, в которое превратился Грегор Замза, желает умереть, не переставая любить свою семью, которая будет лишь рада избавлению от отвратительного чудища. Так писатель выразил ощущение собственной бесполезности и стыд из-за невозможности финансово поддерживать родных.

Последний рассказ, где подробно описано действие аппарата для казни осуждённых, пугает не ужасами пыток, а ощущением, что речь идёт о самой государственной Системе, которая лишает людей жизни и разума. Невольно рисуются картинки в духе «Стены» Pink Floyd. Эти три патологические истории, написанные словно бы рассудительным сумасшедшим, вызывают острую жалость не только к персонажам. Если видишь сквозь строчки чьи-то печальные, навек испуганные глаза, эффект особенно силён.

Андрей Платонов «Котлован» (1930)

Мрачная цитата

— Я опять к маме хочу! — произнесла она, не открывая глаз.

— Нету твоей матери, — не радуясь, сказал Жачев. — От жизни все умирают — остаются одни кости.

Депрессивные подробности

Антиутопическую повесть Платонова о строительстве светлого коммунистического будущего на людских костях, раздавленных под прессом нового времени, можно назвать одной из самых страшных и тяжёлых книг, написанных на русском языке. Среди конкурентов по мрачности — разве что «Раковый корпус» Солженицына и «Колымские рассказы» Шаламова.

Описанное здесь возведение социалистического рая, несмотря на гротескность, видится реалистичным, лишь слегка утрированным. Повальный сон в бараках, рытьё огромного котлована для строительства дома, куда должны вселиться пролетарии всех стран, мечты о грядущем «историческом счастье» и сплав в открытое море «кулаков-паразитов», которым непременно нужно помереть для радости трудящихся. Трудящиеся торжествуют и дружно пляшут, медведь-молотобоец без продыху куёт железо, вражеский элемент улыбается и машет, послушно отправляясь уничтожаться. Но вот котлован вырыт, занесён снегом, и вместо «общепролетарского дома» стоит одинокая могилка девочки — советской республики (по собственному признанию Платонова в фрагменте, вымаранном по цензурным соображениям).

Вымарывание не помогло. При жизни Платонова эту абсурдистскую повесть, конечно, никто не публиковал. Но в 1973 году Иосиф Бродский написал послесловие к «Котловану». Восхищаясь уникальным языком Платонова, он назвал его первым в мире писателем-сюрреалистом, несмотря на Кафку, поскольку тот описывал личных тараканов и индивидуальные процессы, а сюрреализм — это всеобщий «продукт психологии тупика». Герой Платонова — целый народ, десятилетиями рывший котлован для дома, который так и не был построен, только оброс частоколом могил. До сих пор жить неуютно.

Невил Шют «На берегу» (1957)

Мрачная цитата

Человечеству суждено быть стёртым с лица земли, и мир опять станет чистым, готовым без долгой проволочки принять более разумных обитателей.

Депрессивные подробности

Современный апокалипсис на экране и в книгах — это обычно мероприятие шумное: массовая истерия, паника, религиозное помешательство, разгром, загул, разврат. Что-то типа большой вечеринки, после которой можно не бояться похмелья.

На пике противостояния двух ядерных супердержав и за пять лет до Карибского кризиса, когда планета чуть не сделала себе харакири, вышел роман «На берегу», иллюстрирующий конец света с почти документальной достоверностью. Похоже, тогда человечество собиралось вымирать значительно спокойнее, выбрав не дорогу ярости, а тихую усталую безысходность. Такая картина выглядит ещё более удручающей.

Классик социальной драмы Стэнли Крамер экранизировал «На берегу» с участием легенд Голливуда — Грегори Пека, Авы Гарднер, Фреда Астера и Энтони Перкинса. Фильм произвёл такое сильное впечатление, что в ООН собирались показать его во всех странах одновременно в «День мира», а газеты предлагали демонстрировать его дипломатам и политикам. Чтобы испугались перспектив своей деятельности.

Ядерная война стирает с лица Земли всё северное полушарие. Радиация распространяется всё дальше, постепенно доползая до Австралии, где… нет, не «разворачиваются события». Учёные не строят защитный купол и не стряпают лекарство от лучевой болезни. Люди не погружаются в Ноев ковчег, ища спасение в Антарктиде, до которой заражение дойдёт в последнюю очередь. И никакой «избранный» не выходит на связь с дружественными инопланетянами или Высшим разумом, которые придут в последний момент на помощь.

Никто не придёт. Ничто не поможет. Сделать ничего нельзя. Все возможности упущены, думать надо было раньше, до того, как две ядерные супердержавы решили выяснить отношения. А теперь — поздно. Осталось только сидеть на берегу, запивая в финале бесплатные таблетки коньяком — единственным, от чего вас ещё не тошнит, и заедая мороженым, если вас от него не вырвет.

Конец.

Не нравится? Ну так не устраивайте ядерную войну и живите дружно. Похоже, именно это пытался сказать своей безнадёгой Шют, который кропотливо расписал агонию человечества буквально по минутам. После этой книги хочется чего-нибудь оптимистичного. Например, посмотреть, как бодро гоняет по постапокалиптической австралийской пустыне «рухнувшего мира» Безумный Макс.

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1959)

Мрачная цитата

Пожалуста… ну пожалуста… пусть я не за буду как читать и писать…

Депрессивные подробности

Чарли Гордон — безобидный умственно отсталый уборщик, над которым смеются окружающие (от большого ума, ясное дело). Но наука спешит на помощь: вначале операцию по улучшению интеллекта успешно проводят над мышью, потом над Чарли, потом выясняется, что его IQ поднялся на зашкаливающий уровень супер-гения… А потом — что операция на самом деле была не очень успешной. Чарли начинает терять интеллект, его ручная мышь Элджернон умирает, его дневник снова превращается в набор детских каракулей с ошибками. И если ваше сердце в финале не разобьётся, то, возможно, вы робот, стоит провериться на тесте Тьюринга.

Фильм «Газонокосильщик» 1992 года сюжетно перекликается с книгой Киза, но по мрачности сильно ей уступает

Вначале Киз написал рассказ с тем же названием и сюжетом, получил за него премию «Хьюго» и вырастил из него полноценный роман, завоевавший уже «Небьюлу». Сложно сказать, действительно ли нужно было превращать рассказ в книгу, но оба произведения получились настолько пронзительными, что некоторые даже упрекают автора в эксплуатации беспроигрышной темы слабоумия.

Так это или нет, каждый читатель будет решать для себя сам. А пока «пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе».

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или крестовый поход детей» (1969)

Мрачная цитата

Небо было сплошь закрыто чёрным дымом. Сердитое солнце казалось шляпкой гвоздя. Дрезден был похож на Луну — одни минералы. Камни раскалились. Вокруг была смерть. Такие дела.

Депрессивные подробности

Принято считать, что лучшие тексты получаются из личного авторского опыта. В литературе нечасто встречается такой впечатляющий опыт, как у Воннегута: попав в немецкий плен, он пережил печально известную бомбардировку Дрездена, пересидев её в подвале скотобойни, и вытащил затем из-под обломков тысячи трупов. В результате получился один из самых необычных и переполненных отчаянием романов XX века, посвящённый тому, что писатель называл «машиной социальной жестокости».

Книга представляет собой взгляд человека на войну. Взгляд совершенно не героический, без намёка на патриотический пафос, наоборот — испуганный и растерянный. Вслед за писателем его персонаж, робкий «маленький человечек» Билли Пилигрим, недоумевает: почему всё это вообще происходит? Из-за чего люди погибают и страдают? Кто виноват?

Экранизация «Бойни номер пять» — первый фильм, получивший премию «Сатурн»

Единственный ответ дают очень своеобразные пришельцы с планеты Тральфамадор: никаких объяснений не существует, в страданиях людей нет осмысленности или Высшего плана, просто «такова была структура момента». Билли Пилигрима швыряет в потоке времени, как цветок в проруби, инопланетяне помещают его в зоопарк себе на потеху и заставляют спариваться с похищенной кинозвездой. А ещё он неоднократно видит собственную смерть.

Представьте себе подобные вещи, описанные в «телеграфно-шизофреническом стиле» Воннегута, а главное — представьте человеческое бессилие перед лицом неодолимых обстоятельств, которые сами же люди и создают, проживая в мире старого доброго ультранасилия, распространяющегося на все времена. Инопланетяне, которые видят прошлое, настоящее и будущее, выступают лишь как свидетели бойни человечества.

Воннегут говорил: «Книга такая короткая, такая путаная, потому что ничего вразумительного про бойню написать нельзя. Всем положено умереть, навеки замолчать и уже никогда ничего не хотеть». Такие дела.

Урсула Ле Гуин «Слово для леса и мира одно» (1972)

Мрачная цитата

И хоть отпусков ни у кого давно не было, ребята ни одной самки в живых не оставили.

Депрессивные подробности

Изначально Урсуле Ле Гуин хотелось писать о феномене управляемых сновидений. Но вместо этого получилась повесть, посвящённая в основном насилию, проблемам экологии и тому, как настойчиво люди отвергают гармонию, эмоциональную стабильность и мирное существование. Люди, как предполагают жители планеты Атши, глубоко больны или попросту безумны. Уничтожив леса на Земле, они занимаются колонизацией других планет, то есть грабят природные ресурсы и истребляют местное население.

Портрет человечества, который представлен в этой повести, получившей премию «Хьюго», выглядит отвратительно. В основном потому, что соответствует действительности. Тут вам аналогии и с войной во Вьетнаме, и с рабством в Америке, и с любыми «сильными мужчинами», пришедшими воевать в чужие земли. От описаний «развлечений» землян на Атши кровь стынет в жилах. Изнасилования, сожжения заживо, избиения для проверки порога чувствительности…

«Аватар» Джеймса Кэмерона многое взял от повести Ле Гуин. Правда, по сравнению с садистами из книги, полковник Куорич — просто душка

Лишь единицы пытаются понять чужую жизнь и культуру — но их голоса, разумеется, тонут в воинственных воплях. Итог? Очередное подтверждение того, что человек — самое страшное существо в мире.

Никакого воодушевляющего заключения писательница не делает. И люди не начинают казаться лучше, когда сторона противника вынуждена даже перещеголять их в жестокости, защищаясь от вторжения. Как Эмиль Золя в своё время, Ле Гуин восклицает: «Я обвиняю!» И читателю остаётся не так уж много. Пойти и утопиться со стыда за принадлежность к роду людскому. Или — что, конечно, лучше — посадить дерево.

Робер Мерль «Мальвиль» (1972)

Мрачная цитата

Поступательное движение веков прервалось. И нам уже неведомо, когда, в каком веке мы живём и будет ли у нас хоть какое-то будущее.

Депрессивные подробности

И снова атомный апокалипсис, но люди на сей раз не сидят на берегу, смиренно сложив руки. Веселее от этого, правда, не становится. В романе французского писателя, ставшем уже классикой жанра, стены старинного замка укрыли небольшую группу выживших. «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем» осталось в прошлом. В постъядерном настоящем не будешь сеять — нечего станет кушать, а не убережёшь водосборник от радиоактивных осадков — через полгода все вымрут.

Мерль описывает быт со скрупулёзной дотошностью, и едва ли не целая глава посвящена тому, отдавать или не отдавать в соседний городок корову, которую очень сильно просят. У обитателей Мальвиля получилось то, о чем мечтали герои «Котлована», — коммунизм, к которому французы всегда неровно дышали.

Ещё больше, чем коровы и посевы, интересуют писателя социальные вопросы, новое общественное устройство, попытки некоторых людей остаться людьми и быстрое одичание других групп. Несмотря на внешне почти идиллическую картинку, в романе хватает жестокости, а новые реалии с общими жёнами — ещё одна коммунистическая идея — или массовым изнасилованием женщин в соседнем городке, где воцарился тоталитаризм, преподносятся сухо, как нечто само собой разумеющееся, что шокирует сильнее иных красочных описаний. Книга рисует мягкий вариант постапокалиптической жизни, но финал развеивает более-менее радужные облачка.

Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» (2005)

Мрачная цитата

— Несчастные создания, — повторила она почти шёпотом. Потом повернулась и пошла в дом.

Депрессивные подробности

Поначалу роман выглядит невинно: трое друзей — две девочки и мальчик — учатся в закрытой школе-интернате, где поощряются занятия творчеством, играют, слушают музыку и постепенно взрослеют, порой превращаясь из друзей в любовников.

Но потом становится понятно, почему здоровью детей уделяется прямо-таки нездоровое внимание: все они — клоны, которых выращивают на органы. Со временем клонов должны разобрать, как старые машины на запчасти. Главная героиня Кэти теряет близких людей и учится покорно принимать свою участь.

Режиссёр Марк Романек снял в 2010 году экранизацию романа с участием Киры Найтли, Кэри Маллиган и Эндрю Гарфилда

Роман английского писателя Исигуро был обласкан критиками, номинировался на Букеровскую премию 2005 года и на Премию Артура Кларка в 2006 году. Позиционировали его не как фантастику, а как интеллектуальный бестселлер, поскольку за всем этим клонированием в антиутопической Британии конца XX века несложно разглядеть метафору обычной человеческой жизни, пусть и более долгой, чем у несчастных «доноров».

Клоны не пытаются бороться против злой судьбы, а народ традиционно безмолвствует. Более того, выясняется, что закрытая школа — ещё хороший вариант для жизни «доноров»: по всей стране расположены государственные «дома», где творится такое, что вы надолго лишитесь сна. Впрочем, даже без закадровых ужасов книга получилась скорбная и болезненно тоскливая, как дождливый день на кладбище. Даже хочется вручить героине арбалет и отправить её делать революцию. Самое печальное, что она бы всё равно не взяла и не пошла.

Чак Паланик «Колыбельная» (2002)

Мрачная цитата

Представьте чуму, которая передаётся на слух.

Депрессивные подробности

«Я люблю смотреть, как умирают дети», — наверное, подумал однажды Чак Паланик и решил написать «Колыбельную». Дети в романе умирают массово. Можно даже «насладиться» описанием замороженного ребёнка, разбитого на куски. И женщины, которая умирает, разгрызая драгоценные камни и запивая их жидкостью для прочистки труб. И книгами в переплёте из человеческой кожи, и эротическими фантазиями некрофила, и огромным абзацем, и другими вещами, которыми любит эпатировать Паланик.

А начинается всё с колыбельной песенки из книги «Стихи и потешки со всего мира». Достаточно произнести её слова, как человек, которого вы хотели бы убить, падает замертво. Смерть лёгкая, бескровная, мгновенная. Абсолютное оружие, которое не сработает только против глухих. Главный герой косит людей направо и налево: один его толкнул, другой обозвал, третий слишком громко включил музыку. Все в чём-то да виноваты, все чем-то да плохи: «Даже самый пассивный человек — на самом деле агрессор. Мы все убийцы. Чтобы жить, мы убиваем растения и животных — а иногда и людей». Подобных глубокомысленных рассуждений в книге едва ли ни больше, чем описаний магических ритуалов и нарядов возлюбленной главного героя.

Идейная составляющая романа банальна, но всё вместе — с детскими смертями, вызывающим натурализмом и вегетарианскими страшилками об участи животных — наводит долго не проходящую тяжёлую мутную тоску.

Кормак Маккарти «Дорога» (2006)

Мрачная цитата

Всё в этом мире вырвано с корнем, зависло в безжизненно-сером воздухе, всё держится на одном дыхании, коротком и слабом. Почему моё сердце не из камня?

Депрессивные подробности

Действительно, надо иметь каменное сердце, чтобы не дрогнуть при чтении, возможно, самого душераздирающего постапокалиптического романа, который получил Пулитцеровскую премию.

«Дорога» — это одновременно и путь, и тупик. На Земле случилась некая катастрофа, в лесах остались только скелеты деревьев, животные погибли, и в этом даже некого винить: неизвестно, что именно произошло, налицо лишь свинцово-серая данность вымирающего мира. Повсюду свирепствуют каннибализм, голод и болезни, кучами навалены трупы, которых некому хоронить, а яркие краски можно найти только в воспоминаниях. Безымянная женщина, не выдержав такого существования, кончает с собой, а её муж и сын держат путь куда-то к морю, где, как они надеются, будет лучше. Но отец тяжело болен, как и сам этот тусклый пепельный мир.

И всё-таки, несмотря на темноту, в книге есть выход на свет — потому, что главные персонажи не теряют человечности. «Ты должен нести огонь», — призывает сына отец. «Дорога» — это и холодный густой мрак, и живое светлое тепло, оттеняющие и усиливающие друг друга. Ведь, как мы знаем, ярче всего звезды светят в темноте.

В экранизации романа 2009 года главных героев великолепно сыграли Вигго Мортенсен и Коди Смит-Макфи

* * *

Список развлекательной литературы из Мордора можно продолжать. Мрачная фантастика не исчерпывается этими десятью книгами, но одна наша десятка успешно доказывает, что этот жанр не обязательно легковесный.

Снобам от Большой литературы пора раскрыть глаза: смысл подобных книг не в вымышленных мирах, а в реальных людях с их проблемами, горестями и трагическими ошибками. Причём, в отличие от реализма, фантастика может позволить себе говорить обо всём человечестве сразу. Например, пугая его тем невесёлым будущим, в которое оно иногда стремится на всех парах.

Источник: https://www.mirf.ru/book/bezyshodnost-10-mrachnyh-knig


Топ-10 самых позитивных книг
Новый Топ-10 посвящен тем книгам, прочитав которые Вам захочется жить! Это сочинения разных жанров, различные по размерам и содержанию, но все они несут позитив!
10. «Народ, или когда то мы были дельфинами», Терри Пратчетт

Даже если вы знакомы с этим писателем и его светлыми и радостными произведениями, то в этой книге он сможет вас удивить. Она намного глубже и достаточно серьезная, хоть и рассчитана для подросткового возраста. Эта пронзительная история о взрослении, описана с невероятной нежностью и повествует о том, что каждому человеку на это планете нужно во что-то верить!

9. «Песнь моряка», Кен Киззи

Эту книгу автор написал после долгого своего молчания, но вернулся в литературу с величайшим триумфом! Автор с блестящим мастерством поет эту песнь, неповторимым сарказмом описывает причудливый мир и поселяет там героев, и судьбы этих людей задевают до самого сердца. Эта история об суровом крае Аляске, о простых людях. О том, как жизнь бросает тебя на самое дно, чтобы потом поднят как можно выше к солнцу, которое зарядит искренним, неодолимым, неубиваемо-сильным желанием жить!

8. «Моя семья и друге звери», Джеральд Даррелл

Очень интересная книга тем, что автор описывал себя и свою семью. Еще интересней то, что в десятилетнем возрасте мальчик наблюдал за поведениями диких животных и своей семьи и находил там интересные сходства, что невероятно его забавляли. В некоторых случаях поведения людей были намного агрессивней и несли в себе больше жестокости, чем в диком мире. Но автор, описал это сквозь призму мнений и понимания маленького ребенка, используя при этом главный инструмент – юмор. Именно эти наблюдения позволили автору сделать множество выводом по поводу поведения человека и его сущности.

7. «Манюня», Наринэ Абгарян

«Манюня» — это яркий, солнечный, легкий рассказ о детстве как таковом. Главные героини его две девчушки-подружки Нара и Манюня и Ба – добрая, но грозная бабушка Манюни. Кроме них рассказывается про многих родственником, которые попадают в смешные, курьезные ситуации. Этот рассказ переносит вас в то самое незабываемое время, в уютное, озорное, теплое и любимое всеми детство, что делает человека счастливым на всю жизнь.

6. «Фамильная честь Вустеров», Пелам Г. Вудхаус

Если вы ищите источник радости и позитива, легкого, необременительного чтения, то эта книга для вас. История энергичного умного Дживса и всех тех курьезных ситуаций, которые его окружают поднимет ваше настроение от нуля до бесконечности.

5. «Стоя под радугой», Фэнни Флэгг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.223 (0.179 с.)