Социально-гуманитарные науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-гуманитарные науки



 

НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
... Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
Социология Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

Пояснение.

Психология — это наука, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека.

 

Ответ: психология.

Задание 1 № 2729

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Экономика Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг
... Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

Пояснение.

Демография (от древнегреческого «демос» — народ и «графо» — пишу) — наука, изучающая народонаселение, процессы рождаемости и смертности, продолжительности жизни, закономерности воспроизводства населения.

 

Ответ: демография.

Задание 1 № 3499

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

 

ТИП ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
... Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины
Индустриальное Общество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности

Пояснение.

Типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

 

Ответ: традиционное.

Задание 1 № 3649

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТИП ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА
... Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства
Постиндустриальное Развитие и массовое использование компьютерных технологий

Пояснение.

В зависимости от уровня развития орудий и средств производства выделяют: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества.

 

Ответ: индустриальное.

Задание 1 № 3725

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Пояснение.

Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме.

 

По причине большого количества вопросах, даем следующий комментарий: в учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому данный ответ не подходит. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым.

 

Ответ: коммуникативная.

Задание 1 № 3799

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ
Сознательный Выдвижение целей и предвидение результатов
... Изменение окружающего мира и самого себя

Пояснение.

Изменение окружающего мира и самого себя — пример преобразовательной деятельности.

 

Ответ: преобразовательный.

Задание 1 № 3836

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ
Учение Приобретение знаний
... Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления

Пояснение.

Труд — достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления.

 

Ответ: труд.

Задание 1 № 3910

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ТИП ОБЩЕСТВА ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
Аграрное ...
Постиндустриальное Информация

Пояснение.

Основным фактором производства в аграрном обществе является земля, в индустриальном — капитал.

 

Ответ: земля.

Задание 1 № 4132

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение... Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

Пояснение.

Методы научного познания делятся на эмпирические — основанные на чувственном познании и теоретические — основанные на рациональном познании, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

 

Ответ: гипотезы.

Задание 1 № 4169

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
Эстетическая Воспроизведение действительности по законам красоты
... Отражение действительности при помощи художественных образов

Пояснение.

Отражение действительности при помощи художественных образов — это познавательная функция искусства.

 

Ответ: познавательная.

Задание 1 № 4280

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
... Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

Пояснение.

Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире свойственно науке.

 

Ответ: наука.

Задание 1 № 4393

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Информационная Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению
... Позволяет людям вступать в общение друг с другом

Пояснение.

Позволяет людям вступать в общение друг с другом — это проявление коммуникативной функции.

 

Ответ: коммуникативная.

Задание 1 № 4971

Запишите слово, пропущенное в схеме

 

Пояснение.

Существуют три типа общества: традиционное индустриальное и информационное.

 

Ответ: индустриальное.

Задание 1 № 5045

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Пояснение.

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических потребностей общества.

 

Ответ: институты.

Задание 1 № 5158

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Ориентация на запросы широкого круга потребителей, коммерческий характер
Элитарная Принципиальная закрытость, духовный аристократизм

Пояснение.

Речь о видах культуры. Обществоведы выделяют народную, массовую и элитарную культуру.

Элитарная — создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

Массовая — сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду.

Народная — создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют фольклором.

 

Ответ: массовая.

Задание 1 № 5834

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира
Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории

Пояснение.

Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира — это наблюдение.

 

Ответ: наблюдение.

Задание 1 № 6372

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное
... Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости

Пояснение.

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

 

Ответ: мораль.

Задание 1 № 8242

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Прогресс Направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
... Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии

Пояснение.

Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии соответствует регрессу.

 

Ответ: регресс.

Задание 1 № 8445

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Материальная Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей
... Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей

Пояснение.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

 

Ответ: духовная.

Задание 1 № 8474

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Результат То, чего достигает человек в ходе деятельности.

Пояснение.

Структура деятельности:

1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.

2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

3) Действия — конкретные шаги для достижения цели.

Виды действий по Веберу:

1) Целерациональные — в основе продуманная цель.

2) Ценностнорациональные — принципы и убеждения.

3) Аффективные — эмоциональное состояние.

4) Традиционные — привычка.

Результат — итог. Мотив — побуждение к деятельности.

 

Ответ: цель.

Задание 1 № 8503

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Пояснение.

Типы культур: народная, массовая и элитарная.

 

Ответ: элитарная.

Задание 1 № 8574

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА

 

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивид Отдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

Пояснение.

Человек как субъект социальных отношений — личность.

 

Ответ: личность.

Задание 1 № 8632

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Мифология Фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме.
... Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения.

Пояснение.

Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения — религия.

 

Ответ: религия.

Задание 1 № 8890

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве рода Институт семьи и брака
Потребности в... и социальном порядке Политические институты

Пояснение.

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.

В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

 

Ответ: безопасности или безопасность.

Задание 1 № 8919

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

ВИДЫ ОБЪЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ
Биологические (естественные) Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
... Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

Пояснение.

Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. — это социальные потребности.

 

Ответ: социальные.

Задание 1 № 8948

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

 

СВОЙСТВА ИСТИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
Объективный характер Независимость от познающего субъекта и его сознания

Пояснение.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

 

Ответ: относительный.

Задание 1 № 8980

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

Области (сферы) духовной культуры ХАРАКТЕРИСТИКИ
... Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни
Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания

Пояснение.

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.

 

Ответ: мораль.

Задание 1 № 9124

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве рода Институт семьи и брака
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения Институт...

Пояснение.

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения относятся к институту образования.

 

Ответ: образования.

Задание 1 № 9152

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.113 с.)