Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности
педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы (рис. 1).
Оценка состояния спортсмена, параметров тренировочных и соревновательных нагрузок является важной составляющей педагогического контроля спортивной деятельности.
Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.
Различают три типа состояний спортсмена (табл. 1).
Задачи педагогического контроля:
· оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;
· осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);
· установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);
· выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;
· отбор талантливых спортсменов.
Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.
|
Таблица 1
Типы состояний спортсменов
№ | Тип состояния | Характеристика |
1 | Перманентный | сохраняется относительно длительный период времени (недели или месяцы): состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и другие. |
2 | Текущий | изменяется под влиянием одного или нескольких занятий: мышечные боли, состояние повышенной работо-способности. |
3 | Оперативный | изменяются под влиянием выполнения физических упражнений: утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки. |
Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.
Основные требования к педагогическому контролю:
· своевременность (соответствие срокам планирования);
· систематичность (регулярность);
· объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);
· полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания).
Для эффективного управления тренировочным процессом необходимо использовать количественную информацию с анализом качественной зависимости взаимосвязи спортивного результата и различных характеристик деятельности.
Успешное осуществление подготовки спортсменов во многом определяется точностью и современностью контроля за состоянием подготовленности, что в свою очередь выдвигает необходимость нахождения объективных и информационных показателей, характеризующих различные стороны деятельности спортсменов, при помощи которых может быть осуществлена оценка их состояния. Если в процессе управления исходить только из информации, описывающей систему лишь в данный момент (как это принято в педагогическом контроле) и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не будет оптимальным.
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В педагогическом контроле можно выделить 3 основных направления (табл. 2):
· контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых;
· контроль двигательной деятельности занимающихся;
· контроль «эффекта воздействий».
Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:
· индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);
· фонд двигательных умений и навыков;
· мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.
На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.
Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.
Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.
Таблица 2
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.006 с.)