Всего часов / зачетных единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всего часов / зачетных единиц



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.Б.1 Микроэкономика

Направление подготовки

высшего профессионального образования

080100 Экономика

Профиль «Финансы и кредит»

Профиль «Банковское дело»

Профиль  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Квалификация выпускника – бакалавр экономики

 

 

Общая трудоемкость дисциплины: 288 часов

                                                                       8 зачетных единиц

 

 

Новосибирск 2014


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению080100 «Экономика» (профили: «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и основной образовательной программой НОУ ВПО САФБД.

 

 

Разработчик (и) рабочей программы

старший преподаватель

 кафедры «Экономика и управление» _____________ Е.В. Зюбина

 

 

Программа одобрена на 20­­­­­­14-2015 учебный год на заседании кафедры «Экономика и управление» (Протокол № 11 от 25.06.2014 г.) и Научно-методического совета (Протокол № 1-ООП от 26.08.2014 г.).

 

 

    Зав. кафедрой д-р экон. наук, профессор ________________________ И.Б.Адова                                                                

 

 

Эксперт: Анофриков С.П. доцент, канд. экон. наук

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В соответствии с основной образовательной САФБД дисциплина «Микроэкономика» должна содержать следующие дидактические единицы:

Предмет и метод экономической теории. Становление экономической теории и этапы ее развития. Экономические системы и институты. Принципы функционирования рыночного хозяйства. Сущность рынка и условия его возникновения. Спрос и предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория поведения производителя (организации). Издержки и доход организации. Предложение в условиях совершенной конкуренции. Чистая монополия и рыночная власть. Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования. Олигополия: определение цены и объема производства. Рынки факторов производства: труд. Рынки ресурсов: земля и капитал. Общее экономическое равновесие и благосостояние.

Ц ель дисциплины: усвоение фундаментальных положений микроэкономики, закономерностей функционирования рыночной экономической системы, особенностей российской экономики.

Задачи:

– формирование представления о предмете и методах экономической теории;

– изучение потребительского выбора;

– микроэкономический анализ рынков;

– изучение теории фирмы, особенностей институционального подхода к поведению фирмы.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Микроэкономика» является базовой дисциплиной профессионального цикла структуры основной образовательной программы (ООП) бакалавриата ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика.

Внутренние требования определяются видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра и формируемыми компетенциями.

Изучение данной дисциплины закладывает фундамент целого комплекса экономических знаний, необходимых для подготовки бакалавров  к принятию решений в области организации, производства и сбыта продукции на уровне микроэкономики

Содержание дисциплины имеет внутренние связи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла (дисциплины «Экономика организации (предприятия)», «Статистика», «Маркетинг», «Деньги, кредит, банки»). Связи с дисциплинами осуществляются на основе общих понятий и категорий, и различаются глубиной уровня познания и связями с другими категориями в контексте конкретной дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Микроэкономика» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра. По завершении изучения дисциплины «Микроэкономика» бакалавр экономики:

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен:

Знать:

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

 уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- осуществлять поиск полученной информации по заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

владеть:

- методологией экономического исследования;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(очная форма обучения)

Вид учебной работы

Семестр

1 2
Аудиторные занятия (всего) 124/3,44 42/1,17 82/2,27
В том числе:      
Лекции: всего   (в т. ч. в интерактивной форме) 60 4 20 2 40 2
Практические занятия: всего   (в т. ч. в интерактивной форме) 56 28 18 14 38 14
КСР 8 4 4
Самостоятельная работа (всего) 128/3,56 48/1,33 80/2,22
В том числе:      
Самостоятельные практические занятия (ПЗ) с использованием информационных ресурсов и интерактивных средств   128 48 80
Вид промежуточной аттестации – экзамен 36/1 18/0,5 18/0,5
Общая трудоемкость часы/зачетные единицы 288/8 108/3 180/5

Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной и заочной формам обучения представлены в Приложении 2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

       Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Становление экономической теории и этапы ее развития. Предмет экономической теории. Экономия ресурсов – основная проблема экономической теории. Проблема выбора. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), экономические интересы, цели и средства. Экономические блага и их классификация, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Фактор времени и дисконтирования, потоки и запасы, номинальные и реальные величины. Экономические ограничения. Модель «Граница производственных возможностей». Принцип альтернативности. Компромисс между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом. Экономические риски и неопределенность. Методы экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. Внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статистики.

       Тема 2. Экономические системы и институты

Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем. Институт собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. Фундаментальная характеристика «человека экономического». Сравнительное преимущество. Закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности.

Наименование разделов и тем

Очная форма обучения

Количество часов

Лекции (в т.ч. в интер-активной форме) Практические занятия (в т.ч. в интерактив-ной форме) Самостоятельная работа студента (в т.ч. КСР) Всего часов Тема 1. Предмет и метод экономической теории 2 4 8 14 Тема 2. Экономические системы и институты 6 4 (4) 10 20 Тема 3.Основы рыночного хозяйства. Сущность рынка и условия его возникновения 4 4 (4) 8 16 Тема 4.Спрос и предложение, их взаимодействие 4 4 (4) 12(4) 24 Тема 5. Эластичность спроса и предложения 4 2 6 12 Тема 6. Теория потребительского поведения 6(4) 2 8 16 Тема 7. Теория поведения производителя (организации) 4 4 10 18 Тема 8. Издержки и доход организации 4 6 8(2) 20 Тема 9. Предложение в условиях совершенной конкуренции 2 4 (4) 6 12 Тема 10. Чистая монополия и рыночная власть 2 4 8 14 Тема 11. Олигополия: определение цены и объема производства 4 4 (4) 12 20 Тема 12. Монополистическая конкуренция 4 2 6 12 Тема 13. Рынки факторов производства: труд 6 4 (4) 8 18 Тема 14. Рынки ресурсов: земля и капитал 4 4 8(2) 18 Тема 15. Общее экономическое равновесие и благосостояние 4 4 (4) 10 18 Подготовка и сдача экзамена       36 Итого 60(4) 56(28) 136(8) 288

Тематика курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Микроэкономика» не запланированы учебным планом.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет экономической теории. Ключевые экономические проблемы общества.

2. Производственные возможности общества: редкость, выбор, альтернативные издержки.

3. Рынок и условия его формирования.

4. Частная собственность как предпосылка рыночного обмена.

5. Основные типы рынков.

6. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

7. Понятие спроса. Функция спроса и закон спроса.

8. Кривая спроса и цена спроса.

9. Предложение и его функция.

10. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

11. Рыночное равновесие и государство. Введение налогов и предоставление субсидий.

12. Эффективность рынков: излишек потребителя и излишек производителя.

13. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене.

14. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность по доходу.

15. Общая и предельная полезность.

16. Полезность и цена.

17. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя в рамках кардиналистской концепции полезности.

18. Моделирование потребительского поведения в рамках ординалистской теории полезности.

19. Оптимум (равновесие) потребителя.

20. Реакция потребителя на изменение дохода. Эффект дохода. Кривые Энгеля.

21. Реакция потребителя на изменение цен. Эффект замены. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

22. Понятие производства. Технология и производственная функция.

23. Краткосрочная производственная функция. Закон убывающей отдачи.

24. Изокванта и изокоста.

25. Равновесие производителя.

26. Понятие фирмы и ее признаки.

27. Трансакционные издержки.

28. Классификация фирм по размеру в юридической форме.

29. Концепция издержек в экономической теории. Нормальная и экономическая прибыль.

30. Концепция прибыли в экономической теории. Бухгалтерские, альтернативные и экономические издержки.

31. Классификация издержек фирмы с учетом мобильности факторов производства. Постоянные, переменные и общие издержки.

32. Средние и предельные издержки.

33. Средние и предельные издержки. Эффект масштаба.

34. Особенности совершенно конкурентного рынка.

35. Средний, предельный и общий доход фирмы.

36. Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде. Условия закрытия фирмы.

37. Максимизация прибыли и правило MC = MR.

38. Кривая предложения фирмы. Равновесие в краткосрочном периоде.

39. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

40. Совершенная конкуренция и эффективность экономики. Недостатки совершенной конкуренции.

41. Общие черты несовершенной конкуренции.

42. Особенности монополистического рынка.

43. Принципы антимонопольной политики.

44. Монопольная власть. Индекс Лернера. Индекс Герфиндаля.

45. Особенности олигополистического рынка.

46. Разновидности олигополии.

47. Особенности рынка монополистической конкуренции.

48. Особенности спроса на экономические ресурсы.

49. Общая характеристика рынка труда. Заработная плата.

50. Рынок капитала. Понятие о проценте как доходе фактора капитал.

51. Рынок природных ресурсов.

52. Проблемы частной собственности на землю в России.

 

Учебно-методическое и информационное

 обеспечение дисциплины

9.1. Законодательные документы и справочные материалы*:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть первая - от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.12.2014.)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08. 2000. № 117-ФЗ (в ред. от 08.03.2015.)

3.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07. 1998. № 146 -ФЗ (в ред. от 08.03.2015).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12. 2001. № 197 -ФЗ (в ред. от 31.12.2014).

5. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ (в ред.от 22.12.2014).

6. Об обществах с ограниченной ответственностью - Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 с изм. 30.03. 2015.).

7. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях - Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 04.11.2014.).

8. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений - Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013.)

9. О некоммерческих организациях - Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ  (в ред. от 08.03.15.)

10. О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон - от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 29.12.14., с изм. от 29.01.2015.).

11. О производственных кооперативах - Федеральный закон от 28.05.1996 № 41-ФЗ (в ред. от 30.11.2011.).

12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.2007. № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.13).

13. О бухгалтерском учёте - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.(в ред. от 04.11.2014.)

14. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 29. 12.2014).

 9.2. Основная литература:

1. Багинова В. В. Экономическая теория: учебник / В.В.Багинова, Т.Г.Бродская и др.; под общ. ред. А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 747 с. (ЭБС)               

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория – 5-е изд. – Учебник – М.: Омега –Л., 2010.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2012. - 544 с.               

4. Вечканов Г. С. Микроэкономика: учеб. для бакалавров / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.              

5. Воронин А Ю. Общая экономическая теория: учебник / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 518 с. (ЭБС)             

6. Гребенников П.И. Микроэкономика. Учебник для вузов. Гриф МО. М.: Юрайт, 2013

7. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 440 с. (ЭБС)

8. Журавлева Г.Л. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник. - М.: ИНФРА-М,2013.-440с.              

9. Маховикова Г.А. Микроэкономика. Учебник для бакалавров. Гриф МО. М.: Юрайт, 2013

10. Микроэкономика. Практический подход. Managerial Economics. Учебник. М.: КноРус, 2014

11. Мэнкью Н. Грегори Принципы микроэкономики. СПб.: Питер, 2013

12. Носова С. С. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) М.: Кнорус, 2013

13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - 2-e изд., изм., (Гриф) М.: Инфра-М, Норма, 2012

14. Нуреев Р.М. Сборник задач по микроэкономике. К "Курсу микроэкономики" Р.М. Нуреева М.: Инфра-М, Норма, 2010

15. Родина Г.А. Микроэкономика. Учебник для бакалавров. Гриф МО, М.:Юрайт 2013.

16. Рудакова И. Е. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / И.Е. Рудакова и др; под ред. И.Е. Рудаковой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 576 с. (ЭБС)                      

17. Тальнишних Т. Г. Экономическая теория: учеб. пособие / Т.Г. Тальнишних. - 5-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2014. - 320 с. (ЭБС)                      

18. Сафрончук М. Микроэкономика: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с                       

19. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): Учебное пособие / Ю.В. Тарануха; Под общ. ред. А.В. Сидорович. - 2-e изд., перераб. - (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова). Дело и Сервис. 2013

20. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник. М.: КноРус, 2013

21. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика: учебник для бакалавров / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 543 с. - Гриф 1.

22. Экономическая теория: учеб. пособие / ред.: А. Г. Грязнова, В. М. Соколинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. -  464 с.                  

23.  Экономическая теория: учебник для бакалавров / под ред. Е. Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, 2012. - 516 с. - (Бакалавр). - Гриф 2.

24. Янбарисов Р. Экономическая теория: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.

      

9.3. Дополнительная литература:

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А. Экономическая теория: Учебник. – М: Эксмо, 2008. – 608 с.

2. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): учебник: - М.: Инфра-М, 2007.

3. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: Учебник – М.: КноРус, 2008.

4. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория: Учебник - М.: Омега – Л., 2007.

5. Меккью Н.Т. Принципы экономики/ Н.Т. Меккью, пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 623 с.

6. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2006. – 624 с.

7. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Д. Вильям Микроэкономика, 18-е изд.: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. – 752 с.

8. Семенихина В.А. Микроэкономика: Учеб. Пособие / В.А. Семенихина. - Новосибирск: СИФБД, 2003. – 235 с.

9. Экономическая теория: учебное пособие / А. В. Бондарь и др.; под общ. ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 477 с.

10. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, ВЕЛБИ, 2010. – 608 с.

11. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В. Максимовой, М.: Юрайт, 2014.

12. Экономическая теория. Учебник и практикум/ Под ред. С. Толкачева, М.: Юрайт, 2014.

 

9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Центральный Банк Российской Федерации - www.cbr.ru

2. Министерство Финансов РФ - http://www.minfin.ru

3. Министерство экономического развития РФ -http://www.economi.gov.ru

4. Правительство РФ - http://www.government.ru

5. Росстат РФ - http://www.gsk.ru

6. Всемирный Банк- http://www.worldbank.ru

7. МВФ- http://www.imf.org.ru

8. ВТО - http://www. wto.org.ru

9. Информационно-правовая система “Кодекс” - http://www.kodeks.net

10. АКДИ «Экономика и жизнь» – Агентство экономико-правовых консультаций и деловой информации. Информационный канал Совета Федерации и Государственной Думы РФ - http://www.akdi.ru

11. «Гарант» – справочно-правовая система - http://www.park.ru

12. «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru

13. Информационно-аналитическое агентство «Интерфакс» - http://www.interfax.ru

9.5. Базы данных, информационно-поисковые системы (ИПС):

1. Информационно-правовая система «Консультант плюс», «Гарант»

2. Информационно-поисковые системы YANDEX, GOOGLE, RAMBLER

3. Вузовский информационно-аналитический комплекс

4. Учебная программа «Корпорация плюс»

5. Электронно-библиотечная система - http://www.znanium.com


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

– мультимедийное оборудование;

– электронный банк тестовых заданий (формируется вузом);

– компьютерные классы

 

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

           

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе – самостоятельной работы студентов. Кроме этого выделяемые часы используются для интерактивного обучения с использованием информационных ресурсов при выполнении учебных задач; знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины; мониторинга управленческих процессов по данным ведущих российских и зарубежных информационных агентств.

При проведении семинарских занятий используются следующие методы активизации учебной деятельности: дискуссии, конференции, работа малыми группами при решении общей учебной задачи.

В процессе теоретического обучения, выполнения практических задач, в том числе малыми группами, самостоятельной и исследовательской работы у студентов формируются профессиональные компетенции, определенные для данной дисциплины.

Текущий контроль знаний студентов проводится в форме тестирования, выступлений с докладами и сообщениями с использованием презентаций, проведение контрольной работы.

По завершении тем осуществляется самоконтроль, проводимых малыми группами, когда каждая их групп задает вопросы другой малой группе и оценивает ее ответы. Формой промежуточного контроля знаний студентов является экзамен.

 

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Выполнение самостоятельной работы проводится:

– в процессе изучения теоретического материала с опорой на лекции, учебники, периодические издания и другие материалы из фондов библиотеки и читального зала;

– на аудиторных занятиях под руководством преподавателя;

– на занятиях в компьютерном классе при выполнении заданий с использованием ИПС;

– подготовка домашних заданий к семинарам.

 

№ раздела (темы) дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1 Подготовка к аудиторным занятиям. Работа с учебной литературой. 8
2 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом Работа с учебной литературой. 10
3 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. 6
4 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 12(4)
5 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 4
6 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 6
7 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 6
8 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 8(2)
9 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом Работа с учебной литературой. 4
10 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом Работа с учебной литературой. 6
11 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом Работа с учебной литературой и интернет-ресурсами. 10
12 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом Работа с учебной литературой и интернет-ресурсами. 4
13 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 6
14 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Решение задач и выполнение ситуационных заданий 8(2)
15 Самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематически­м планом. Подготовка сообщений, докладов, высту­плений на семинарских и практических занятиях. Работа с учебной литературой и интернет-ресурсами 8

Подготовка и сдача экзамена

72

ИТОГО:

178(8)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.Б.1 Микроэкономика

Направление подготовки

высшего профессионального образования

080100 Экономика

Профиль «Финансы и кредит»

Профиль «Банковское дело»

Профиль  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Квалификация выпускника – бакалавр экономики

 

 

Общая трудоемкость дисциплины: 288 часов

                                                                       8 зачетных единиц

 

 

Новосибирск 2014


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению080100 «Экономика» (профили: «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и основной образовательной программой НОУ ВПО САФБД.

 

 

Разработчик (и) рабочей программы

старший преподаватель

 кафедры «Экономика и управление» _____________ Е.В. Зюбина

 

 

Программа одобрена на 20­­­­­­14-2015 учебный год на заседании кафедры «Экономика и управление» (Протокол № 11 от 25.06.2014 г.) и Научно-методического совета (Протокол № 1-ООП от 26.08.2014 г.).

 

 

    Зав. кафедрой д-р экон. наук, профессор ________________________ И.Б.Адова                                                                

 

 

Эксперт: Анофриков С.П. доцент, канд. экон. наук

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В соответствии с основной образовательной САФБД дисциплина «Микроэкономика» должна содержать следующие дидактические единицы:

Предмет и метод экономической теории. Становление экономической теории и этапы ее развития. Экономические системы и институты. Принципы функционирования рыночного хозяйства. Сущность рынка и условия его возникновения. Спрос и предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория поведения производителя (организации). Издержки и доход организации. Предложение в условиях совершенной конкуренции. Чистая монополия и рыночная власть. Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования. Олигополия: определение цены и объема производства. Рынки факторов производства: труд. Рынки ресурсов: земля и капитал. Общее экономическое равновесие и благосостояние.

Ц ель дисциплины: усвоение фундаментальных положений микроэкономики, закономерностей функционирования рыночной экономической системы, особенностей российской экономики.

Задачи:

– формирование представления о предмете и методах экономической теории;

– изучение потребительского выбора;

– микроэкономический анализ рынков;

– изучение теории фирмы, особенностей институционального подхода к поведению фирмы.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Микроэкономика» является базовой дисциплиной профессионального цикла структуры основной образовательной программы (ООП) бакалавриата ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика.

Внутренние требования определяются видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра и формируемыми компетенциями.

Изучение данной дисциплины закладывает фундамент целого комплекса экономических знаний, необходимых для подготовки бакалавров  к принятию решений в области организации, производства и сбыта продукции на уровне микроэкономики

Содержание дисциплины имеет внутренние связи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла (дисциплины «Экономика организации (предприятия)», «Статистика», «Маркетинг», «Деньги, кредит, банки»). Связи с дисциплинами осуществляются на основе общих понятий и категорий, и различаются глубиной уровня познания и связями с другими категориями в контексте конкретной дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Микроэкономика» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра. По завершении изучения дисциплины «Микроэкономика» бакалавр экономики:

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен:

Знать:

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

 уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- осуществлять поиск полученной информации по заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

владеть:

- методологией экономического исследования;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(очная форма обучения)

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

1 2 Аудиторные занятия (всего) 124/3,44 42/1,17 82/2,27 В том числе:       Лекции: всего   (в т. ч. в интерактивной форме) 60 4 20 2 40 2 Практические занятия: всего   (в т. ч. в интерактивной форме) 56 28 18 14 38 14 КСР 8 4 4 Самостоятельная работа (всего) 128/3,56 48/1,33 80/2,22 В том числе:       Самостоятельные практические занятия (ПЗ) с использованием информационных ресурсов и интерактивных средств   128 48 80 Вид промежуточной аттестации – экзамен 36/1 18/0,5 18/0,5 Общая трудоемкость часы/зачетные единицы 288/8 108/3 180/5

Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной и заочной формам обучения представлены в Приложении 2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

       Тема 1. Предмет и метод экономической теории



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.217 с.)