Право интеллектуальной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право интеллектуальной собственности



ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

для обучающихся

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция,

направленность (профиль):
Уголовно-правовая
 

 

 

Новосибирск
2019

Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Право интеллектуальной собственности» для обучающихся направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция / [сост. В.А. Терещенко, доцент]; АНОО ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск, 2019. – 34 с.

 

 

Рецензент Р.А. Прощалыгин, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения.

 

Методические указания и задания утверждены и рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедрой гражданского права, протокол от 28 июня 2019г., № 11.

 

 

 © Сибирский университет

потребительской кооперации, 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………...4

2. Темы и их краткое содержание……………………………………………..5

3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе …………………….……………………8

4. Список рекомендуемой литературы…………………………….…..……...28

5. Перечень информационных ресурсов..…………………………….………29

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы..................29

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дисциплина «Право интеллектуальной собственности» включена в блок обязательных дисциплин вариативной части учебного плана направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль): «Уголовно-правовая»

Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Право интеллектуальной собственности» предназначены для работы студентов на семинарских занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов, материалов судебной и иной правоприменительной практики, а также выполнения контрольной работы для студентов заочной, очно-заочной (с применением дистанционных технологий) форм обучения.

Содержание дисциплины основывается на преемственности и взаимосвязи с такими дисциплинами, как «Конституционное право», «Теория государства и права», «Семейное право», «Гражданское право», «Международное частное право». Самостоятельная работа способствует формированию и  закреплению знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения.  

Целью изучения дисциплины является «Право интеллектуальной собственности» является  формирование знаний, умений и навыков, способствующих осуществлению профессиональной деятельности в области разработки и реализации норм  гражданского права, обеспечения законности и правопорядка в сфере правоотношений интеллектуальной собственности, формирование у обучающихся  целостного представления и комплексных знаний о понятии и сущности правового регулирования интеллектуальной собственности, усвоение совокупности знаний в области прав на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации; овладение нормами гражданского права и других отраслей российского законодательства, а также практикой их применения; более глубокое ознакомление с выработанным цивилистикой понятийно-категориальным аппаратом, правилами толкования и применения правовых норм в области регулирования интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; развитие у обучающихся  умений и приемов самостоятельно оценивать фундаментальные научные идеи и концепции, которые необходимы им для успешного осуществления профессиональной и консультационной деятельности по вопросам применения права интеллектуальной собственности.          

Задачами дисциплины является формирование у обучающихся способностей:

- обосновывать и принимать решения в пределах своих должностных обязанностей;

- совершать действия, связанные с реализацией правовых норм;

- формирование умений и навыков составления юридических документов;

- консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы документов.

В методической разработке предложены вопросы для самоподготовки, задачи и методические указания по их выполнению. Выполнение предложенных заданий позволит студентам более полно и всесторонне изучить жилищное законодательство, особенности правового регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной деятельности.

ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 Общие положения об интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности. Аспекты, раскрывающие разные стороны содержания понятия «интеллектуальная собственность». Юридическая модель прав интеллектуальной собственности. Особенности правовой охраны интеллектуальной собственности. Виды интеллектуальной собственности. Деление объектов интеллектуальной собственности в зависимости от сферы их правовой охраны. Авторское право – право на результаты интеллектуальной деятельности в области науки, литературы и искусства. Основные принципы авторского права.

Тема 7 Смежные права

 

Общие сведения о смежных правах. Объекты смежных прав. Субъекты прав, смежных с авторскими. Содержание прав, смежных с авторскими. Законодательство РФ об охране смежных прав. Участие России в универсальных международных соглашениях об охране смежных прав. Объекты смежных прав. Права исполнителей. Права производителей фонограмм. Права организаций эфирного и кабельного вещания.

Тема 9 Патентное право

 

Патентное право в системе гражданского права. Действующее законодательство в области патентного права. Юридическая природа правовой охраны отношений в области патентоведения. Понятие объекта патентного права. Виды объектов патентного права. Понятие и основные типы изобретения. Признаки изобретения. Объекты, не признаваемые изобретениями. Новизна изобретения. Критерии общедоступности сведений. Дата приоритета изобретения. Конвенционный приоритет. Льготы по новизне. Изобретательский уровень. Промышленная применимость. Понятие и признаки полезной модели. Новизна и промышленная применимость полезной модели. Понятие и признаки промышленного образца. Новизна, оригинальность и промышленная применимость промышленного образца. Субъекты патентного права. Авторы. Соавторы. Патентообладатели. Служебные разработки. Наследники. Патентное ведомство. Патентные поверенные. Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. Оформление патентных прав на изобретения и промышленные образцы, созданные до введения в действия Патентного закона РФ. Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента: начало течения срока, исчисление срока, продление срока и окончание срока.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА, КОНТРОЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения.

Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:

- обсуждение теоретических вопросов и решение практических задач по темам дисциплины;

- работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными.

Решение задач осуществляется на семинарских занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет.

Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- конспектирование текста;                    

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- решение задач.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме.

Для студентов заочной формы обучения, а также заочной формы обучения с применением ДОТ результатом внеаудиторной самостоятельной работы является предоставление контрольной работы.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

1. закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2. выработка навыков самостоятельной работы;

3. выяснение подготовленности студента к семинарским занятиям.

Контрольная работа должна включать: титульный лист, оглавление, ответы на вопросы, решение задач, список использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Задание контрольной работы студенты получают у преподавателя во время установочной или основной сессии.

Контрольная работа должна быть представлена   на проверку преподавателю на семинарских занятиях в период сессии. Защита контрольной работы проводится в форме собеседования, либо в интерактивной формедля студентов, обучающихсяпо образовательной программе с применением дистанционных образовательных технологий. Задание может выполняться студентом   в период сессии в аудитории под руководством преподавателя.

Рекомендуемый объем контрольной работы 10-15 страниц формата А4 печатного текста, шрифт № 14.

Разрешается рукописное выполнение контрольной работы четким разборчивым почерком (не более 18 тетрадных листов, обязательна нумерация страниц и оставление чистых полей).

Задания выполняются в той последовательности, в которой они даны в соответствующем варианте. В конце контрольной работы необходимо привести список используемых нормативных актов, научной и учебной литературы. В случае копирования цитат из литературы необходимо оформить ссылку на источник с указанием автора, названия источника, места и года издания, страницы.

Контрольная работа, выполненная не по указанному варианту, небрежно оформленная, скопированная из литературы или чужих учебных работ, не может быть зачтена и подлежит выполнению заново.

При наличии ошибок и недочетов работа подлежит возвращению на доработку с учетом замечаний. Замена письменного выполнения контрольной работы собеседованием не допускается

3.1. Вопросы для самоподготовки по темам дисциплины

1. Общее понятие интеллектуальной собственности и ее составляющие элементы

2. Понятие исключительного права

3. Понятие личных неимущественных прав

4. Правовое регулирование интеллектуальной деятельности

5. Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности

6. Объекты авторских прав

7. Понятие и признаки объектов авторского права

8. Виды объектов авторского права

9. Научное произведение как вид объекта авторского права

10. Литературное произведение как вид объекта авторского права

11. Краткое понятие личных неимущественных прав авторов произведений науки, культуры и искусства Краткое понятие личных неимущественных прав авторов произведений науки, культуры и искусства

12. Отличие личных неимущественных прав от исключительных имущественных прав

13. Характеристика личных неимущественных прав авторов

14. Пути получения авторского вознаграждения

15. Право доступа и его характеристика

 

16. Основное понятие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

17. Система способов использования произведений науки, литературы и искусства

18. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации

19. Сфера распространения исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

20. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям науки, литературы и искусства

21. Авторские договоры. Понятие и характеристика

22. Виды авторских договоров. Их характеристика

23. Субъекты авторского договора

24. Содержание авторских договоров

25. Прекращение авторских договоров

26. Источники правового регулирования. Подведомственность рассмотрения судебных дел

27. Подсудность споров

28. Уплата госпошлины

29. Меры по обеспечению иска

30. Общие сведения о смежных правах

31. Объекты смежных прав. Их характеристика

32. Условия охраны «исполнение»

33. Субъекты прав, смежных с авторскими

34. Содержание прав, смежных с авторскими

35. Изготовитель фонограммы и его характеристика

36. Субъекты, обладающие правомочиями на защиту

37. Способы защиты авторских и смежных прав Способы защиты авторских и смежных прав

38. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав

39. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав

40. Особенности административной и уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав

41. Понятие и содержание патентного права

42. Субъекты патентного права

43. Источники патентного права

44. Объекты патентных прав

45. Условия патентоспособности

3.2. Ситуационные задачи для занятий семинарского типа и самостоятельной работы

 

При решении задач следует учесть следующее рекомендации. Прежде чем приступить к решению конкретной ситуационной задачи, обучающемуся необходимо обратиться к лекционному материалу по изучаемой теме, а также учебной и научной литературе, нормативно-правовым актам, список которых представлен к теме занятия. При решении задачи необходимо определить правоотношение (субъектный состав и содержание), требующее регулирования, ознакомиться с нормативными актами, подлежащими применению при разрешении казуса, и проанализировать их. В процессе решения необходимо ссылаться на нормативно-правовые акты и давать теоретическое обоснование ответа. Отвечать следует не только на вопросы к задаче, но и на вопросы, возникающие в ходе правового анализа предлагаемой ситуации

Задача 1

Управление Октябрьской дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся природным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

Задача 2

Студент 5-го курса технического ВУЗа Куприянов А. написал в рамках курсовой работы компьютерную программу «TEST», позволяющую проводить тестирование остаточных знаний по ряду математических дисциплин.

Задача 3

Индивидуальный предприниматель Жильцов А.А. умер. Он являлся единоличным автором двух программных продуктов «Fox» и «Ling», которые пользовались большим спросом на рынке ПО в области игровых программ. При жизни Жильцов А.А. не передавал права на данные программные продукты, у него нет наследников и он не оставил завещания.

Задача 1

Пенсионер Ш. в течение нескольких месяцев посещал ресторан «Славянский базар» в Москве, где выдавал себя за известного русского писателя и общественного деятеля N. При этом он раздавал автографы, заказывал музыку, громогласно объявлял о том, как он пострадал от репрессий полиции и в настоящее время нуждается в жилье.

Писатель N обратился в коллегию адвокатов с вопросом: нарушены ли его права и какие способы их защиты можно использовать в данной ситуации?

Задача 2

На рынке художник Шиков продавал рисунки своих учеников. Заинтересовавшаяся несколькими полотнами, выполненными в одном стиле, Васильева спросила, кто нарисовал эти картины. Шиков ответил, что рисовал его малолетний ученик, поэтому можно считать, что автором является сам Шиков.

Задача 3

В дни празднования Дня города на рекламных щитах, размещенных в г. М., фирмой "АРНИ", был воспроизведен плакат художника Л; "Слава городу герою!". Изготовитель рекламных щитов не заключал договора с Л., авторское вознаграждение не выплачивал. Кроме того, плакат был воспроизведен неточно, фамилия автора указана не была. В суд поступило заявление Л. с требованием выплатить компенсацию.

Решите спор.

Задача 1

Один из видных российских ученых находился в длительной переписке со своим школьным другом, проживающим в Твери. После смерти ученого друг, желая увековечить его память, решил издать их переписку, заключив с тверским издательством договор. Когда письма были опубликованы, дети ученого обратились к другу отца с требованием изъять все письма отца из книги. Однако друг отца отказался выполнить данное требование, считая, что это его личное дело.

Подлежат ли требования детей удовлетворению? К кому может быть предъявлен иск? Какие средства защиты нарушенного права может избрать суд?

 

Задача 2

Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю.

Тема 7 Смежные права

 

Задача 1

Фирмой «Якорь» был заключен исполнительский лицензионный договор с артистом Заслоновым на запись двух фонограмм с юморесками в его исполнении. В договоре были указаны сроки записи (1 января и 1 февраля), размер вознаграждения и время его выплаты - в конце срока договора. 15 января, когда была осуществлена запись первой фонограммы, Заслонов потребовал выплаты половины вознаграждения. Фирма отказалась, сославшись на отсутствие данного условия в договоре. В день второй записи фонограммы фирма объявила, что свое право на дальнейшую запись юморесок она передала фирме «Свет», куда ему и следует обратиться.

 

Правомерно ли требование Заслонова о выплате ему половины вознаграждения после записи первой фонограммы?

 

Тема 9 Патентное право

 

Задача 1

Работники технологического бюро Чернышов и Хромов в установленном порядке были признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В суд поступили иски от Фролова, начальника технологического бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о включении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руководство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышову и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам.

Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования?

Задача 2

Иванов Антон Петрович, студент экономической академии, в процессе написания курсовой работы разработал оригинальную финансовую схему. По мнению Иванова А.П., использование его схемы коммерческими организациями может принести последним высокий доход. Поэтому он решил запатентовать свою идею. Для оформления всех необходимых документов изобретатель обратился к патентному поверенному. Однако патентный поверенный сказал Иванову, что разработанная им схема не может быть зарегистрирована в качестве изобретения, в то же время можно попытаться обеспечить ей правовую охрану в качестве полезной модели.

Задача 3

Грачев нашел новый способ уничтожения вредителей черной смородины путем посадки между кустами смородины полыни. Сообщение об этом он послал в журнал «Садовод», который напечатал его статью. Вскоре Грачев узнал, что соседние фермерские хозяйства стали использовать его метод для защиты черной смородины в своих садах. В связи с этим он потребовал выплаты вознаграждения за использование его изобретения, ссылаясь в подтверждение этого на публикацию в журнале «Садовод».

Тема 1 Общие положения об интеллектуальной собственности

 

Тестовое задание 1

Переводы:

а) охраняются авторским правом как самостоятельные произведения;

б) не являются оригинальным результатом творческой деятельности;

в) охраняются авторским правом как самостоятельные произведения при условии, что получено разрешение на перевод от автора оригинала произведения.

5. Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности возникают только в результате:

а) творческой духовной деятельности группы лиц;

б) творческой, духовной деятельности только физического лица;

в) воплощения продукта творческой деятельности в материальный объект.

6. К неохраняемым продуктам интеллектуальной собственности относятся:

а) произведения литературы;

б) произведения народного творчества;

в) государственные символы и знаки;

г) исполнения.

Тестовое задание 2

1. Право интеллектуальной собственности и право собственности на материальный носитель интеллектуальной деятельности:

а) полностью разграничены;

б) разграничения не существует;

в) при определенных условиях разграничения существуют.

2. Результат интеллектуальной деятельности может одновременно использоваться:

а) одним лицом;

б) группой лиц до 10 человек;

в) группой лиц более 10 человек;

г) неограниченным кругом лиц.

3. Какие права субъектов интеллектуальной собственности охраняются бессрочно:

а) имущественные права;

б) личные неимущественные права;

в) как имущественные, так и личные неимущественные права.

4. Какой из объектов охраняется правом интеллектуальной собственности:

а) недвижимое имущество;

б) идея;

в) герб;

г) товарный знак;

д) открытие.

5. Автором произведения науки, литературы и искусства может быть:

а) физическое лицо;

б) юридическое лицо;

в) государство;

г) международная межправительственная организация.

6. Головной организацией по управлению интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне является:

а) ВОИС (Всемирная О Интеллектуальной Собственности);

б) ВТО;

в) ООН;

г) ЮНЕСКО.

 

Тема 7 Смежные права

Тестовое задание 1

1. Автором аудиовизуального произведения является:

а) режисер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения;

б) продюсер;

в) режисер-постановщик и актеры.

2. В научно-художественной литературе свободное цитирование:

а) недопустимо;

б) допустимо;

в) допускается с обязательным указанием имени автора цитируемого произведения.

3. Обзор печати следует рассматривать как:

а) случай свободного безвозмездного использования произведения;

б) составное произведение;

в) цитирование.

4. Исключительное право на совместное исполнение принадлежит:

а) членам коллектива исполнителей;

б) руководителю коллектива исполнителей (дирижеру, режисеру);

в) членам коллектива и его руководителю.

5 Право на распространение фонограммы принадлежит:

а) исполнителю;

б) производителю фонограммы;

в) организации, управляющей имущественными правами авторов.

6. Исключительное право на исполнение действует в течение:

а) 50 лет с момента первого исполнения;

б) всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет;

в) всей жизни исполнителя и 70 лет после его смерти.

 

Тестовое задание 2

1. На запись передачи, еще не сообщенной в эфир, смежные права:

а) возникают;

б) не возникают;

в) возникают авторские права.

2. Необходимость в коллективном управлении правами возникает:

а) при исполнении записей исполнителей;

б) при «живом» исполнении;

в) при использовании объектов смежных прав без согласия правообладателей.

3. Обладатели авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации:

а) за допущенные правонарушения в целом;

б) за каждый случай неправомерного использования произведения;

в) за каждый случай неправомерного использования произведения либо за допущенные правонарушения в целом.

4. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, являются:

а) коммерческими организациями;

б) государственными организациями;

в) некоммерческими организациями.

5. Организации эфирного вещания осуществляют выплату вознаграждения за передачу исполнения в эфир:

а) непосредственно исполнителям;

б) изготовителю фонограммы;

в) через организации, управляющие имущественными правами авторов.

6. Производитель фонограммы осуществляет свои права:

а) на основании договора с исполнителем и автором записанного на фонограмму произведения;

б) на основании устного соглашения с автором и исполнителем;

в) в соответствии с планом, утвержденным руководителем студии звукозаписи.

 

 

Задания для выполнения контрольной работы обучающимися ЗФО, ЗФО с применением ДОТ

 

Первая буква фамилии студента / Вариант контрольной работы

А, Л, Х  1

Б, М, Ц  2

В, Н, Ч  3

Г, О, Ш 4

Д, П, Щ 5

Е, Р, Э         6

Ж, С, Ю 7

З, Т, Я         8

И, У           9

К, Ф     10

Вариант № 1

1.  Субъекты авторского права. Соавторство.

2.  Этапы оформления и государственная регистрация изобретений.

3.  Решить задачу:

Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал "Юный техник" предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет и он самостоятельно не сможет осуществлять права и обязанности, связанные с патентом на изобретение.

Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания авторами родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять права и обязанности, связанные с созданием изобретения.

Какие лица могут быть субъектами интеллектуальных прав? Возможно ли признание малолетних граждан авторами объектов патентного права?

Дайте юридическую оценку ситуации задачи.

 

Вариант № 2

1.  Объекты авторского права (понятие, критерии охраны). Объекты, не охраняемые авторским правом.

2.  Патент как форма охраны объектов патентного права.

3.  Решить задачу:

Между двумя авторами и театром заключен договор, по которому один из авторов обязался к обусловленному сроку написать либретто, а другой - музыку. Театр принял на себя обязанность поставить спектакль в случае одобрения заказанного произведения. Среди студентов возник спор: что в данном правоотношении является его объектом?

Одни считают, что объектом правоотношения являются действия автора либретто и композитора, взявших на себя обязательство создать произведение. Другие говорят, что объектом надо считать также и обязательство театра исполнить произведение авторов. Третьи полагают, что отношение возникло по поводу такого блага, как произведение. Некоторые усомнились в том, есть ли в данном правоотношении вообще объект.

Каково Ваше мнение?

Вариант № 3

1.  Возникновение авторских прав и срок действия исключительного права на произведение.

2.  Исключительное право патентообладателя на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

3.  Решить задачу:

Гражданка Смирнова увидела, что в нескольких газетных киосках продаются календари с изображением ее малолетнего сына. Изображение точно соответствовало фотографии, которая была ранее изготовлена в фотоателье с целью последующей публикации в журнале по условиям детского конкурса "Маленькая звездочка".

Смирнова обратилась в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли права ее малолетнего сына и возможна ли их судебная защита. При этом она пояснила, что хотя фотография на календарях получилась очень красивой, однако она ожидала публикации фотографии сына в журнале и не давала своего согласия на распространение фотографии в виде календарей.

Какой ответ должен быть дан Смирновой?

 

Вариант № 4

1.  Ограничения авторских прав в интересах общества.

2.  Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

3.  Решить задачу:

При продаже на Невском проспекте художниками своих картин один из покупателей выбрал картину с изображением моста через Неву. При упаковке картины художник предупредил покупателя, что он передает единственный экземпляр картины и что ему необходимо будет явиться на квартиру покупателя для воспроизведения картины. Покупатель усомнился в правомерности требований художника, так как он становится собственником картины, а художник утрачивает на нее все права.

Какое разъяснение должно быть дано продавцу и покупателю, если они обратятся в юридическую консультацию? В чем различие между материальными и нематериальными объектами гражданского права? Что представляют собой результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав?

Вариант № 5

1.  Распоряжение исключительным правом на произведение науки, литературы и искусства по договору.

2.  Создание изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в порядке выполнения служебного задания работодателя и по гражданским договорам.

3.  Решить задачу:

Художник Рощин, находясь в Доме творчества, написал картину, на которой изображен зимний пейзаж. При этом для написания картины он использовал холст и краски художника Никитина, который по делам службы на несколько дней отлучился из Дома творчества. Узнав, что на картину пошли его холст и краски, Никитин потребовал передать картину ему. При этом он пояснил, что давно мечтал иметь в своей коллекции картину Рощина - известного пейзажиста и не хочет упускать счастливый случай. По мнению Никитина, картина особенно удалась Рощину, поскольку на нее пошли краски, привезенные Никитиным из Италии и изготовленные по рецептам старых мастеров. Труд Рощина по написанию картины Никитин готов оплатить.

Рощин с этим не согласился и, в свою очередь, выразил готовность оплатить Никитину стоимость красок и холста. Использование не принадлежащих ему холста и красок Рощин объяснил тем, что приехал в Дом творчества с пустыми руками. Увидев, однако, поразивший его зимний пейзаж, он испытал прилив творческих сил и не удержался от искушения написать картину. Поскольку Рощин и Никитин договориться между собой не смогли, спор был передан на решение согласительной комиссии Санкт-Петербургского отделения Союза художников.

Возможно ли решение спора между художниками?

Вариант № 6

1.  Виды объектов авторского права - произведений.

2.  Субъекты патентного права.

3.  Решить задачу:

Художник Марков написал картину и выставил ее на продажу в одной из художественных галерей, где ее вскоре купил один из банков для украшения переговорной комнаты. Впоследствии некоторые фрагменты этой картины были воспроизведены в дизайне других помещений банка.

Узнав об этом, Марков предъявил к банку требование о расторжении договора купли-продажи и возврате ему картины. Банк отказался выполнить это требование, и тогда художник обратился в суд с иском об истребовании картины из владения банка на основании ст.302 ГК РФ. В обоснование исковых требований Марков сослался на то, что банк грубо нарушил его интеллектуальные права, установленные международными конвенциями по авторскому праву и ст.2 ГК РФ.

Вправе ли автор картины защищать свои авторские права таким образом? Как соотносятся право вещной собственности и право интеллектуальной собственности? Может ли банк как собственник картины воспроизвести некоторые ее фрагменты в дизайне своего офиса без согласия автора?

Вариант № 7

1.  Виды авторских прав (личные, исключительное, особые).

2.  Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

3.  Решить задачу:

Скульптор Федоров создал настольную скульптурную композицию и выстави



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.199 с.)