Размеры мебели и ее маркировка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размеры мебели и ее маркировка



Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000 - 1150 460 Оранжевый 260
2 1150 - 1300 520 Фиолетовый 300
3 1300 - 1450 580 Желтый 340
4 1450 - 1600 640 Красный 380
5 1600 - 1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 - 10 мин., а для обучающихся основного общего - среднего общего образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего - среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Абзац исключен. - Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организаций, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 м2 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации <1>.

--------------------------------

<1> СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085).

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 м2, процедурного - не менее 12 м2.

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.

40. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному).

5.1. Жилые комнаты и кухни жилых домов должны иметь естественное освещение через светопроемы в наружных ограждающих конструкциях здания.

5.2. Коэффициент естественной освещенности (далее - КЕО) в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5%.

5.3. При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормативное значение КЕО должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от светопроемов: в одной комнате - для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, и в двух комнатах для четырех- и пятикомнатных квартир. В остальных комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормативное значение КЕО при боковом освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре помещения на плоскости пола.

5.4. Все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением.

5.5. Освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.

5.6. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.

5.7. Жилые помещения и придомовая территория должны обеспечиваться инсоляцией в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий.

5.8. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий устанавливается на определенные календарные периоды дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города и географической широты местности:

- для северной зоны (севернее 58° с. ш.) - не менее 2,5 ч. в день с 22 апреля по 22 августа;

- для центральной зоны (58° с. ш. - 48° с. ш.) - не менее 2,0 ч. в день с 22 марта по 22 сентября;

- для южной зоны (южнее 48° с. ш.) - не менее 1,5 ч. в день с 22 февраля по 22 октября.

5.9. Нормативная продолжительность инсоляции должна быть обеспечена не менее, чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.

5.10. Допускается прерывистость продолжительности инсоляции, при которой один из периодов должен быть не менее 1 часа. При этом суммарная продолжительность нормируемой инсоляции должна увеличиваться на 0,5 часа соответственно для каждой зоны.

5.12. Для жилых зданий, расположенных в северной и центральной зонах допускается снижение продолжительности инсоляции на 0,5 часа в следующих случаях:

- в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах, где инсолируется не менее двух комнат;

- в четырех и многокомнатных квартирах, где инсолируется не менее трех комнат;

- при реконструкции жилой застройки, расположенной в центральной и исторической зонах городов, определенных их генеральными планами развития.

5.13. На детских игровых площадках и спортивных площадках, расположенных на придомовой территории, продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3-х часов на 50% площадок участка независимо от географической широты.

41. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их фи­зиологическое обоснование.

Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.

Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.

Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.

В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.

В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.

Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загружености близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

Основные требования к расписанию уроков

- Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.

- Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.

- Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.

- Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.

Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

 

8. Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомлеиия и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

За гигиеническую норму принята длительность малых перемен — 10 мин, большой — 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы — обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2—3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11—15 лет около 20 тыс. шагов в день.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.039 с.)