Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.



Рост и развитие. Данные понятия являются одним из основных понятий в биологии. Рост - это увеличение массы и линейных размеров индивидуума, его отдельных органов за счет увеличения числа и массы клеток, неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Рост относится к количественным изменениям.

 

Развитие. под развитием понимается качественные изменения в организме. В детском организме они заключаются в усложнении организма, их взаимоотношений и процессов регуляции. Однако рост и развитие ребенка тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста, приводят к качественным изменениям.

 

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно. Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Так, например, сердце функционирует уже на третий неделе пренатального онтогенеза, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивают ему необходимую подвижность, надежность, функционирование целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Очередность созревания функциональных систем определяется задачами очередного этапа развития: вслед за функциональной системой акта сосания созревает функциональная система акта жевания и слюноотделения, что знаменует переход с молочного вскармливания на смешанное питание. Таким образом, на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития. Н.П.Гундобин утверждал, что про ребенка нельзя говорить, будто он «слаб» и «немощен». Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет, т.е. обеспечивают его приспособленность к реалиям окружающего мира. На этом же настаивал и И.А.Аршавский. Однако, границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды, в которой проходит рост, развитие, обучение и воспитание ребенка.

Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – это период с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Этапы онтогенеза:

1.перенатальный (внутриутробный) – от оплодотворения яйцеклетки до рождения (280дн.)

(делится на эмбриональный -8 недель и плодный от 2 до 9 мес).

2.постнатальный (после рождения). (делится на: ранний до 20-21г., зрелый до 55-60 лет, заключительный).

Возрастная периодизация.

1. Новорожденный (0-10 дн.) – адаптация к новым условиям среды;

2. Грудной (10 дн. -1год) - преобладание процесса роста над развитием;

3. Раннее детство (1 – 3 года) – преобладание процессом развития над ростом;

4. Первое детство (от 4 до 7 лет) - преобладание процесса роста над развитием (к 6 годам формируется стопа, осанка, смена молочных зубов на постоянные, формируется кисть);

5. Подростковый (м – 13-16 лет, дев. – 12-16 лет) – оволоснение организма, у мальчиков изменяется голос;

6. Юношеский (юноши – 17-21, девушки – 16-20) – прекращается рост, формируется нервная система;

7. Зрелый: 1 период (муж. – 22-35, жен. – 21-35), 2 период (муж. – 36-60, жен. – 35-55)

8. Пожилой (муж. 60-74, жен. – 55-74);

9. Старческий (75-90);

10. Долгожители (90 и выше).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.004 с.)