Методы оценки инвестиционной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки инвестиционной деятельности



 

Современные методики оценки инвестиционной привлекательности групп предприятий представлены преимущественно отраслевым анализом. В большинстве существующих методик оценка инвестиционной привлекательности отрасли состоит из двух аспектов: оценки потенциала (характеризуемого в первую очередь величиной ожидаемого дохода) и оценки уровня инвестиционного риска (вероятность негативного отклонения результата инвестиций от ожидаемой величины). При этом в одних методиках оценка производится преимущественно с позиции анализа инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, в других - с позиции вхождения нового предприятия в отрасль. Наиболее распространенными недостатками в современных методиках оценки инвестиционной привлекательности групп предприятий являются отсутствие четкого обоснования весовых коэффициентов оцениваемых факторов инвестиционной привлекательности, слабая взаимосвязь с анализом экономических систем других уровней, недостатки, связанные с применением экспертных оценок.

В рамках данного исследования инвестиционная привлекательность группы предприятий оценивается на основе методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

В настоящее время наибольшее распространение получили два подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия. При использовании первого подхода оценивается положение предприятия на фондовом рынке, биржевой курс его ценных бумаг. Второй подход основан на анализе критериев инвестиционной привлекательности предприятия, особенностей его функционирования, финансовых показателей. Главным недостатком первого подхода является недостаточная обоснованность тезиса, на котором он базируется.

Суть этого тезиса состоит в том, что инвестиционная привлекательность предприятия полностью отражается на динамике курса его ценных бумаг, что не всегда верно даже в условиях высокоразвитых западных фондовых рынков. Для многих методик, базирующихся на втором подходе, помимо общих недостатков, отмеченных при анализе методов оценки инвестиционной привлекательности отрасли, характерны недостатки, связанные со слабым анализом взаимосвязи между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью.

В рамках данного исследования инвестиционная привлекательность предприятия определяется на базе анализа факторов инвестиционной привлекательности. Интегральный коэффициент рассчитывается по формуле:

 

ИП =  Fi * ai, (1)

где ИП - интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности;- оценка i-го показателя;- вес i - го показателя, определяемый степенью его влияния на инвестиционную привлекательность;- количество показателей, учитываемых при оценке.

Принципы оценки показателей и смысловая нагрузка получаемых значений аналогичны методике оценки инвестиционной привлекательности региона.

Среди показателей, определяющих инвестиционную привлекательность предприятия, можно выделить показатели общие для всех хозяйствующих субъектов и показатели актуальные только для ограниченной группы фирм.

В дальнейшем первая группа показателей будет именоваться «общие показатели», а вторая «индивидуальные показатели». Соответственно методика оценки инвестиционной привлекательности, содержащая только общие показатели, может именоваться «общей методикой», а методика, дополненная индивидуальными показателями - «индивидуальной методикой».

Также можно выделить целевые и факторные показатели. Целевые показатели - это показатели, имеющие значение сами по себе (прибыль, выручка, себестоимость и т. д.). Достижение определенного уровня этих показателей, их максимизация или минимизация может являться целью осуществления инвестиционного проекта. Факторные показатели - количественная оценка тех факторов, за счет которых планируют достичь требуемых целевых показателей. Эти характеристики имеют значение лишь с точки зрения их влияния на целевые показатели.

Особую актуальность на современном этапе приобретают анализ и оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов. Инвесторы, принимая решение об инвестировании, предъявляют определенные требования к обоснованию использования средств, с целью минимизации рисков. Но, как показывает практика, не всегда проводится полный анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятий. Преимущественно используются методы анализа простых динамических систем и абсолютных показателей, т.е. исследования носят ограниченный характер. В результате задача достижения требуемой эффективности инвестиций часто остается нерешенной.

В экономической литературе методам оценки инвестиционной привлекательности предприятия уделяется достаточно большое внимание. В качестве основного способа используется оценка и анализ финансового состояния. Выделим три методологических подхода к изучению инвестиционной привлекательности предприятия:

Метод интегральной оценки. Инвестиционная привлекательность предприятия, являясь основным фактором, обеспечивающим финансирование инвестиционной деятельности, требует интегральной оценки, которая рассчитывается по всему комплексу показателей, характеризующих (каждый в отдельности) тот или иной фрагмент инвестиционной привлекательности. По показателям определяется уровень инвестиционной привлекательности конкретного предприятия в ранжированном ряду всех исследуемых предприятий. Естественно, инвестор отдает предпочтение тому предприятию, которое имеет наибольший уровень инвестиционной привлекательности. Дня оценки инвестиционной привлекательности предприятия используются методы расчета интегральной оценки потенциала многомерного динамического объекта. Для расчета интегральной оценки инвестиционной привлекательности предлагается алгоритм, включающий два этапа:

) расчет комплексной оценки в разрезе блоков;

)расчет интегральной оценки.

. Рейтинги. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке путем отнесения к какому-либо классу или группе в зависимости от количественных и качественных характеристик деятельности.

Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом сравнительного анализа и оценки инвестиционной привлекательности. Необходимость разработки систем рейтинговой оценки финансового состояния коммерческих организаций, согласно положениям, разработанным в отечественной литературе, обусловлена рядом обстоятельств:

а) укрепление деловой репутации коммерческой организации, создание благоприятного отношения к ней и ее продукции со стороны покупателей и формирование определенного положительного образа (имиджа);

б) стратегическое финансовое планирование, а также разработка и обоснование финансовой стратегии коммерческой организации;

в) рейтинг финансового состояния важен для потенциальных инвесторов коммерческой организации;

г) рейтинг финансового состояния коммерческой организации также может быть использован в рекламных целях. Выделим три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:

) отбор и объяснение системы признаков, применяемых для расчета рейтинга;

) составление нормативной базы по любому признаку;

) исследование метода итоговой рейтинговой оценки экономического состояния.

Определение рейтинга может базироваться на системе безоговорочных и условных признаков или на сочетании тех и иных, хотя на практике почти всегда используются условные характеристики. Принципиальное значение имеют объективность и отточенность выбора системы характеристик, положенной в базу расчета рейтинга, а еще методологии их исчисления, качество базы данных и методы определения рейтинга как количественной оценки, дозволяющей ранжировать организации.

Для расчета рейтинга отбираются показатели функционально не зависимые, не дублирующие друг друга и наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия, таких как имущественное положение, финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность, интенсивность и эффективность использования ресурсов. Нормативные значения по каждому из показателей не должны быть противоречивы и могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений и отраслевой специфики. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый - лучший, последний - худший.

Балльная система. При данной методике анализ инвестиционной привлекательности выполняется по группам показателей, которым присваивается балльная оценка от 1 до 5 (для некоторых показателей перечень баллов может быть уменьшен). Возможны сочетания и отдельных показателей, а в случае отсутствия приемлемого для организации варианта, оценка производится в сторону уменьшения балла. Суть данного метода состоит в том, что субъект анализа подбирает группы показателей, которые являются более значительными для целей исследования, а затем производится их расчет, то есть формируется информационная база. На заключительном этапе вычисляется средний балл по всей совокупности показателей. Такая оценка имеет силу обобщенной оценки факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия.

Адаптированная к российским условиям пятифакторная модель (Z-счет) американского экономиста Э. Альтмана среди интегральных показателя для оценки финансового состояния предприятия и инвестиционной привлекательности является наиболее рациональной и имеет следующий вид:

, (2)

 

где OWC - собственный оборотный капитал;- прибыль до налогообложения;- нетто-выручка от продаж;- собственный капитал;

ΣА - сумма всех активов (валюта баланса).

Качественно произведенный комплексный анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия в зависимости от интереса инвестора к исследуемому субъекту, позволяет ему объективно оценить и минимизировать риски размещения инвестиций, а предприятию - оценить существующее положение, выявить резервы и возможности инвестиционной деятельности.

Эталонные значения должны исчисляться экспертным путем для конкретного предприятия по данным о производственном потенциале и динамике развития предприятия за несколько лет, не исключая сопоставимость оценки с аналогичными оценками других предприятий.

Рейтинг строится на основе нормативных значений по данным о результатах производства в РФ за истекший год, с учетом корректировки нормативной базы согласно статистическим данным. Балльный метод предполагает многоуровневую градацию оптимальных значений, сформированных исходя из сложившихся отраслевых особенностей, что позволяет говорить об универсальности на протяжении нескольких отчетных периодов, но также не исключается индивидуальный подход к обозначению нормативов.

Таким образом, можно сказать, что у предприятия существует возможность выбора - какая ситуация предпочтительнее для представления ее инвесторам. При этом возникает вопрос, какую же оценку считать подлинным отражением уровня инвестиционной привлекательности предприятия. На наш взгляд наиболее близкой к реальной можно считать интегральную оценку, хотя для этого необходимо определить экспертным путем эталонные значения показателей соотносящихся с производственным потенциалом исследуемого предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.009 с.)