Эмоционально-окрашенная лексика в художественном тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-окрашенная лексика в художественном тексте



Как отмечалось в Главе 1, эмоции занимают одно из самых значимых мест в жизни человека. Рассматривая систему языка, больше всего эмоциональная составляющая характерна для устной речи. Однако эмоции проникают абсолютно во все сферы нашего существования, в том и числе и в творчество, частью которого является художественный текст.

Ю.П. Солодуб с соавторами отмечают, что в русском языке типологическое разграничение текстов связано с их отнесением к тому или иному функциональному стилю. Данный способ типологизации может быть использован не только для русского, но и для английского языка. Так, в русском языке друг другу противопоставлены два функциональных стиля – книжный и разговорный. А что касается художественного текста, исследователи утверждают, что он не относится ни к одному функциональному стилю. Выполняя свою главную задачу, функцию эстетического воздействия на читателя, он может включать в свой состав все функциональные стили и, более того, в целях реализации этой функции он может принять в свой состав и внелитературные компоненты языка, такие как народные диалекты, жаргоны, арго [21, с.12-18].

Исходя из этого, художественное произведение представляет собой особое явление, которое следует рассматривать отдельно от текстов всех функциональных стилей.

По мнению В. И. Шаховского, художественная литература является одним из способов отражения кодов эмоционального общения. Художественная литература отражает жизнь как картину мира в субъективно-эмоциональном преломлении конкретного автора. С этих позиций художественная литература описывает реальную либо вымышленную жизнь людей, которая полна эмоций. В художественной литературе эмоции персонажей наблюдаются читателем не прямо, а через специальные эмотивные знаки язика [27].

В. И. Шаховский также утверждает, что «поскольку одна из функций художественной литературы – идентифицировать и произвести имянаречение человеческих эмоций, бушующих на ее страницах, художественную литературу с полным правом можно определить как депозитарий имен эмоций и эмоциональных ситуаций, а также как незаменимое учебное пособие по скрытому воспитанию культуры вербального и авербального общения языковых личностей в условиях различных эмоциональных коммуникативных ситуаций» [27, с.246].

 Как отмечает Н.В. Зотова, выражение эмоций в устной речи во многом отличается от выражения эмоций в речи письменной. Исследователь пишет, что последняя «позволяет выразить эмоции более тонко, в некотором смысле более осознанно» [11, с.77]. В самом деле, автор, описывая эмоциональное состояние своих персонажей, присваивая им положительные или эмоциональные характеристики, испытывает все эти эмоции на себе.

В.И. Шаховский утверждает: «Манифестация человеческих эмоций через мысли, физиологические проявления, речевые поступки и различные акции позволяют автору художественного произведения эмоционально представлять читателю и характеризовать своих персонажей этим специфическим и убедительным способом. С помощью этого способа автор может обосновать для читателя мотивы и оправдания эмоциональных поступков и мыслей его персонажей. Авторские описания их мысленных эмоциональных переживаний, которые более адекватны и искренни, по сравнению с вербальной рефлексией, особенно важны для понимания внутреннего мира персонажей» [27, с.248]. Мы согласны с данной точкой зрения и можем добавить, что читатель, погружаясь в выдуманный писателем мир и становясь «свидетелем» описываемых им событий, примеряют на себе образы героев, переживают вместе с ними разные жизненные ситуации, испытывают радость, боль, горе, печаль и так далее. Это позволяет более внимательно относиться к своему поведению в реальной жизни и замечать то, на что мы не обращали внимания раньше.

Итак, художественные произведения более полно отражают эмоциональную сферу, чем любые другие виды текста в связи с наибольшей приближенностью к реальной жизни человека. Описывая переживания созданных нами персонажей или читая произведения других авторов, мы лучше понимаем функционирование эмоций и познаем свой собственный внутренний мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.005 с.)