Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции



 

Под рыночной структурой понимают условия, в которых протекает рыночная конкуренция фирм. К этим условиям относятся:

– количество и размеры фирм;

– характер продукции;

– свобода входа и выхода;

– доступность информации.

Принято выделять рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рассмотрим условия, при которых возможна совершенная конкуренция.

1. Однородность продукта, что означает, что продукт любого продавца ничем не отличается от продукта другого и для потребителя безразлично, у кого покупать продукт на рынке, т. е. продукты разных производителей абсолютно (совершенно) взаимозаменяемы. Для потребителя предельная норма замещения продукта одного производителя продуктом другого равна единице: MRSxy = 1.

2. Множество продавцов и множество покупателей на рынке означающее, что рыночные доли (объёмы предложения и спроса) каждого ничтожно малы по сравнению с объёмом рынка.

3. В силу этого ни один субъект рынка (продавец или покупатель) не обладает рыночной властью, т.е. не способен повлиять на рыночную цену товара.

4. Не существует барьеров входа на рынок или выхода из него, т. е. продавцы и покупатели обладают свободой входа в отрасль и выхода из неё. Фирмы, приступающие к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами.

5. Все участники рынка обладают полной информацией о параметрах рынка: о свойствах товара, объёмах продаж, ценах на товары и ресурсы, технологии производства и т. д.

Очевидно, что в реальной экономике не существует рынков, которые в полной степени отвечали бы всем перечисленным условиям. Они могут соответствовать лишь некоторым условиям, например, на рынке денег товар однороден, но по числу продавцов он не соответствует совершенной конкуренции.

А условие полной информированности действующих субъектов не соблюдается ни на одном реальном рынке.

Можно сделать вывод, что совершенная конкуренция представляет абстрактный, идеальный тип структуры рынка, к которому в большей или меньшей степени могут лишь приближаться реально существующие рынки.

Теоретическое рассмотрение такого рынка позволяет построить полезную модель поведения фирмы в отношении объёма выпуска, уровня цены, т. е. выяснить условия, оптимизирующие положение фирмы.

Эта модель позволяет перейти к рассмотрению более сложных реальных рыночных структур (олигополии, монополистической конкуренции), определяя варианты выбора рыночных параметров действующими на них фирмами.

Фирму, действующую на рынке совершенной конкуренции, принято называть конкурентной фирмой.

Сначала мы рассмотрим поведение конкурентной фирмы в коротком периоде, а затем в длительном.

Поскольку конкурентная фирма не может влиять на цену производимого ей товара, она вынуждена принимать цену, сложившуюся на рынке, поэтому её называют «ценополучателем» (англ. «price – taker»). По цене более высокой, чем рыночная, фирма не сможет продать свой товар, т. к. покупатели могут купить его у конкурентов. По цене более низкой, чем рыночная, фирме не выгодно продавать свой товар, т. к. это противоречит цели фирмы – максимизации прибыли.

Рисунок 7.1 – Спрос на продукт конкурентной фирмы
Р
Р
Q
MR
p = d = MR
D
S
а) рынок
б) фирма
РE
Q
Поэтому конкурентная фирма установит на свой товар цену, равную рыночной. По этой цене она сможет продать любой объём выпуска (рисунок 7.1).

 

Следовательно, для конкурентной фирмы кривая спроса на её товар совпадает с линией цены и она же является линией предельного дохода.

Введём понятие предельного дохода. Предельный доход (иногда в учебной литературе его называют предельной выручкой (англ. «marginal revenue» – MR) – доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции:

                                       MR = ,                                                        (7.1)

где ΔTR – изменение величины общего дохода (TR = P×Q);

ΔQ – изменение объёма выпуска (продажи).

При limΔQ → 0 предельный доход равен первой производной общего дохода

                                              MR = (TR)'.                                            (7.2)

Поскольку конкурентная фирма выпуска вынуждена «принимать» рыночную цену, постольку предельный доход её неизменен и равен цене

                                                 MR = P.                                               (7.3)                                                

Конкурентная фирма способна повлиять на размер общего дохода лишь изменяя объём выпуска. Общий доход линейно зависит от объёма выпуска, а график его – луч, проходящий через начало координат, угол наклона которого равен цене товара (рисунок 7.2):

TR
α  
Q
P
0
Рисунок 7.2 – Общий доход конкурентной фирмы
                tgα = P.                           (7.4)

При повышении рыночной цены линия общего дохода будет увеличивать свой наклон, при понижении – уменьшать, т. е. станет более пологой. Но при изменении объёма выпуска изменяется не только доход, но и издержки. Какой объём должна выбрать фирма, максимизирующая свою прибыль?

Вспомним, что прибыль фирмы (П): П = TR – TC.

                                    maxП = max(TR – TC).                                                  (7.5)

Функция прибыли принимает максимальное значение, когда её первая производная равна нулю:

П' = (TR – TC)' = 0, откуда

                                        П' = (TR)' – (TC)' = 0.                                            (7.6)

Вспомним, что производная общего дохода равна предельному доходу (MR), а производная общих издержек – предельным издержкам (MC), следовательно:

                                    П' = MR – MC = 0.                                                          (7.7)

Откуда получим условие нахождения оптимального объёма выпуска (максимизирующего прибыль) для любой фирмы:

Доля дохода, в процентахР
Р
0
МС
Р = MR
Q
Qопт
MR > MC
MR < MC
Рисунок 7.3 – Выбор оптимального объёма выпуска
                                    MR = MC.                                                                      (2.3.8)

Поскольку для конкурентной фирмы   MR = P, то для конкурентной фирмы условие определения оптимального объёма выпуска:

                                    Р = МС.                                                                          (2.3.9)

Это означает, что выбирая объём выпуска конкурентная фирма должна остановиться на таком объёме выпуска, при котором затраты на последнюю выпущенную единицу продукции будут равны цене (рисунок 7.3).

В диапазоне выпуска от 0 до Qопт увеличение выпуска будет увеличивать прибыль фирмы, поскольку дополнительный доход (MR) от продукции будет превышать дополнительные издержки (MC).

При Q > Qопт, каждая дополнительно произведённая единица продукции уменьшит прибыль фирмы, поскольку затраты на её производство (MC) превысят доход от её продажи (MR).

При условии выбора конкурентной фирмы оптимального объёма выпуска её рыночное положение может быть различным в зависимости от соотношения её дохода и издержек.

Доход, как было рассмотрено выше, зависит от рыночной цены. Поэтому при изменении последней может меняться и рыночное положение фирмы. Фирма может быть прибыльной, самоокупаемой, убыточной.

TC
TR
Пmax
0
Q1
Q2
Q
P
P, MC, ATC
ATC
0
Q1
Q2
Qопт
МC
P = MR
 
Q
Рисунок 7.4 – Максимизация прибыли конкурентной фирмы
TC, TR, П
П
1. Максимизация прибыли конкурентной фирмой возможна, когда TR > TC, а цена превышает средние общие издержки, P > ATC (рисунок 7.4).

В диапазоне от Q1 до Q2  фирма способна получить прибыль, но её размер различен при разных объёмах выпуска.

Максимальную прибыль фирма получит, выбрав объём по правилу Р = МС – Qопт.

Расстояние по вертикали между Р и АТС при оптимальном объёме выпуска – это прибыль на единицу продукции, а общая прибыль П = (Р – АТС)×Q – это площадь заштрихованного на рисунке 7.4 прямоугольника.

2. Самоокупаемость (безубыточность) – ситуация, когда TR = TC, т. е. П = 0 (речь идёт об экономической прибыли). Это означает, что Р = АТС, графически это иллюстрирует рисунок 7.5.

При любом другом объёме выпуска, кроме Qопт, фирма будет убыточной. Почему фирма, которая максимизировала прибыль, может стать безубыточной (самоокупаемой)? Это может быть вызвано:

P, MC, ATC
МС
АТС
Р = MR
0
Q
Qопт
Рисунок 7.5 – Самоокупаемость фирмы
а) снижением рыночной цены продукта;

б) ростом издержек на производство из-за подорожания ресурсов.

Если эти процессы продолжаются, то фирма может превратиться в убыточную.

3. Минимизация убытков – ситуация, в которую попадает фирма, если TR < TC, т. е. Р < ATC, при любом объёме выпуска П < 0.

В коротком периоде (когда фирма не может изменить свой размер или выйти из отрасли) фирма стоит перед альтернативой: либо продолжать выпускать продукцию, либо прекратить на время производство. Очевидно, что при любом выборе фирма не избежит убытков. Следовательно, она должна выбрать вариант с минимальными убытками.

Если фирма продолжит производить, то она будет нести как постоянные, так и переменные издержки. Следовательно, ей выгодно производить лишь в том случае, если цена товара превышает средние переменные издержки P > AVC и за счёт разницы между ними фирма может частично покрыть постоянные издержки.

Если же фирма прекратит выпуск (из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка), то её убытки будут равны величине общих постоянных издержек TFC.

Отсюда следует, что минимизирующая убытки фирма будет продолжать производство, если AVC < P < ATC. При этом её убытки будут меньше величины TFC (рисунок 7.6а).

Фирма минимизирует убытки путём закрытия, когда цена не может оправдать текущих затрат (на сырьё, материалы).

P < AVC и убытки фирмы в этом случае будут равны общим постоянным издержкам (TFC) (рисунок 7.6б). Если же в этом случае продолжить производство, то убытки будут превышать TFC. Поэтому фирме следует временно прекратить выпуск.

Р, АТС, AVC, MC
Р, АТС, AVC, MC
MC
MC
ATC
AVC
P = MR
P = MR
AVC
ATC
Qопт
Q
УБЫТКИ
а) продолжение производства
б) закрытие
Q
Рисунок 7.6 – Минимизация убытков конкурентной фирмой

 

 

Разумеется, в длительном периоде фирма не может быть убыточной. Поэтому, если убыточная конкурентная фирма не ожидает улучшения рыночной конъюнктуры, а следовательно, и улучшения своего рыночного положения, ей следует добровольно покинуть данный рынок, т. е. выйти из отрасли. Она должна продать свои активы (оборудование, здания и т. д.), а вырученные средства использовать для вступления в другую отрасль с более благоприятной для неё конъюнктурой. Если она этого не сделает, то окажется банкротом, т. е. всё равно покинет рынок, но уже не добровольно.

Ранее мы выяснили, какие объёмы выпуска выбирает конкурентная фирма при той или иной цене.

При Р1 максимизирующая прибыль фирма выберет объём выпуска Q1.

P, ATC, AVC, MC
P1
P2
P3
P4
0
Q3Q2Q1
MC
ATC
AVC
Q
Рисунок 7.7 – Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде
При Р2 самоокупаемая фирма выберет объём выпуска Q2.

При Р3 минимизирующая убытки фирма выберет объём выпуска Q3.

При Р4 < AVCmin фирма прекратит выпуск продукции (Q = 0).

Следовательно, рыночная цена товара должна превышать минимальные средние переменные издержки фирмы, чтобы фирма начала производство. Это значит, что минимальная цена индивидуального предложения фирмы равна минимуму средних переменных издержек: Р = AVCmin.

Если цена падает ниже AVCmin – фирма прекращает выпуск. Если Р > AVCmin, фирма производит продукцию.

Следовательно, кривая предложения конкурентной фирмы – это ветвь кривой предельных издержек, лежащая выше минимума средних переменных издержек.

Рисунок 7.8 – Формирование кривой краткосрочного предложения отрасли
P3
P1
P1
P1
P1
P2
P2
P2
P2
P3
P3
P3
S1(mc1)
S2(mc2)
S3(mc3)
S
 1       2     3
0 2    3
3
1            4        9
фирма 1
фирма 2
фирма 3
отрасль
Предложение отрасли в коротком периоде определяется как сумма предложения отдельных фирм. Графически оно определяется путём суммирования (по горизонтали) краткосрочных кривых предложения отдельных фирм в данной отрасли (рисунок (7.8)

В длительном периоде конкурентная фирма достигает своего оптимального размера, т.е. размера при котором её долгосрочные средние общие издержки (LRATC) минимальны (рисунок 7.9)

Q
Qопт.
Р
РАТС
LRMC
ATC
LRATC
Рисунок 7.9 – Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде
Напомним, что в долгосрочном периоде фирмы могут не только менять объём всех используемых ресурсов, а значит, и свой размер, но и выйти из данной отрасли и вступить в другую.

Это означает, что количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде может применяться, а следовательно, и сами отрасли могут либо сужаться, либо расширяться.

Предположим, что конкурентная фирма в отрасли получает экономическую прибыль при рыночной цене Р1 (рисунок 7.10).

P
P1   P2
P
P1   P2
Q
Q
S1
S2
D1
MC
AC
б) отрасль
а) фирма
Рисунок 7.10 – Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы и отрасли

 

 

Тогда другие фирмы, привлечённые этой прибылью, войдут в данную отрасль (отрасль расширится). Это приведёт к увеличению предложения – отраслевая кривая предложения сдвинется в положение S2, а равновесная цена уменьшится до Р2. Фирма окажется самоокупаемой.

Если фирма изначально имела убытки, то выход из этой отрасли других фирм, находящихся в аналогичном положении, уменьшит рыночное предложение, что приведёт к росту равновесной рыночной цены. Фирма опять окажется самоокупаемой.

Это означает, что расширение или сокращение отрасли не влияет на равновесную рыночную цену, т.к. она неизбежно возвращается к уровню минимальных долгосрочных издержек. Эти рассуждения справедливы при прочих равных условиях, в частности, при условии, что цены на ресурсы покупаемые фирмами неизменны.

Но цены на ресурсы могут изменяться под влиянием изменения спроса на них. Поэтому характер долгосрочный кривой предложения отрасли будет зависеть от степени этого влияния.

P
P
P
Q
Q
Q
S1
S2
SLR
D1
D2
S1
S2
SLR
D1
D2
S1
S2
SLR
D2
D1
 
Рисунок 7.11 – Долгосрочное предложение отрасли
а)
б)
в)
Различают отрасли с постоянными (рисунок 7.11а), растущими (рисунок 7.11б) и снижающимися издержками (рисунок 7.11в).

 

 

                                        

Именно этим объясняется то, что кривая долгосрочного предложения в отрасли может иметь разный наклон. Наиболее редко встречающая ситуация – расширяющаяся отрасль со снижающимися издержками (рисунок 7.11в).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.032 с.)