Упражнение «Нос-пол-потолок» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Нос-пол-потолок»



Ведущий показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы, однако одновременно называет и показывает разные предметы: например, говорит «пол», а показывает на потолок. Участники, глядя на ведущего, должны показать то, что он называет, а не то, на что он показывает. По мере выполнения упражнения ведущий ускоряет темп. Когда упражнение закончено, он спрашивает, менялись ли ощущения участников по мере ускорения темпа. Он обращает их внимание на усилившуюся остроту ощущений и предлагает обсудить понятие «острые ощущения». В чем их привлекательность? Подчеркнуть, что острые ощущения сопровождаются приливом сил, азартом, дают возможность испытать себя и т.п.

Ведущий задает вопрос: «Что люди делают, чтобы испытать острые ощущения?»

Ведущему на заметку. В высказываниях участников могут прозвучать мысли об алкоголе, наркотиках, травмоопасном поведении и т.п. Эти высказывания надо принять безоценочно, но при этом привести примеры, показывающие, что люди, понимая свою потребность в острых ощущениях, создали культурные формы ее удовлетворения: экстремальные виды спорта, творчество, путешествия и т.п.

Основная часть

Участникам предлагается сравнить переживание острых ощущений и переживание стресса (можно привести такие примеры, как катание на аттракционах, просмотр «ужастиков» и волнение накануне контрольной работы или ответственного выступления). Подводя итог, ведущий подчеркивает мобилизующий потенциал стресса и острых ощущений. Острые ощущения схожи с «приятной» частью стресса — приливом сил, азартом (об этой стороне стресса говорилось на третьем занятии).

Ведущий сообщает, что полное отсутствие стресса в жизни человека так же вредно для него, как и сильный стресс. Следует предложить участникам подумать, почему (возникновение скуки, утрата интереса и т.п.). Напомнить ситуации, когда подросткам бывает нечего делать, подчеркнуть, что именно в подобных случаях ребята чаще всего совершают необдуманные поступки, приводящие к проблемам. Предложить участникам привести примеры таких ситуаций, подчеркнуть их негативные последствия.

Обобщая высказывания участников, ведущий показывает, что, испытывая потребность в стрессе, люди сами его зачастую провоцируют, забывая о том, что позитивный потенциал стресса (прилив сил, обострение внимания) очень непродолжителен, а за ним следует разрушительная фаза (резкая усталость, притупление внимания, страх, паника). Например: при просмотре «ужастика» ты испытываешь удовольствие, а ночью тебе снится страшный сон; ты не можешь оторваться от игры на компьютере, а потом не в состоянии сконцентрировать внимание на уроках. Ведущий предлагает участникам привести собственные примеры, когда проявляются две стороны стресса: положительная и разрушительная.

Подводя итог, ведущий обращает внимание на примеры рискованного, неосторожного поведения и подчеркивает, что оно рано или поздно приводит к негативным последствиям. Так, человек в состоянии азарта начинает какое-то действие, а потом, сталкиваясь с реальной опасностью, впадает в панику (отрицательная сторона стресса) и теряет силы.

Ведущему на заметку. Желательно, чтобы участники сами сделали вывод об опасности тяги к острым ощущениям, о негативных последствиях неосмотрительного поведения. Это позволит избежать назидательности.

Заключительная часть

Участникам предлагается привести примеры того, как можно удовлетворить потребность в острых ощущениях, не подвергая себя риску столкнуться с негативными последствиями стресса, и обсудить, как могут помочь занятия спортом почувствовать азарт, творчество — способствовать приливу сил, а путешествия и общение с интересными людьми — удовлетворить потребность в ярких переживаниях.

Упражнения «Цвет моего настроения» (см. № 20) и «Вверх по радуге» (№ 21)

Домашнее задание

участникам предлагается в течение недели наблюдать, в каких ситуациях они испытывали острые ощущения и когда сталкивались с их негативными последствиями.

Ритуал прощания.

 

 

Продолжение. Начало см. в № 20, 21, 22, 24/2005

ЗАНЯТИЕ 9.
СТРЕСС И ОПАСНОСТЬ

Цель. Развитие представлений о связи опасности и стресса, об опасных жизненных ситуациях; формирование тактики поведения в опасной ситуации, понимания, что многие опасности возникают из-за неправильного поведения подростков, убеждения в том, что стремление избегать или минимизировать опасность и обращаться за помощью к окружающим является проявлением осмотрительности и зрелости.

Оборудование. Мяч; листы писчей бумаги с надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи», «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!» и инструкциями на обороте (см. текст занятия).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После приветствия обсуждается домашнее задание. Выполняется упражнение «Напряжение-расслабление». Затем участникам предлагается назвать ассоциации со словом «опасность». Ведущий, подчеркивая, что большинство людей испытывают негативное отношение к опасностям, предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при возникновении опасности, что они испытывают. Следует сказать, что ситуация опасности вызывает у человека сильнейший стресс. Ведущий напоминает, что на одном из занятий участники обсуждали эмоцию страха, который всегда возникает, когда мы в опасности, и пришли к выводу, что страх — это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно).

На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание, что есть опасности, которые возникают независимо от человека, и те, которые явились следствием неправильного поведения самого человека. Около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственным поведением, нарушением ими правил, принятых в быту, в школе, на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделить ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.

Основная часть

Обсуждается: можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций, можно ли свести к минимуму опасности, есть ли правила поведения в опасных ситуациях. Обобщая высказывания, ведущий предлагает подумать, что следует спасать в первую очередь в ситуации опасности, что является самым важным для человека. После размышлений в середине круга раскладываются три листа с различными надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи». Участники должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность имеют смысл только в том случае, если есть сам человек, то есть если он смог сохранить свою жизнь и здоровье. Таким образом, первое, что необходимо спасать, — это жизнь и здоровье.

Ведущему следует подчеркнуть, что есть особые ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей, это исключительные и редкие ситуации. Взрослые могут жертвовать своей жизнью для спасения детей; люди, несущие ответственность (спасатели, военные, врачи), — для спасения более слабых. В большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей. В отношении двух других приоритетов — чести или собственности — правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям, чтобы свести к минимуму подстерегающие их опасности. При этом следует подвести участников к выводу о правилах поведения и техники безопасности, инструкциях по обращению с техническими приспособлениями и т.п. Необходимо обсудить: где и когда в школе существуют особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии); какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению; почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте и т.п.

Придумать примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, с которой не может справиться собственными силами. На одном из примеров обсудить, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как человек зрелый, понимающий границы своих возможностей? Следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.

Подвести участников к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, предложить вместе придумать алгоритм поведения в опасной ситуации — эта часть занятия проводится в форме «аукциона идей». Обобщая, предложить алгоритм из трех шагов: остановись, подумай, действуй. В середине круга помещаются листы с надписями: «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!». Обсудить, почему необходимо остановиться. По завершении перевернуть лист обратной стороной, на которой написана инструкция: «Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность, не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие». Также обсуждается смысл шага «Подумай!». Инструкция к нему: «Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить». Аналогичная работа с шагом «Действуй!». Инструкция: «Приняв решение, сразу приступай к его выполнению».

Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три шага надо проделать в очень короткое время, например когда надо спасаться бегством.

Заключительная часть

Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью: незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо; старшие ребята предлагают спиртное или наркотики; твои приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри. Примеры подростки могут предложить сами.

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: как вести себя, чтобы не попасть в ситуацию опасности (соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении круга желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации (остановись — подумай — действуй). Выполняется упражнение «Вверх по радуге».

Домашнее задание

Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.

ЗАНЯТИЕ 10.
ЭКСПЕРТЫ ПО СТРЕССУ

Цель. Обобщение полученного в ходе тренинговых занятий опыта, отработка стратегий управления стрессом в типичных для подростков жизненных ситуациях.

Оборудование. Листы ватмана, на которых в ходе предыдущих занятий были записаны различные определения: функции негативных эмоций; Ты-высказывание и Я-высказывание; «Сравнительная таблица»; «Беспроигрышный метод решения конфликтов», «Остановись», «Подумай», Действуй!», плакаты с описанием упражнений «Напряжение-расслабление», «Вверх по радуге», «Место покоя», описание приемов массажа активных точек. Все это следует развесить на стены кабинета или расположить каким-то иным способом. Письма от подростков (см. текст занятия), четыре листа бумаги А4, четыре ручки, карточки с надписью: «Удостоверение эксперта по стрессу» (по количеству участников).

Вводная часть

После выполнения ритуала приветствия выполняется упражнение «Нос-пол-потолок» или другое, наиболее понравившееся за время проведения занятий.

Ведущий напоминает участникам, что это — последнее занятие цикла. Они уже многое знают о стрессе и ситуациях, в которых он может возникнуть. Сегодня им предстоит выступить в роли экспертов по подростковому стрессу.

Основная часть

Далее ведущий сообщает участникам, что все они работают в организации под названием «Антистресс». Ежедневно на сайт их организации www.antisterss.ru приходят сотни писем от подростков c просьбами помочь справиться с трудными ситуациями. Далее участники делятся на несколько подгрупп (по 3–4 человека). Каждая из них получает по письму. Нужно будет придумать ответ с соответствующими рекомендациями.

Варианты писем:

«Здравствуйте! Меня зовут Алина. Мне 13 лет.

У меня проблема. В последнее время я не могу себя заставить ничего делать, и это ужасно! Скоро конец четверти, а мне еще надо успеть закрыть две двойки. Да еще будет куча контрольных! Кроме школы я еще занимаюсь английским два раза в неделю и хожу на секцию по фехтованию по субботам. Так что свободного времени у меня очень мало! Еще я должна гулять с собакой и поливать цветы, которых у нас полно! Но когда выпадает пара свободных часов и я сажусь за компьютер, чтобы поиграть, расслабиться, то очень скоро понимаю, что не могу сосредоточиться даже на этом. Мне ничего не хочется делать: ни гулять, ни смотреть телевизор, ничего. Со мной что-то не так? Взрослые говорят, что я стала ленивой. Неужели это правда?»

«Здравствуйте! Меня зовут Инна. Мне 12 лет.

Я учусь в шестом классе. Раньше наш класс был очень дружным, а в последнее время мы все время ссоримся. То не можем договориться, кто будет дежурить, то девчонки сплетничают друг про друга, мальчишки обзываются. И главное, каждый считает, что он прав. Вот, например, на прошлой неделе Маринка должна была дежурить, а у нее в этот день было соревнование по теннису. Она надеялась занять первое место. Да и все мы хотели, чтобы она победила. Но когда выяснилось, что ее надо заменить на дежурстве и задержаться после уроков, никто не захотел пойти ей навстречу. Наша классная сказала, чтобы мы разбирались сами. А мы все переругались и разошлись. Марина опоздала на соревнование и теперь ни с кем не разговаривает. Мы все переживаем, но никто не решается заговорить об этом. Посоветуйте, что делать».

«Здравствуйте! Меня зовут Арсений. Мне 11 лет.

Я все время попадаю в истории. Вот недавно мы с другом гуляли. А у нас рядом с домом стройка. Ну он и говорит: «Пошли, посмотрим». Я, конечно, знаю, что по стройкам ходить нельзя, но ведь интересно же. Ну пошли мы. А уже темнело. Идем, и вдруг я провалился куда-то. И чувствую, жутко нога болит — я ее вывихнул. Оказалось, что я в темноте не заметил яму. Мне потом здорово от родителей досталось. А летом в деревне пошел со старшей сестрой на речку, там еще ее друзья были. Стали прыгать с «тарзанки». Ну и я решил, что я, маленький что ли? А она высокая! Я забрался на нее, прыгнул. И пока летел, так испугался, что забыл воздух задержать и захлебнулся. Хорошо, сестра меня быстро вытащила! Родители каждый раз читают мне нотации, говорят, что я должен быть осторожнее. Я и сам понимаю, что это опасно, но ничего не могу с собой поделать. Это иногда так здорово, прямо дух захватывает! А мама говорит, что я должен держать себя в руках, а то когда-нибудь сверну себе шею. Подскажите, как держать себя в руках».

«Здравствуйте! Меня зовут Катя. Мне 13 лет.

У меня такая проблема. Я очень боюсь отвечать у доски или писать контрольные. Я учусь без троек и всегда делаю домашнее задание, готовлюсь. Но всякий раз перед ответом я так волнуюсь, что, кажется, все забываю. И ведь все равно все делаю правильно. Вот вчера была самостоятельная по географии. Я как всегда все выучила, а во время урока мне даже пришлось кое-кому помочь. Весь класс знает, что я всегда готовлюсь к урокам, все пользуются моей помощью, а за моей спиной они посмеиваются над моими страхами. Я и сама на себя злюсь. Что мне делать?»

Перед началом работы в группах ведущий обращает внимание участников на наглядные пособия. Ведущему также следует подсказать участникам, что в своих ответах на письма подростков они должны объяснить им, что с ними происходит, почему это происходит и что им делать.

По окончании работы подгрупп каждая из них зачитывает пришедшее к ним письмо и свой ответ на него. Проводится обсуждение предложенного решения. При необходимости вся группа вместе с ведущим вносит дополнения или исправляет допущенные ошибки. Если в классе возникали подобные ситуации, важно обсудить, как участники выходили из них.

После завершения обсуждения ведущий говорит участникам, что они отлично справились с работой, и выдает им удостоверения экспертов по стрессу.

Ведущему на заметку. Правильные решения: 1-я ситуация — см. занятие «Стресс и нехватка времени», 2-я — «Стресс и конфликты», 3-я — «Стресс и острые ощущения», 4-я — «Стресс и эмоции».

УДОСТОВЕРЕНИЕ Выдано _______________________ в том, что он действительно является экспертом по стрессу. Руководитель группы по подготовке экспертов ______________________________ (фамилия, и.о.) Дата

Завершающая часть

Подводя итог всем занятиям, ведущий спрашивает участников, какие ситуации чаще всего являются причиной стресса в их жизни. Получили ли они опыт эффективного поведения в ситуации стресса на прошедших занятиях? Что из материалов тренинга, с которыми они познакомились на занятиях, они уже используют или смогут использовать для управления стрессом?

Ведущий прощается с участниками, желает им удачи.

Ритуал прощания.

Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.034 с.)