Минимальная обработка почвы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минимальная обработка почвы.



 

Ещё более продвинутым шагом на пути свёртывания обработки почвы был переход к минимальной обработке, при которой глубина обработки почвы равна глубине заделки семян, то есть гораздо меньше, чем при безотвальной. Основные положения этой технологии разработал в середине XIX века украинский учёный Иван Евгеньевич Овсинский. В своём научном труде „Новые технологии в земледелии” он заявил, что изобретение плуга принесло больше бед, чем изобретение огнестрельного оружия. Его взгляды жестоко критиковались. Тем не менее, Иван Евгеньевич Овсинский. создал специальные орудия для неглубокой обработки почвенного слоя и успешно применил новый метод в собственном хозяйстве. Новая технология решала целый комплекс задач: сохраняла плодородие чернозёмов, помогала справиться с засухами, эрозией почвы, избавиться от вредителей и сорняков.

Рис. 5. Прямой посев по стерне.

Сегодня у нас в ряде предприятий накоплен положительный опыт. К числу первых относится основанное Анатолием Ивановичем Шугуровым товарищество на вере (ТНВ) „Пугачёвское” Мокшанского района Пензинской области, где с 1982 г. получают высокие урожаи зерновых культур при низкой себестоимости продукции. Анализ и обобщение этого опыта показан в документальном фильме и описан в брошюре „Технология больших возможностей”.

Борьба с плугом получила своё отражение и в литературе. Николай Семёнович Лесков показывает сопротивление крестьян-хлеборобов внедрению передовых по тем временам плугов. Они отстаивали свою отработанную веками технологию: рыхление верхнего слоя почвы сохой и бороной без отвальной вспашки.

 

…По переселении орловских крестьян с выпаханных ими земель на девственный чернозём в нижнем Поволжье Шкот решился здесь отнять у них ихГосто мысловы ковырялки, или сохи, и приучить пахать лёгкими пароконными плужками Смайля; но крестьяне такой перемены ни за что не захотели и крепко стояли за своюковырялкуи за бороны с деревянными клещами…

…А чтобы ещё более поддержать авторитет своего англичанина, он, развеселясь, обратился кхозяевами спросил, хорошо ли плужок пашет.

Крестьяне ответили:

– Это как твоей милости угодно.

– Знаю я это; но я хочу знать ваше мнение: хорошо или нет таким плужком пахать?

Тогда из середины толпы вылез какой-то плешивый старик малороссийской породы и спросил:

– Где сими плужками пашут (или орут)?

Граф ему рассказал, что пашутсими плужкамив чужих краях, в Англии, за границею.

– То значится, в нiмцах?

– Ну, в немцах!

Старик продолжал:

– Это вот, значится, у тех, що у нас хлеб купуют?

– Ну да – пожалуй, у тех.

– То добре!.. А тильки як мы станем сими плужками пахать, то где тогда мы будем себе хлеб покупать?..(Николай Семёнович Лесков.Загон.)

Нулевая обработка почвы.

 

Нулевая обработка почвы – это уже не обработка в обычном смысле слова, а обеспечение комплекса условий для создания оптимальной структуры почвы. Плодородие почвы результат постоянного кругооборота энергии. Энергия органических остатков растений переходит в энергию переваривающих её почвенных жителей: микробов, грибов, простейших, червей и других насекомых. Энергия последних переходит в растения. Величина нашего урожая и его качество напрямую зависит от труда огромного количества почвенных жителей: Эта деятельность почвенных тружеников возможна только при постоянном поступлении неразложившейся органики. Именно в ней законсервирована энергия солнца. А значит главный для плодородия круговорот – круговорот органического вещества. В качестве этого органического вещества используются все послеуборочные остатки, привнесённые извне и сидераты.

То есть складывается ситуация, когда обработки нет, а функция её выполняется. Такое определение нулевой обработки перекликается с принятым в ТРИЗ определением идеальной системы. В идеале, при нулевой обработке нет вообще никакого воздействия на почву, но, несмотря на это, почва находится в состоянии, оптимальном для роста и развития растений. Благодаря равновесию между входящими в биоценоз организмами – травами, культурными растениями, микроорганизмами, насекомыми, птицами, животными и человеком – необходимая работа человека сводится к минимуму.

На сегодняшний день в сельском хозяйстве нулевая технология – это отсутствие обработки почвы, за исключением воздействия сеялки.

В 60-е годы серьёзные работы по безпахатному земледелию начали англичане. Канадцы уже давно привыкли к поверхностной обработке. Но вот в Японии появился человек, удививший всех – фермер Масанобу Фукуока. Он создал систему земледелия, вообще не требующую никакой обработки почвы, никакой техники, никаких удобрений и химикатов. Он научно показал, что первичный источник и точка устойчивости всего сельского хозяйства – сама Природа.

Масанобу Фукуока – человек, на деле доказавший, что цели сельскохозяйственной науки в целом ошибочны, а интенсивно-химическое растениеводство вовсе не нужно. Не используя никаких химических средств, удобрений и техники, без всякой борьбы, опровергая „неоспоримые” научные положения, Фукуока выращивает высокие урожаи, постоянно улучшая при этом плодородие почвы и устойчивость своего агроценоза (экологического сообщества живых организмов в сельскохозяйственных угодьях). Тем самым он демонстрирует безрезультатность и безполезность современной науки.

Ферма Масанобу – на острове Шикоку в Южной Японии. Это 1 га зерновых и 5 га цитрусового сада, где между деревьями растут и овощи и травы. К моменту написания своей знаменитой книги „Революция одной соломинки” в 1975 году почва на ферме не вспахивалась уже 25 лет (1950 г.), плодородие почвы продолжало расти, а урожаи зерновых приближались к рекордным для индустриального полеводства Японии. При этом растения никогда не страдали ни от голода, ни от вредителей и болезней, ни от сорняков. Он решил задачу, над которой бьётся наука нового тысячелетия – создал устойчивый и продуктивный агроценоз.

 В Австрии есть район называется Лунгау. Там местный агроном Зепп Хольцер работал в течение 40 лет на своих 45 га, находящихся на горных склонах на высоте 1500 м над уровнем моря, вопреки всем правилам агрономии и создал уникальную биосистему, состоящую из прудов, камней и горных террас, заполненных рыбами, плодовыми, ягодными, лекарственными, злаковыми, декоративными, овощными растениями, животными и насекомыми. Причём все работают слаженно на общее дело. Хозяин с хозяйкой занимаются только посадкой и сбором урожая. Они не применяют химические удобрения, пестициды, гербициды, полив, мелиорацию и т.д.

Зеппу Хольцеру удалось продвинуть в этот холодный район растения, которые растут обычно в более тёплых условиях, например тыкву, дыню, вишню, черешню, киви, виноград и даже лимон. За их экологически чистыми овощами, зеленью, фруктами, рыбой, мясом выстраваются очереди рестораторов со всей Австрии. Кроме того, они продают саженцы, проводят семинары, имеют на своей территории гостевые домики, создают проекты подобных хозяйств, издают книги и видеоматериалы о своём опыте. Электроэнергию для своих нужд они также вырабатывают сами. Сегодня Лунгау назвали „чудом света” – пермакультура Австрии.

Фермер Зепп Хольцер, потрясший основы современной агрономии, с помощью которой происходит уничтожение биоресурсов мира: ухудшение качеств растений, животных, рыб и самой почвы, побывал в России. Он удивился тому, что, имея чернозёмы в большом количестве, и огромные неосвоенные территории, наша страна закупает 80% потребляемой сельхозпродукции за рубежом.

Применение его метода позволило бы исправить данную ситуацию, конечно если политикам и экономистам сверху это вообще надо. Но более всего удивляет то, что это не надо и простому населению, большинство которого готово только покупать, особо не волнуясь, что они покупают. Нас плавно подвели к обществу потребителей, неужели мы этого достойны?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Мы приближаемся к такому состоянию, когда каждый „клочок” земли, покрытый почвой, становится не только материально производительной силой, но и моральным символом процветания человечества и плодородия почв.

В природных биогеоценотических системах живые организмы выступают как следящая система за любыми изменениями в среде обитания – как внешними (климатическими, гидрологическими, геохимическими), так и вызываемыми ими самими (прижизненные и посмертные метаболиты, загрязняющие и частично отравляющие среду их обитания). Избежать самоотравления от собственных выделений им помогает объединение представителей разных видов в сообщества (ценозы). Разные виды организмов в ценозе могут разлагать и использовать выделения других видов, осуществляя тем самым санитарную функцию в биосфере. Именно эту санитарную работу, которую в почвах выполняют мириады микроорганизмов, грибов, актиномицетов, беспозвоночных животных и высшие растения, работу, очень чётко организованную во времени и пространстве, человек добровольно взвалил на свои плечи и с великим упорством несёт эту ношу в течение тысячелетий. Ежегодно распахивая почву, разрыхляя её и оборачивая пласт, человек выводит из корнеобитаемого слоя „отходы” предшествующих сельскохозяйственных растений, обеспечивая „стерильную” питательную среду для сельскохозяйственных культур. При этом он удабривает почву, убивая пестицидами „инородных” пришельцев. Вот вам один из примеров рассматриваемого противоречия.

Другой пример относится к понятию о живых организмах как о следящих системах. Каждый из нас не раз наблюдал, как после зимы в некоторый момент мгновенно трогаются в рост растения в лесах, степях, на лугах и болотах. Зелёный покров стремится максимально захватить энергию солнца, включив при этом в работу (в круговорот) вещество почв. В природе почва практически ни одного дня не бывает без зелёного покрова, дающего нам органическое вещество, кислород и многое другое. На сельскохозяйственных угодьях почва длительное время лишена зелёного покрова. После таяния снегов не сразу наступает физическая зрелость почвы, что задерживает пахоту, затем наступает время обработки почвы и сева, потом – ожидания всходов. Поля пустуют и осенью после снятия урожая. Можно представить, как снижается биопродуктивность ландшафтов на полях по сравнению с постоянно вегетирующими природными сообществами, которые к тому же, имея ярусную структуру, более полно используют энергию солнечного спектра и соответственно почвенные ресурсы. Этот второй пример, иллюстрирующий рассматриваемое противоречие, показывает энергетическое преимущество биогеоценотических систем перед сельскохозяйственными, основанное на их сложной структурно-временной организованности.

Число примеров можно увеличить (качественное разнообразие и целебность природной биопродукции, накопление гумуса в почве под естественной растительностью и т. д.).

Конечно, не сегодня и не завтра великая, исторически инерционная система сельского хозяйства выйдет на новые пути, но на пороге третьего тысячелетия сельскому хозяйству неизбежно придётся свою стратегию менять. Стратегию сельского хозяйства необходимо пересмотреть с точки зрения её соответствия, а не противоречия природным биосферным процессам. Во-вторых, перевод сельского хозяйства на научную основу будет связан с созданием агросистем с оптимальной структурно-временной организованностью, с многокомпонентными сообществами организмов, включая высшие растения, с высокой стабильностью, минимизированной в агротехническом аспекте, но максимизированной в биологическом смысле.

На этом пути, по-видимому, возможно улучшение не только количественной, но и качественной структуры биопродукции (аминокислотный состав, витамины, целебные вещества, сведение к минимуму содержания в биопродукции промышленных компонентов и др.). А мы надеемся, что в дальнейшем предпочтение будет отдаваться именно качеству биопродукции, а не её количеству.

Уже в далеком прошлом стихийно-эмпирически сельское хозяйство ощутило неизбежность введения некоторых биогеоценотических элементов, например, севооборота, ротации (круговращения) которого представляют собой некое подобие биогеоценоза, растянутого в пространстве и во времени (3-х-9-ти-польный севооборот). Введение севооборота объяснялось не только экономическими, но и биологическими мотивами (утомление почвы, борьба с фитопаразитами и др.). Больше того, как обязательный компонент в севооборот включались поля с многолетними травосмесями. А ведь именно в травосмесях можно увидеть прообраз агроценозов будущего. При должной селекции – многоплановой, а не однобокой, ориентированной только на весовую, а не на белковую урожайность, – возможно создание многокомпонентных агросистем будущего. В образцовом луговодстве и лесоводстве мы также видим прообраз агроценозов будущего. Это должны быть надёжные следящие системы, обеспечивающие максимальную плотность и постоянство зелёного покрова планеты. Зелёный покров планеты – будет генеральным направлением всей стратегии сельского хозяйства будущего. Таким образом, создание агроценозов будущего как высокоорганизованных и управляемых человеком систем, оптимизированных по количеству и качеству биопродукции, – одно из позитивных решений проблемы „Биосфера и человечество”.

Линия „Развёртывание-свёртывание”, применяемая в ТРИЗ, описывает цикл жизни технической системы от её появления до замены новой системой, выполняющей аналогичную функцию.

Графически история совершенствования технологий обработки земли выглядит так:

 

Рис. 11. Линия „развёртывание-свёртывание” для технологии обработки почвы.

1. Образование функционального ядра системы или технологического процесса.

2. Введение в систему или процесс одного дополнительного объекта или операции.

3. Введение нескольких дополнительных объектов или операций.

4. Образование полного состава системы или процесса и обеспечение их удовлетворительной работоспособности.

5. Удаление одного объекта или операции из системы или процесса.

6. Удаление нескольких объектов или операций из системы или процесса.

7. Переход к максимально свёрнутой системе или процессу с другим качеством сознания.

 

„Река времён”, по образному выражению Гавриила Романовича Державина, создаёт почвы, даря их грядущим поколениям во имя жизни на Земле, с надеждой на планетарный разум человечества – „венца эволюции”, как любит говорить человек, заражённый недугом антропоцентризма (согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания). Но в почве „зарыта” совесть человека и его мудрость. Почва молчит, но это может быть молчание и верного друга, и грозного врага. Небрежное обращение с почвой стоило жизни целым народам. Археология и история дают этому много примеров.

Ещё раз вспомним слова Фёдора Михайловича Достоевского на этот счёт: „Весь порядок в каждой стране – политический, гражданский, всякий – всегда связан с почвой, и с характером землевладения в стране. В каком характере сложилось землевладение, в таком характере сложится и всё остальное. Если есть в чём у нас в России наиболее безпорядка, так это во владении землёю, в отношениях владельцев к рабочим и между собою, в самом характере обработки земли. И покамест это всё не устроится, не ждите твёрдого устройства и во всём остальном”.

Карл Маркс, посвятив „Капитал” доказательству трудовой природы прибавочной стоимости, в конце четвёртого тома объясняет, что реальный источник абсолютной прибавочной стоимости – Природа, то есть фотосинтез растений. Человек из килограмма железа может сделать килограмм гвоздей. А Природа из килограмма семян, без затрат труда, создаёт центнер продукции.

 

Землетворение.

Когда ты гордый пахарь осознаешь,

Что пашешь каждый раз живую землю,

При этом плодородный слой уничтожаешь, –

И очевидному когда ты внемлешь?

У мелководья оскудел прибрежный луг

И хилый лес от поля отступает –

Где землю вспахивает беспощадный плуг,

Который устали не знает.

Колхозник, фермер – землепахарь.

Где ж ты земли родной умелец,

Полей живых – духовный знахарь, –

Где настоящий мудрый земледелец?!

За слепоту свою и забыванье,

За то, что пашешь по-живому –

Ты получаешь наказанье –

И нет достатка: ни земле, ни дому.

Взгляни за пашню, за ограду –

В Природе пахари – растенья.

Плодами сладкими, в награду,

Лекарствами снабжают их коренья.

Ещё есть много живности в земле,

И каждая на месте и в работе.

Они нуждаются в заботливом тепле

И неразрывны в состоянии единой плоти.

Опомнись, пахарь и проснись,

Почувствуй матушки-Земли сердцебиение.

От злостных технологий отряхнись, –

Осознавая созидай землетворение!

13 апреля 2006 г. (Работе Фолкнера „Безумие пахаря”)

(Явление иконы Пресвятой Богородицы „Живоносный Источник”)

Стихи из книги стихов „отРаЖеНие” Сергей Иванович Юферев.

 

Под давлением будущих проблем следующее поколение будет вынуждено вернуться к безпахатному земледелию. „Полупримитивный” образ жизни развивает интуицию, необходимую, чтобы вести фермерское хозяйство его натуральным методом.

Природа, оставленная нетронутой, находится в совершенном равновесии. Природа не меняется, хотя пути познания природы неизбежно меняются от одной эпохи к другой. Мы приближаемся к такому состоянию, когда каждый „клочок” земли, покрытый почвой, становится не только материально производительной силой, но и моральным символом пцветения человечества и плодородия почв.

Независимо от эпохи, натуральное земледелие существовало всегда, как родниковый колодец, откуда берёт начало сельское хозяйство. Натуральное хозяйство возникает из духовного здоровья личности. Оздоровление среды и очищение духа – это один и тот же процесс, и он предполагает такой образ жизни и такое земледелие, которые способствуют созиданию. Ирония заключается в том, что наука служит только для того, чтобы показать, как ничтожны человеческие знания. До тех пор, пока сознание каждого человека не будет фундаментально трансформировано, загрязнение среды не уменьшится.

Если человек сумеет глубоко проникнуть в жизнь своего собственного окружения и мир повседневных забот, в котором он живёт, то ему откроется величайший из миров. Исключив себя из процесса общения с землёй, проращивания семян, наблюдения, что и как происходит в живом мире, человек всё более утрачивает ощущение себя самого, как равной доли единого живого организма Земли и, как следствие этого, перестаёт подчинять свою жизнь указаниям и велениям Природы. Повседневный процесс становления духовного здоровья вызывает благотворное преображение всего мира. Земли, планет вселенских освоение ничто иное есть, как преображение самого себя. Люди борются только за то, чтобы узнать, что они могут называть громадной непостижимостью Природы. Земледелие представляет много возможностей для более глубокого постижения жизни.

Единственная истинная цель земледелия – не выращивание растений, а культивирование и совершенствование человека. Трагедия состоит в том, что в своём невежестве люди пытаются подчинить природу своей воле. Непомерные человеческие желания – причина любого кризиса. (Масанабу Фукуока)

Новое качество.

От количества к качеству,

От глубин до высот;

От корней до широт осознания,

Дорогой Любви нас по жизни ведёт

Вечно новое качество Мироздания.

1 октября 2006 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.042 с.)