А.В. Горностаева, М.М. Дурандин, Н.М. Сухова, О.В. Федоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.В. Горностаева, М.М. Дурандин, Н.М. Сухова, О.В. Федоров



А.В. Горностаева, М.М. Дурандин, Н.М. Сухова, О.В. Федоров

 

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

“ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ”

 

Учебно-справочное пособие

 

Нижний Новгород

 

2002

 

УДК 658(075)

ББК 65.29-я7

Г697

 

Введение в специальность “Экономика и управление на предприятии”: Учебно–справочное пособие / А.В. Горностаева, М.М. Дурандин, Н.М. Сухова, О.В. Федоров; Нижегород. гос. техн. ун–т. Нижний Новгород, 2002.      с.

 

Раскрывается содержание и приводятся требования к профессиональной подготовке специалистов по экономике и управлению в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии». Рассматриваются сферы и основные направления профессиональной деятельности выпускников и специалистов, занимающихся вопросами экономики, организации и управления на предприятиях и организациях. Дается краткая характеристика содержания основных дисциплин специальности.

Предназначено студентам первого курса специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии», а также абитуриентам, выбирающим специальность при поступлении в Нижегородский государственный технический университет.

 

Рис. 8. Табл. 3. Библиогр.: 1 назв.

 

© А.В. Горностаева, М.М. Дурандин, Н.М. Сухова, О.В. Федоров 2002

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….……..5

1. Общая характеристика специальности “Экономика и управление

на предпрятии”…..…………….……………………………………..…………...6

1.1. Квалификационная характеристика выпускника……...……..…………….6

1.2. Требования к профессиональной подготовке

экономиста–менеджера…………….………………….…………….………..7

1.3. Содержание подготовки экономиста–менеджера………….………..……10

1.4. Требования к итоговой государственной аттестации

экономиста-менеджера…………………………………….….…………….10

1.4.1. Требования к выпускной квалификационной

работеспециалиста………………………………………..…………..10

1.4.2. Требования к государственному экзамену…………………..……...11

2. Квалификационные характеристики основных должностей

руководителей и специальностов, на которых могут работать выпускники

спецальности…………………………………………………….………………13

2.1. Заместитель директора по управлению персоналом……………………..13

2.2. Менеджер по персоналу………………………………………………...….14

2.3. Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и

управлению производством……………………………..……………….…15

2.4. Начальник нормативно–исследовательской лаборатории

по труду……….…….…….…….…….…….…………....………..………..17

2.5. Начальник отдела кадров…………………………………...……………...19

2.6. Начальник отдела подготовки кадров……………………..………………21

2.7. Начальник отдела социального развития…………………...………….….22

2.8. Инженер по нормированию труда…………………….……..….…………24

2.9. Инженер по организации и нормированию труда……………..………….27

2.10. Инженер по подготовке кадров……………………………….…………..28

2.11. Специалист по кадрам…………………………………………...………...30

2.12. Экономист по труду…………………………………………..…………...31

3. Основное содержание общепрофессиональных дисциплин………………….34

3.1. Экономика предприятия……………………………………………………34

3.2. Маркетинг…………………………………………………………………...34

3.3. Планирование на предприятии…………………………………………….35

3.4. Экономическая оценка инвестиций………………………………………..35

3.5. Бухгалтерский учет……………………………………………………...….35

4. Краткое содержание специальных дисциплин………………………………..36

4.1. Экономика отрасли……………………………………………….………...36

4.2. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях

отрасли…………………………………………………………..…………..36

4.3. Организация производства на предприятиях отрасли…….…………..….36

4.4. Управление качеством……………………………………………………...37

4.5. Экономика недвижимости……………………………………..…………...37

4.6. Организация предпринимательской деятельности………………..……...37

4.7. Логистика……………………………………………………………..……..38

4.8. Автоматизированные системы обработки экономической

информации…………………………………………………...………..…..38

4.9. Сертификация продукции…………………………………………..………39

4.10. Информационные технологии в экономике (менеджменте)…….……...40

4.11. Принятие оптимальных решений в экономике………………….………40

4.12. Информационная безопасность экономических систем………..……….40

4.13. Безопасность жизнедеятельности……………………………….…..……41

5. Основные дисциплины специализации………………………….……………..42

5.1. Налоговая система и аудит………………………………………..…..……42

5.2. Управление персоналом…………………………………………………….42

5.3. Нормирование трудовых и материальных ресурсов……………………...43

6. Структурные преобразования промышленности Нижегородской

области.……………………………………………....…………………..……….44

6.1. Краткая характеристика промышленности………………………………..44

6.2. Отраслевая структура промышленных предприятий………………….…47

6.3. Инвестиционная деятельность...…………………………………………...49

 

Приложения…………………………………………………………………………52

Приложение 1. Учебный план подготовки по специальности 060800 – “Экономика и управление на предприятии” Нижегородского вечернего факультета (фрагмент)……………………………………………………………..52

Приложение 2. Фрагмент учебного плана специальности 060800

Автозаводской высшей школы управления и технологии (АВШУ и Т)………55

Приложение 3. Определение параметров стиля специалиста

с использованием решетки Блейка–Моутон……………………………………..56

Приложение 4. Возможные направления выполнения дипломных

работ (проектов)……………………………………………………………………58

Приложение 5. Структура пояснительной записки дипломной

работы………………………………………………….……………………………59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подготовка студентов по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии» осуществляется в университете с 1993 г. В настоящее время эта подготовка ведется через Автозаводскую высшую школу управления и технологии (с 1995 г.), Нижегородский вечерний факультет (с 1993 г.) и социально-экономический факультет (с 1993 г.). В целях оказания помощи студентам, обучающимся по заочной форме, в освоении образовательных программ этой специальности непосредственно по месту жительства и работы, в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ и с согласования органов местного самоуправления созданы представительства Нижегородского государственного технического университета в городах Балахна, Богородск, Бор, Вача, Кстово, Первомайск, Саваслейка, Шахунь.

Настоящее учебно-справочное пособие адресовано студентам-первокурсникам, призвано помочь им получить представление о содержании основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии», о местах и характере их будущей работы, квалификационных требованиях и должностных обязанностях. В основе издания лежат положения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 17 марта 2000 г., выдержки из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 (с изменением от 21 января 2000г.).

 

Экономиста–менеджера

 

Специалист должен:

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;

знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно–хозяйственную, финансово–экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно–распорядительной документации;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- методы изучения рыночной конъюнктуры;

- отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;

- номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;

- основы социологии и психологии труда;

- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;

- организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;

- организацию производства в отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально–техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;

- современные методы планирования производства и организации исследований, разработок;

- меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;

владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- методами экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;

- методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;

- методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;

- методами финансового планирования на предприятии;

- методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления; а также уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:

Проектно–экономическая

– проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов; осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций;

Финансово–экономическая

– разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств; формировать планы инвестиций; осуществлять финансовый анализ; контролировать управление оборотными средствами; обосновывать потребность и выбор источников финансирования; осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций;

Аналитическая

– проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм; проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия; определять тенденции развития предприятия; проводить анализ бюджетов (сметы);

Внешнеэкономическая

– планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия; оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены; определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности;

Предпринимательская

– создавать предприятие и организовывать их деятельность, разрабатывать программы их развития; разрабатывать маркетинговую политику предприятия; определять конкурентоспособность предприятия; рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги;

Требования к итоговой государственной аттестации

Экономиста–менеджера

 

Итоговая государственная аттестация экономиста–менеджера включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

 

Требования к выпускной квалификационной работе

Специалиста

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы.

Выпускная квалификационная работапредставляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для предприятия отрасли задача.

Темы работ должны отражать основные сферы и направления деятельности инженеров-экономистов или экономистов-менеджеров в отрасли, выполняемые ими функции на предприятии.

Работа может быть ориентирована на решение сложной расчетно-аналитической или исследовательской экономической задачи, а полученные в ней результаты в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных прогнозов, выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию методик анализа и планирования, созданию новых нормативных и инструктивных материалов и других, могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов по совершенствованию деятельности и управления предприятием.

В работе выпускник должен показать умение использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности.

Дипломная работа содержит анализ информации по рассматриваемой проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений по ее решению и направлена на получение результата в виде законченных организационно-экономических и инженерно-технических мероприятий, имеющих всестороннее обоснование.

Отличительным признаком дипломного проекта экономиста-менеджера является наличие развернутой аналитической части, при выполнении которой студент демонстрирует способность анализировать, обобщать и прогнозировать экономические показатели предприятия, знания и умения практического использования методик технических и экономических расчетов, стандартов, пакетов программного обеспечения.

Пояснительная записка дипломной работы (проекта) должна быть оформлена в соответствии с действующими в университете стандартами. В настоящее время это СТП I – У – НГТУ – 98. Защита дипломной работы (проекта) сопровождается графическим материалом в виде демонстрационных плакатов, слайдов или раздаточного материала, в которых должно быть отражено основное содержание работы.

 

Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен проводится по отдельной дисциплине (например иностранный язык) и в виде междисциплинарного экзамена по нескольким общепрофессиональным и дисциплинам специализации, включая дисциплины специальности.

Государственный экзамен проводится с целью проверки остаточных знаний подготовки экономиста-менеджера. Конкретный перечень дисциплин, по которым проводится государственный экзамен, устанавливается Научно-методическим советом вуза.

Формы проведения государственных экзаменов: письменная работа, тестирование или смешанная. При проведении государственного экзамена соблюдается обязательное условие о наличии не менее 3 контрольных вопросов в каждом билете или индивидуальных письменных работ (заданий). Конкретные условия проведения государственных экзаменов (форма, количество контрольных вопросов, продолжительность экзамена) определяются вузом и доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственного экзамена.

Студенты должны быть обеспечены программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.

Для проведения государственных экзаменов приказом ректора вуза утверждается аттестационная комиссия по каждому экзамену по отдельной дисциплине и междисциплинарному экзамену.

 

На основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденного Минобразованием России, вуз самостоятельно разрабатывает Положение о государственных экзаменах, в котором отражаются конкретные вопросы и особенности организации, проведения и методик оценки знаний студентов. Положение утверждается Научно-методическим советом вуза.

 

ВЫПУСКНИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Данные характеристики приведены в соответствии с Квалификационным справочником должностей и руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37 с изменениями от 21 января 2000 г.

 

Менеджер по персоналу

Должностные обязанности. Организует работу персонала в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Обеспечивает комплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договор – контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства и перспективы развития предприятия, учреждения, организации, структуру управления и их кадровый состав; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; основы производственной педагогики; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специальности «Менеджмент») или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

 

Лаборатории по труду

Должностные обязанности. Осуществляет руководство проведением нормативно-исследовательских работ, разработкой и внедрением мероприятий, обеспечивающих повышение уровня нормирования труда и совершенствование его организации на научной основе с целью сокращения трудозатрат и улучшения результатов трудовой деятельности. Участвует в подготовке проектов перспективных и текущих планов нормативно-исследовательских работ, планов по труду предприятия, организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда и эффективности производства, календарных планов пересмотра норм. Проводит изучение состояния организации труда, проверку качества, правильности применения и уровня выполнения действующих норм трудовых затрат (норм времени, выработки и обслуживания, нормативов численности). Организует с использованием современных технических средств исследования трудовых процессов, сбор, обработку и анализ исходных данных, необходимых для разработки прогрессивных норм трудовых затрат. Подготавливает предложения по пересмотру норм в связи с применением прогрессивных технологических процессов, внедрением нового и модернизацией действующего оборудования, осуществлением мероприятий по совершенствованию организации производства и труда, ростом квалификации и профессионального мастерства работников. Обеспечивает проведение работ по разработке и внедрению прогрессивных норм, базирующихся на сопоставлении затрат труда с результатами, достигнутыми в аналогичных видах производств, использовании межотраслевых и отраслевых нормативов по труду, расширению сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих. Подготавливает предложения по созданию необходимых условий для освоения всеми работниками установленных норм трудовых затрат, обеспечивает проведение производственного инструктажа и обучение передовым приемам и методам труда. Организует проведение исследований по перспективным направлениям совершенствования нормирования труда и расчетам численности персонала, подготовку предложений по применению методов и систем микроэлементного нормирования, таких, как система измерения методов работы, и других, новых форм представления нормативов в виде математических зависимостей затрат труда от переменных факторов. Принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда, материального и морального стимулирования, развитию коллективных форм организации труда, многостаночного (многоагрегатного) обслуживания, расширению совмещения профессий (должностей), увеличению зон обслуживания и объема выполняемых работ. Участвует в выявлении резервов повышения производительности труда, разработке и осуществлении мероприятий по устранению потерь рабочего времени и улучшению его использования. Разрабатывает рекомендации по внедрению персональных компьютеров и сетей, автоматизированных рабочих мест нормировщиков с целью сокращения трудоемкости и повышения качества работ по нормированию. Обеспечивает методическое руководство подразделениями предприятия при разработке и реализации мероприятий по совершенствованию нормирования труда на научной основе и определению экономической эффективности их внедрения. Руководит работниками лаборатории.

Должен знать: нормативные и методические материалы по организации, нормированию и оплате труда; экономику и организацию труда, производства и управления; основы технологии производства; методы нормирования труда; порядок разработки нормативов по труду; показатели по труду, достигнутые в аналогичных видах производств; формы и системы оплаты труда, морального и материального стимулирования; положения о премировании; порядок планирования нормативно-исследовательской работы, пересмотра норм, разработки организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, улучшению организации производства и определения их экономической эффективности; методы анализа качества норм, показателей по труду, изучения трудовых процессов, приемов и методов труда; порядок проектирования трудовых процессов; методы оценки уровня организации труда, производства и управления; математические методы, технические средства, применяемые для исследования трудовых процессов, измерения затрат рабочего времени и расчетов норм; основы социологии, психологии и физиологии труда; основы трудового законодательства; передовой отечественный и зарубежный опыт организации оплаты труда и управления производством; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на инженерно-технических и руководящих должностях по организации и нормированию труда не менее 5 лет.

 

Начальник отдела кадров

 

Должностные обязанности. Возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении. Организует разработку прогнозов, определяет текущую и перспективную потребность в кадрах и источники ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с предприятиями аналогичного профиля, информирования работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, использования средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников. Принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия. Осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств, контролирует правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, совместно с руководителями подразделений организует проведение их стажировки и работы по адаптации к производственной деятельности. Осуществляет планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, подготовка канди­датов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационное передвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах, стажировка на соответствующих должностях. Организует проведение аттестации работников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, принимает участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решений аттестационных комиссий, определяет круг специалистов, подлежащих повторной аттестации. Участвует в разработке систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессионального продвижения персонала, подготовке предложений по совершенствованию проведения аттестации. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых книжек и ведение установленной документации по кадрам, а также подготовку материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям. Обеспечивает подготовку документов по пенсионному страхованию, а также документов, необходимых для назначений пенсий работникам предприятия и их семьям, а также представление их в органы социального обеспечения. Проводит работу по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы, внедрению современных методов управления кадрами с использованием автоматизированных подсистем "АСУ-кадры" и автоматизированных рабочих мест работников кадровых служб, созданию банка данных о персонале предприятия, его своевременному пополнению, оперативному представлению необходимой информации пользователям. Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности специалистов и инспекторов по кадрам подразделений предприятия, контролирует исполнение руководителями подразделений законодательных актов и постановлений правительства, постановлений, приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам кадровой политики и работы с персоналом. Обеспечивает социальные гарантии трудящихся в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций. Проводит систематический анализ кадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению. Организует табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, анализ причин текучести, разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролирует выполнение. Обеспечивает составление установленной отчетности по учету личного состава и работе с кадрами. Руководит работниками отдела.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; организацию табельного учета; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб; передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом; основы социологии, психологии и организации труда; основы профессиографии; основы профориентационной работы; основы экономики, организации производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по организации управления кадрами на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

 

2.6. Начальник отдела подготовки кадров

 

Должностные обязанности. Обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников предприятия в соответствии с целями и стратегией предприятия, кадровой политикой, направлениями и уровнем развития техники, технологии и организации управления, освоением новых видов изделий, работ (услуг), имеющимися ресурсами и интересами работников для достижения высокой эффективности труда по производству конкурентоспособной продукции. Обеспечивает создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников предприятия. Принимает участие в разработке стратегии развития персонала предприятия, программ профессионального развития. На основе анализа общей потребности предприятия в кадрах определенного уровня и профиля подготовки, заявок структурных подразделений, с учетом результатов аттестации и индивидуальных планов развития работников осуществляет планирование их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, определяет направления, формы, методы и сроки обучения. Обеспечивает заключение договоров с учреждениями профессионального образования, курсами повышения квалификации, предприятиями, в том числе зарубежными, по обучению и стажировке персонала, определение затрат на обучение, организует направление работников на учебу в соответствии с заключенными договорами, оформляет необходимые документы направляемым на обучение за рубеж. Осуществляет организационно-методическое руководство, оснащение и развитие материальной базы учреждений профессионального образования и курсов повышения квалификации, входящих в структуру предприятия, внедрение в учебный процесс автоматизированных средств обучения и различных типов автоматизированных тренажерных комплексов по новой технике и новым технологическим процессам. Организует подбор кадров преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников молодежи и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих, в соответствии с учебными программами устанавливает режим занятий для всех видов профессионального обучения кадров. Руководит работой по профессиональной ориентации молодежи и организации профотбора, использованию научных методов отбора контингента для обучения массовым профессиям и специальностям, осуществляет связь со службами профориентации. Обеспечивает функционирование системы адаптации молодых специалистов и рабочих на производстве, включая подготовку специальных изданий и другой информации о предприятии, проведение "дней открытых дверей", церемоний поступления на работу, реализацию программ практического обучения, развитие наставничества. Организует произ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.078 с.)