Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В20. Теория социальной дезорганизации (аномии)
Наибольшей популярностью среди социологов 20 века, пользовалась теория аномии известного Французского социолога Эмиля Дюргейма 1958-1970 годы, согласно теории Дюргейма, в обществе существует множество вариантов поведения, среди которых имеет место девиантность и преступность. По мнению Дюргейма девиантность и преступность, это нормальные явления (не потому, что приносят положительные факторы, а они просто существуют в обществе) для общества. Сформировал два понятия: 1) Социальная солидарность; 2) Аномия. Инструментом сохранения социальной солидарности является система моральных, нравственных и правовых норм, ну а коллективная или социальная солидарность, коллективная сознательность, должны быть мощнее индивидуального сознания. В нормально функционирующем обществе преступность достигает нормы, для него характерной. Понятию социальной солидарности в теории Дюргейма и противопоставляется аномия. Аномия – это такое состояние общества, при котором наступает декортикация, распад, разложение социальных ценностей, которые гарантируют социальное разложение. Иначе говоря, в ценностных и других структурах общества начинаются разлады, влекущие ситуацию, когда одни моральные правовые нормы уже не действуют (старые правовое нормы), а новые неморальные и правовое нормы еще не действуют. При этом аномия проявляется в такой форме, как возрастание генитива ценности в социальной форме, падение нравов, социальные катаклизмы, разгул преступности. Непосредственной причиной возникновения аномии в обществе является расхождение между потребностями и интересами части членов этого общества с одной стороны и возможностями их удовлетворения, с другой стороны. Следственно и возникает всплеск преступности. В конкретном обществе аномия может иметь место в следующих социальных проявлениях: 1) Низкая степень воздействия социальных норм на индивида, их слабая эффективность в качестве средства эффективной регуляции поведения; 2) Это противоречивость ценностно-нормативных предписаний (и моральных и правовых), в том числе между нормами определяющих цели деятельности и нормами определяющими средства достижения этих целей; 3) Полная или частичная отсутствие нормативного регулирования в сложных или кризисных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая еще не создана. В следствии этого аномия является причиной сверхнормативного уровня преступности. (т.е. нужно искать не причину пресности как таковой, а причину его сверх ненормативного уровня). Концепция аномии получила свое развитие в работах еще одного знаменитого американского социолога Мэртона, который исследовал дизфункциональное общественных систем, в обострении общественных явлениях. Причина отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества с одной стороны и созданными обществом легальными способами, с другой стороны. В условиях кризиса и дизфункциональности общественной системе по мнению Мертона возрастает число индивидов, которые для решения своих проблем и достижения имеющихся целей, склонные использовать средства, ведущие к успеху кротчайшим путем и в большинстве случаев это, оказываются криминальные средства. Дисфункциональный разрыв общества – это норма старя не действует, а новая еще не действует. Для Мэртона одним основанием возникновения Аномии является не соответствие цели, декларируемое обществом и легальные цели их достижения. Мэртон выделил 5 основных типов социальных отношений между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп: 1) Конформизм, т.е. законопослушное поведение изъедающее положительные цели и столь положительно окрашенные средства их достижения. 2) Ритуализм – это отказ от устремления к достижению более высокого статуса, либо понижение его до такого уровня, на котором желания могут быть удовлетворены доступными законными средствами; 3) Ретритисткое поведение – предполагает негативное отношение к социально значимым целям и средствам их достижения, которые выражаются в уходе от социальной действительности, оно может выражаться в таких формах как алкоголизм, наркотизм, бродяжничество, суициды; 4) Бунтарско-революционное поведение – отрицающие общепринятые способы и средства и замещающее их иными целями и средствами. 5) Противоправное поведение – когда выбор положительных, одобряемых обществом целей сопровождается использованием неодобряемых обществом средствами. Таким образом Мэртон полагал, основной причиной преступности противопоставление средств, которые одобряет общество и возможностями их достижения по установленным в обществе правилам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.26 (0.004 с.) |