Индуизм – ответ на кризис брахманической религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индуизм – ответ на кризис брахманической религии



Кризис и появление новых духовных учителей

Описанный выше период упанишад завершился духовным кризисом. Его появление и разрастание было обусловлено прежде всего причинами внутреннего характера. В период кризиса появляются авторитетные духовные учителя, которых не удовлетворяют прежние религиозные концепции, и они начинают предлагать свои новые идеи. Многие из новоявленных духовных учителей настаивают на радикальном разрыве с многовековой традицией, восходящей непосредственно к Ведам.

Наиболее известным из таких учителей является Сиддхартха Гаута ма (VI в. до н. э.), вошедший в историю под именем Будды Шакьямуни. О нём было подробнее написано в предыдущей статье.

Другим духовным вождем того же времени был Вардхамана (VI в. до н. э.). Его впоследствии стали именовать Джина (санскр. jina – букв. «победитель») или Махавира (санскр. mahāvīra – букв. «великий герой»). Он заложил основания новой религии – джайнизма72.

Помимо двух названных личностей были и другие видные духовные учителя, бросившие вызов тысячелетнему ведическому и брахманистскому наследию. Но именно последователи Будды Шакьямуни и Джины, невзирая на различные испытания и нередко сложные обстоятельства бытия, до сих пор живут и активно действуют в истории, оказывая немалое влияние на религиозную картину мира.

Джайнизм

Последователи этой религии (которых сейчас не так уж много в Индии - всего 5,7 млн., что составляет около 0,5 % всего населения страны), считают, что она более древняя, чем брахманизм и индуизм. Однако свой законченный вид учение обрело в 6 в до н.э., тогда же, когда возник буддизм. Надо отметить, что у джайнизма и буддизма немало общего.

Как уже говорилось ранее, основателем учения принято считать Вардхаману (599 - 527 гг. до н.э.). Он, как и Сидхардха Гаутама, родился в семье кшатриев, и как будущий Просветлённый, оставил свою мирскую, благополучную жизнь ради духовного поиска. В результате своей неустанной подвижнической деятельности, он получил прозвище Махавира - "Великий герой" и Джина - "Победитель". От второго имени и произошло название этого вероучения.

Джайнизм вырос на главных философских мировоззренческих понятиях индуизма - веры в существование вечного закона бытия - дхармы, бесконечность существования души, и круговорота её перерождений в телесные оболочки - сансара, а также принципа воздаяния за поступки в будущих перерождениях - кармы.

Так же как и в других дхармических вероучениях, последователи джайнизма считали высшим благом - достижение мокши - освобождение души из колеса сансары. Как и последователи Будды, джайны утверждали, что это возможно в одинаковой степени для представителей любой из варн. Всё зависит от личных усилий человека, на пути самосовершенствования.

Однако, джайны, предлагали свой путь достижения духовной свободы. Так, джайнизм учит, для того чтобы освободится от телесных перерождений, нужно полностью очистить свою карму. То есть, изменить жизнь так, чтобы не совершать никаких дурных дел, даже по неосторожности. Для этого существует единственный способ - строгая аскеза (сознательное самоограничение).

Главное правило, которому следуют джайны - ахимса - не причинение вреда живому (одухотворенному). Причём, под "живым", понимается практически всё - люди, животные, растения.

Поэтому джайны носят на лице повязку и обязательно фильтруют воду, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, выметают перед собой дорогу, чтобы не раздавить мелких насекомых, и, по этой же причине, не выходят из дома в темноте.

Кроме этого, нужно отказаться от всех земных удовольствий и привязаностей. То есть, научится не желать. Это возможно если следовать пяти заповедям джайнизма:

· Ахимса - не причинять вреда живому.

· Сатья - говорить только правду, и поступать искренне (нанесение вреда словом - так же преступно, как и нанесение вреда физически).

· Астейя - не присваивать себе чужого.

· Брахмачарья - отказ от сексуальных, физических удовольствий.

· Апариграха - не желать ничего и ни к чему не испытывать привязанности.

Кроме того, джайны в своей жизни должны руководствоваться принципами, которые называют триратна - три сокровища:

· Правильная вера

· Павильное осознание - проникновение в суть учения.

· Правильное поведение.

Соблюдение этих правил, и подчинение своей жизни следованию пяти основным этическим принципам, должно привести к полному освобождению души, достижению мокши (в буддизме - нирваны), и обретению ею блаженства, от слияния с мировым абсолютом. Те кто прошёл этапы жизненного пути, согласуя его с принципами джайнизма, и сумел достичь мокши - именуются сиддхами.

Как и в буддизме - в джайнизме нет поклонения какому-либо божеству (вообще отсутствует идея о существовании некоего главного Бога-творца, вмешивающегося в жизненные процессы). Однако в этой религии есть место особым почитаемым святым, которых называют Тиртханка́ра, или Тирхакара («строитель брода»; «приготовляющий брод»). Их можно сравнить с бодхисатвами буддизма. Это те, кто своей праведной жизнью, дошёл до состояния мокши, но не покинул телесную оболочку, а остался с людьми, чтобы помочь желающим найти путь к достижению духовного освобождения. То есть Тиртханкара - это духовные Учителя.

Считатется, что всего было 24 Тиртханкара, последний из которых, как раз тот самый Вардхамана Махавира Джина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.005 с.)