Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с ОНР
В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной и представленной ими в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993). Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части — материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа). В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5 — 6 лет с ОНР, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи. В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с ОНР (второй и третий уровни речевого развития). Глава 2 посвящена изучению детей с ОНР: - отмечен ряд принципов, учет которых необходим при изучении дошкольников с речевой патологией; -выделены этапы обследования ребенка, и раскрыто их содержание (ориентировочный, дифференцировочный, этап обследования неречевых процессов, обследование компонентов языковой системы, заключительный этап); - дана характеристика речи детей в норме; - приведен образец заполнения речевой карты. Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с ОНР посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5 — 7 лет с ОНР, выделены основные задачи коррекционного обучения: - практическое усвоение лексико-грамматических средств языка; - формирование правильного произношения; - подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами; - развитие связной речи. Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с ОНР, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Представлено содержание трех периодов обучения, указаны их продолжительность, задачи, определен объем речевого материала. Приводится ряд примерных конспектов фронтальных занятий. Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит: - планирование работы с детьми по формированию произношения; - планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка; - примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения); - перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности; - примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий). В главе 4 раскрыта специфика работы воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР, намечены задачи и обязанности воспитателя, сформулирована поэтапность работы по формированию лексического запаса и грамматического строя на занятиях, дана примерная схема обследования воспитателем умений и навыков детей по различным видам деятельности. Глава содержит ряд упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, некоторые виды спортивных, подвижных игр, которые рекомендованы для дошкольников с ОНР. Заключительная глава 5 посвящена работе музыкального руководителя: - раскрыта специфика проведения музыкальных занятий в группе для детей с ОНР; - обозначены параметры обследования музыкальных способностей детей, поступивших в логопедическую группу; - приведен ряд игр на развитие музыкальных способностей детей с речевой патологией. Вторая часть книги состоит из пяти глав и списка рекомендуемой литературы. В этой части освещается система обучения и воспитания детей с ОНР седьмого года жизни. В главе 1 дана характеристика детей с ОНР подготовительной к школе группы. В главе 2 раскрывается организация логопедической работы в подготовительной группе для детей с ОНР, читатели знакомятся с планированием фронтальных занятий, посвященных лексико-грамматическим средствам языка и развитию связной речи по периодам обучения. В ней представлено планирование фронтальных занятий по произношению и обучению дошкольников грамоте. Помимо этого, даются примерные конспекты некоторых логопедических занятий.
Содержанию работы воспитателя по развитию речи посвящена третья глава. В ней широко представлен лексический материал по формированию произношения и связной речи: скороговорки, стихотворения, потешки на все группы звуков. Глава в большом объеме содержит практический материал (стихотворения, загадки, скороговорки, рассказы), используемый при закреплении тематических циклов. В пятой, заключительной главе дана серия упражнений по коррекции произношения звуков у детей с ринолалией. Материал, сопровождаемый методическими рекомендациями, представлен по разделам: смычные губно-губные звуки — м, п, б; смычные переднеязычные — н, т, д. Таким образом, книга Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предоставляет логопедам те материалы, которыми они могут руководствоваться в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР. Для практической логопедии сегодня особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3 — 4 лет с каждым годом все возрастает. Рядом авторов (Л.Н.Павлова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева) разработаны варианты программ обучения дошкольников 3 — 4 лет с ОНР. Остановимся на одном из них, принадлежащем Н. В. Нищевой. Он ориентирован на детей, начиная с четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, и рассчитан на три года обучения. Представленное автором планирование включает разделы не только по преодолению речевого недоразвития у дошкольников. Коррекционная работа с детьми рассматривается в системе: показано, как осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, соблюдая единые требования к детям с речевой патологией. Содержание коррекционной работы в программе Н. В. Нищевой представлено поквартально (три квартала) по следующим разделам: формирование звукопроизношения; развитие навыков фонематического анализа; развитие общих речевых навыков; развитие лексики; формирование грамматического строя речи; обучение связной речи; развитие у детей пространственных и математических представлений; конструктивный праксис, художественно-творческая деятельность; физическое развитие; музыкальное воспитание. Начиная со средней группы (первый год обучения), с второго квартала, в программу включается раздел «Грамота». В каждом разделе указаны задачи коррекционного обучения в соответствии с периодами. С содержанием программы по годам обучения более подробно можно ознакомиться в книге Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР» (СПб., 2001).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.008 с.) |