Всероссийская олимпиада школьников по экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников по экологии



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 2016

Г.ЕКАТЕРИНБУРГ

 

 

Тематический блок 1

 

Тема: Экология (общая).

 

Продолжите фразу

(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов; всего 12 баллов)

 

1. Согласно одной из существующих классификаций, экология как наука имеет следующие разделы:

 

- «общая экология», которая изучает.............................................................................

 

- «экология человека», которая изучает.............................................................................

 

- «социальная экология», которая изучает.............................................................................

 

- «прикладная экология», которая изучает.............................................................................

 

 

  Ответ:

 

- «общая экология» изучает закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

 

- «экология человека» изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.

 

- «социальная экология» изучает взаимоотношения в системе «общество – природа»; взаимодействия человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

 

- «прикладная экология» изучает и разрабатывает нормы использования природных ресурсов и среды жизни, допустимые нагрузки на них, формы управления экосистемами различного иерархического уровня, способы экологизации хозяйства; разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.

 

 

  Вставьте пропущенное слово/данные (правильный ответ – 1 балл) и

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

(обоснование – от 0 до 3 баллов; всего 4 балла)

2. В настоящее время человечество достигло количества жителей......................... и достаточно технически и технологически вооружено, что может решить свои проблемы существования и выживания без сохранения биоразнообразия.

Ответ: (7530 млн. человек (2018 год))

 

Примерный вариант ответа: нет, потому что современная среда обитания и свойственная ей жизнь на Земле обусловлена живыми организмами многих геологических эпох, они же являются и необходимым условием продолжения жизни человека. Существование человека невозможно без биосферы и без многообразия видов, которые формируют необходимые условия для жизни на Земле. Разнообразие видов определяет устойчивость экосистем и биосферы в целом.

 

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

(обоснование – от 0 до 3 баллов)

 

3. Под «средой обитания» в экологии понимается только неживая природа.

 

Примерный вариант ответа: нет, среду обитания формирует как неживая природа, так и живая природа. Например, наличие кислорода в атмосферном воздухе относится к факторам неживой природы, в то время как выделение кислорода в процессе фотосинтеза – к факторам живой природы. Кроме того, одни организмы могут образовывать собою среду жизни для других (паразиты, симбионты).

 

Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу

(правильный ответ – 1 балл)

 

4. Одним из основных базовых понятий и основной единицей в экологии является............................................. Этот термин был введен в употребление А. Тенсли в 1935 году.

 

Ответ: (экосистема)

 

Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу

(правильный ответ – от 0 до 3 баллов)

 

5. Устойчивость природных экосистем базируется, прежде всего, на экологических связях в них. Пример такой связи – взаимоотношение между хищником и жертвой. Это тип связи?..............................................................................................................................

 

Ответ: отрицательная обратная связь.

 

Тематический блок 2.

 

Тема: Отходы. Загрязнение. Деградация экосистем

 

Тематический блок 3

 

Тематический блок 3

 

Экосистема. Круговорот вещества и энергии.

Виды и популяции. Биоразнообразие. ООПТ.

 

Продолжите фразу

(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов; всего 6 баллов)

 

14. Местообитание (вида) – это........................................................................................................

 

Экологическая ниша (вида) – это......................................................................................................

 

Ответ: Местообитание — место в пространстве; участок суши или водоёма, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми для их существования условиями (климат, рельеф, почва, пища и др.). Местообитание вида или популяции — важный компонент его/её экологической ниши.

 

Ответ: Экологическая ниша — роль, которую играет вид в биоценозе, включающая комплекс его биоценотических связей и требований к факторам среды. Экологическую нишу вида характеризуют и границы выносливости его по отношению к разным факторам, и характер связи с другими видами, и образ жизни, и распределение в пространстве. Место в экосистеме.

 

Ответьте на вопрос

(обоснование ответа – от 0 до 3 баллов)

 

15. Экологическая ниша – это «адрес» или «профессия» вида?

 

Примерный вариант ответа: Понятие ниши значительно объемнее и содержательнее, чем понятие местообитания. Американский эколог Одум образно назвал место обитания — «адресом» организма (вида), а экологическую нишу — его «профессией». На одном месте обитания живет большое количество организмов разных видов. Например, смешанный лес — это место обитания для сотен видов растений и животных, но у каждого из них своя и только одна «профессия» — экологическая ниша.

В лесу живут лось и белка, но ниши их совершенно разные: белка живет в основном в кронах деревьев, питается семенами и плодами, там же и размножается. Весь жизненный цикл лося связан с подпологовым пространством: питание зелеными растениями или их частями, размножение и укрытие в зарослях.

 

Ответьте на вопросы

(обоснование ответа – от 0 до 3 баллов

Признаки:

1) организм, и экосистема – это открытые живые системы, в которые поступают вещество и энергия, необходимая для функционирования этих систем. Они обменивающиеся с окружающими их системами веществом и энергией;

 

2) функционирование этих систем определено наличием внутренних структур (у организма органы, а у экосистемы – биоценоза и биотопа) и связей между ними;

 

3) для обеих систем характерен гомеостаз и у обеих систем есть ряд признаков, говорящих о её благополучии (здоровье) и/или неблагополучии.

 

Тематический блок 4

 

Продолжите фразу

(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов

всего 6 баллов)

18. Устойчивое развитие – это.........................................................................................................

 

Ноосфера (по В. И. Вернадскому) – это..........................................................................................

 

Ответ: Устойчивое (самоподдерживаемое) развитие – такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий.

 

Ответ: Ноосфера (от греч. noos — разум) — это этап развития биосферы, характеризующийся ведущей ролью разумной деятельности человеческого сообщества в её развитии, определяемом, прежде всего ростом роли науки. Ноосфера - это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

 

Ответьте на вопрос

(обоснование ответа – от 0 до 3 баллов)

 

19. Можно ли считать, что концепция устойчивого развития – первая попытка человечества обеспечения ноосферного развития?

 

Примерный вариант ответа: концепцию устойчивого развития можно считать первой попыткой человечества обеспечения ноосферного развития, поскольку:

- до концепции устойчивого развития в истории человечества не было глобальной концепции развития, охватывающей все человечество и направленной на одновременное решение социальных, экономических и экологических проблем;

- концепция устойчивого развития предполагает долговременное управление (хозяйственной) деятельностью человечества, направленное на улучшение жизни людей и гармонизацию системы «человек – общество – природа», с учетом емкости биосферы и биосферных процессов, что соответствует идее ноосферы.

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 2016

Г.ЕКАТЕРИНБУРГ

 

 

Тематический блок 1

 

Тема: Экология (общая).

 

Продолжите фразу

(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов; всего 12 баллов)

 

1. Согласно одной из существующих классификаций, экология как наука имеет следующие разделы:

 

- «общая экология», которая изучает.............................................................................

 

- «экология человека», которая изучает.............................................................................

 

- «социальная экология», которая изучает.............................................................................

 

- «прикладная экология», которая изучает.............................................................................

 

 

  Ответ:

 

- «общая экология» изучает закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

 

- «экология человека» изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.

 

- «социальная экология» изучает взаимоотношения в системе «общество – природа»; взаимодействия человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

 

- «прикладная экология» изучает и разрабатывает нормы использования природных ресурсов и среды жизни, допустимые нагрузки на них, формы управления экосистемами различного иерархического уровня, способы экологизации хозяйства; разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.

 

 

  Вставьте пропущенное слово/данные (правильный ответ – 1 балл) и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.036 с.)