Глава II .1. Развитие  машиностроительной  отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II .1. Развитие  машиностроительной  отрасли



РАЗДЕЛ II

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и её главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

 

Основные  показатели  карьерных  гусеничных  экскаваторов

Б А З А

 

Рис. II.1. Роль машиностроения

 

Т а б л и ц а II.2

 

Динамика удельного веса электростали

в общем объеме выплавки стали, %

 

 

Страна

Года

1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010
Россия 9,4 10,4 10,6 10,3 10,2 10,4 10,2 12,0
США 15,4 21,8 27,2 32,2 34,1 35,0 36,0 37,0
Япония 16,6 19,5 24,5 29,0 33,6 34,5 35,5 38,0

Важнейшая роль в получении качественной машиностроительной продукции отводится конструкционным материалам, структура которых отражает технологический потенциал отрасли и непосредственно характеризует тенденции развития средств производства на перспективу. Как показывают статистические данные, черные металлы являются преобладающими в конструкционных материалах и, видимо, они останутся таковыми и в    XXI в. В 2005 г. по стоимостным оценкам машиностроение потребляло конструкционных: черных металлов 48, % (45,2 %); тяжелых цветных металлов 14,0 % (14,6 %); алюминия первичного 8,0 % (8,7 %); пластмасс 15, % (16,5 %); синтетического каучука 13,8 % (13,4 %); пиломатериалов 0,2 % (0,2 %); композитов 0,6 % (0,8 %); керамики 0,4 % (0,5 %). В скобках указаны прогнозные оценки на 2011 г.

Низкий технологический уровень заготовок в последние 15 - 20 лет во многом определил соответствующий уровень такого важного технико-экономического показателя машиностроительного производства, каким является коэффициент использования металла. За последние года величина этого коэффициента изменялась незначительно (табл. II.4).

Т а б л и ц а II.4

 

Динамика коэффициента использования проката

Уровень электроемкости продукции машиностроения

 

Отрасль Электроемкость, кВт ч / тыс. руб.
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 87,3
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 79,6
Автомобильная промышленность 75,2
Инновационное машиностроение 52,1
Станкостроение и инструментальное производство 49,7
Электротехническая промышленность 42,8
Подшипниковое промышленность 42,5

 

Существенное снижение выручки в 1990-х гг. сделало во многом невозможным расширенное воспроизводство в машиностроении и привело к наибольшему среди всех отраслей народного хозяйства износу основных фондов. В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодически повторяются, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. С 2006 г. стало заметно замедление темпов роста объемов производства и снижения рентабельности. Одна из причин тому – постепенное сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией из-за постоянного роста тарифов на энергоносители и транспортные перевозки, увеличения цен на комплектующие изделия. Увеличение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и новейших технологий (табл. II.6).

В табл. II.7 показано соотношение роста электровооруженности и изменения численности рабочих занятых, в машиностроительном производстве.

Т а б л и ц а II.6

 

Динамика отраслевой структуры выпуска

продукции машиностроения  РФ, %

 

Отрасли

машиностроения

Года

2000 2003 2005 2007 2010
Инновационное машиностроение   15,7   16,9   17,0   17,3   17,5
Наукоемкое машиностроение   13,2   13,8   14,3   14,3   14,6
Автомобильная промышленность   32,9   32,0   33,6   33,3   33,6
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение     3,8     4,2     4,3     4,3     4,3
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности     2,8     2,2     2,1     2,1     2,0
Прочие 32,1 30,9 28,7 28,7 28,0

 

 

Т а б л и ц а II.7

 

РАЗДЕЛ II

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и её главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

 

Глава II.1.   Развитие  машиностроительной  отрасли

 

Основной фондообразующей отраслью промышленного производства является машиностроение, поэтому интенсификация машиностроения на инновационном пути – объективная потребность ускорения социально-экономического развития, материальная основа и повышения эффективности общественного воспроизводства. Состояние машиностроения как фондообразующей отрасли является определяющим фактором при реализации инновационных процессов во всех отраслях экономики страны, повышении уровней ресурсосбережения, производительности труда, экологической безопасности промышленного производства и обороноспособности страны.

Инновационная активность в машиностроительном комплексе необходима в первую очередь для экономического подъема отраслей, потребляющих его продукцию, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов (ТЭК и АПК), транспорта, строительства и др. Она обусловлена восприимчивостью предприятий этих отраслей к нововведениям, состоянием научно-технического потенциала и реструктуризацией производства (реструктуризация – устранение имеющихся противоречий).

В качестве основы заказа на инновации следует рассматривать концептуальные направления развития производства и рынка важнейших машин и оборудования в рамках среднесрочной программы. Исходные позиции подотраслей машиностроения существенно различаются, и поэтому первостепенные задачи в подотраслях машиностроения различны.

 

II.1.1. Автомобилестроение

 

Задачи автомобилестроения – повышение эффективности и конкурентоспособности автомобильной промышленности за счет улучшения экологичности, безопасности и качества транспортных средств и их комплектующих; создание технологий и технологического оборудования для производства автомобильной техники, отвечающей современному уровню развития мирового автомобилестроения; разработка и организация производства малолитражного народного автомобиля, а также городских и международных автобусов различной вместимости с повышенными эксплуатационными и эргодическими характеристиками; формирование специализированных агрегатных производств (заводов) по выпуску перспективных автомобильных агрегатов (компонентов) с их рациональной унификацией в соответствии с объемом и структурой спроса потенциальных заказчиков.

Анализ объемов выпуска автомобилей по 20-ти странам мира показал, что ежегодно в Японии выпускается 11596 тыс. единиц автомобилей различного назначения. Россия в этом списке занимает 13-е место, уступая таким странам как Великобритания, Мексика, Индия, Канада и др.

 

II.1.2. Станкоинструментальная промышленность

 

Первоочередные задачи станкоинструментальной промышленности – создание высоких технологий формообразования и обработки материалов, оборудования и особо точных контрольно-измерительных приборов и комплексов для машиностроения и других отраслей промышленности. Разработка новых конструкций и технологий производства, прогрессивного металло-, дереворежущего и слесарно-монтажного инструмента из современных и перспективных материалов, в том числе для оснащения высокопроизводительного оборудования, станков с ЧПУ, автоматических линий и автоматизированных производств; создание высокопроизводительного автоматизированного технологического оборудования, оборудования для сверхпрецизионной обработки деталей, сверхскоростной обработки для труднообрабатываемых материалов на основе лучевых, электро-физико-химических методов, автоматических линий и гибких производственных систем, тяжелого и уникального металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования.

 

II.1.3. Железнодорожное машиностроение

 

Задачи железнодорожного машиностроения – создание конкурентоспособных высокоскоростных магистральных и маневровых тепловозов, электровозов, грузовых, пассажирских и метровагонов, крупнотоннажных контейнеров, машин и технологического оборудования для ремонта железнодорожных путей, новых моделей локомотивов, в первую очередь, импортозамещающих.

 

II.1.4. Строительное машиностроение

 

В строительном машиностроении – создание перспективных технологий и оборудования, обеспечивающих повышение производительности труда, уменьшение ручного труда, снижение энергетических, материальных и трудовых затрат при жилищном, промышленном строительстве и строительстве автомобильных дорог.

 

II.1.5. Химическое и нефтехимическое машиностроение

 

В химическом и нефтехимическом машиностроении – создание импортозамещающего высокопроизводительного оборудования для добычи нефти на суше (мобильные буровые установки с гидроприводом грузоподъемностью 200 - 400 т и выше, агрегаты для капитального ремонта и бурения с системами механизации и автоматизации производственных процессов на базе переносных компьютерных систем и интеллектуальных информационных технологий, установки для гидроразрыва пласта) и на море (морские буровые установки грузоподъемностью 400 - 500 т и выше, подводные комплексы для бурения и освоения скважин, добычи и транспортировки нефти и газа); оборудования для глубокой переработки углеводородного сырья, в том числе нефти и нефтяных остатков; разработка новых химических технологий; производство оборудования и изделий для промышленной и социальной сферы; разработка нового ряда холодильных камер с использованием экологически чистых реагентов.

II.1.6. Тяжелое энергетическое

и транспортное машиностроение

 

В тяжелом энергетическом и транспортном машиностроении – создание ресурсосберегающих металлургических технологий и оборудования на основе специальных (в том числе совмещенных) модулей; повышение экономичности производства электроэнергии и теплоты на электростанциях, работающих на органическом топливе, при увеличении их эксплуатационной надежности и уменьшении их негативного воздействия на окружающую среду; выпуск разного класса мощностей газотурбинных установок на высокие начальные температуры газа, энергетических котлов с усовершенствованными топочными процессами, котельных агрегатов с топками циркулирующего кипящего слоя для перспективных блоков; создание для электростанций систем газоочистки от окислов азота и серы, пыли- и золоулавливания; производство экологически чистых парогазовых установок на угле, а также их новых поколений, снижающих выбросы в атмосферу двуокиси углерода.

 

II.1.7. Электротехническая промышленность

 

В электротехнической промышленности – создание турбогенераторов с воздушным охлаждением, генераторов, в конструкции которых используется сверхпроводимость, гидрогенераторов для микроГЭС; развитие нетрадиционных источников электроэнергии; внедрение новых материалов, технологий изготовления систем диагностики силовых трансформаторов; совершенствование технологий производства волоконно-оптических кабелей, преобразовательной техники; формирование нового поколения приборов времени, приборов учета и контроля за расходом энергоносителей.

II.1.8. Легкое промышленность

и продовольственное машиностроение

 

В легкой промышленности и продовольственном машиностроении – создание современного технологического оборудования для производства массовых видов товаров народного потребления, полуфабрикатов и изделий для нужд промышленности и других отраслей экономики, армии и различных силовых структур, а также оборудования для высокоэффективной переработки сельскохозяйственного сырья.

 

II.1.9. Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение

 

В сельскохозяйственном и тракторном машиностроении – производство новых моделей отечественных и лицензионных тракторов и сельскохозяйственных машин, соответствующих перспективным международным требованиям и технологиям сельскохозяйственных производств.

 

Глава II.2.   Тенденции в преобразованиях промышленности

 

II.2.1.   Особенности машиностроительного комплекса

 

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие: общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Наукоемкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоемкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимание интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах (например, ФГУП «Кумертауское авиационное предприятие», г. Саров).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.160.223 (0.036 с.)