Психология вождения боевых машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология вождения боевых машин



 

Общие положения

 

В соответствии с методическими пособиями обучение вождению боевых машин является составной частью полевой выучки войск.

Целью обучения вождению является достижение высокого мастерства по технике и тактике вождения в различных условиях местности, погоды, видимости и выработка у обучаемых высоких психических, в том числе волевых, качеств: смелости, решительности, инициативы и самостоятельности, а также уверенности в высоких боевых свойствах наших машин и чувства ответственности за их сохранность и боевую готовность.

Вождение боевых машин  — это сложный процесс психической деятельности водителя (экипажа), состоящий из процесса управления машиной, обеспечивающего ее движение, и процесса решения задач, выполнением которых достигается цель вождения.

Эти процессы взаимосвязаны и причинно обусловлены. Они имеют сложную (рефлекторную) форму отражения: изменения в сенсорном поле, отражаясь в сознании водителя, вызывают там соответствующие им реакции, на основе которых вырабатываются решения и осуществляются двигательные действия водителя по управлению машиной.

Вождение боевой машины — коллективный труд всего экипажа, эффективность которого зависит от уровня знаний и совершенства их индивидуальных и коллективных навыков.

Такое определение предмета позволяет правильно выделить основные задачи обучения: для умелого управления машиной — формирование двигательных навыков, для умелого решения задач вождения — формирование умственных и сенсорно-умственных навыков.

Выше отмечалось, что, приступая к обучению курсантов, руководителю важно четко представлять не только то, кого учить, чему и как учить, но и кого в результате обучения получить, т. е. представлять «модель специалиста». В ней отражаются требования к качествам специалиста, наличие которых позволяет ему успешно выполнять ту или иную профессию. Приведем для примера требования к психическим качествам механика-водителя боевой машины.  К ним относятся:

— хорошее физическое развитие, выносливость, ловкость, развитая координация движений, определяющая легкость образования двигательных навыков;

— уравновешенный сангвинический темперамент (холерики из-за высокой возбудимости нервной системы быстрее устают, у флегматиков замедленные реакции);

— наличие интереса и склонности к технике и  профессии;

— высокая различительная чувствительность органов чувств, особенно зрения, слуха, осязательных и мышечно-двигательных ощущений;

— быстрота и точность ориентировки в пространственных, временных и скоростных характеристиках своей машины и окружающей обстановки;

— высокая избирательность восприятия, характеризующаяся способностью быстро выделять из множества предметов и признаков существенные и уяснять их значение для безопасного движения машины;

— умение широко распределять внимание (боевая и дорожная обстановка — приборы — действия и т. д.), а также быстро его переключать и удерживать;

— иметь развитые представления о результатах своих воздействий на машину и о взаимодействии машины с местностью в различных условиях движения;

— хорошее развитие сенсомоторного вида мышления, при котором восприятие условий движения и ответные действия сливались бы в единый процесс автоматизированной деятельности;

— хорошо развитое абдуктивное мышление — способность по следствию быстро определять причину: черный дым на выпуске (следствие) — причина: не промыты кассеты воздухоочистителя; сильные удары катков о грунт на высоких скоростях — нет жидкости в амортизаторах и т. д.;

— высокая готовность памяти, позволяющая быстро воспроизводить нужные в каждый данный момент представления и действия;

— хорошее развитие наглядно-образной и двигательной памяти;

— дисциплинированность, настойчивость, решительность, смелость;

— психологическая устойчивость (эмоционально - волевая) в условиях интенсивного и длительного воздействия психогенных факторов.

Знание требований к качествам сознания воинов — специалистов позволит руководителю целенаправленно, от занятия к занятию, формировать их у курсантов, а также учитывать при профессиональном отборе.

Определив основные задачи обучения вождению и качества, которые необходимо формировать у механика-водителя, рассмотрим психологию усвоения навыков и умений при отработке основных упражнений по вождению танков (БМП, БТР).

Рекомендации по психологии усвоения основ вождения

 

Вождение боевой машины, как это видно из главы «Психология технической подготовки», начинается в ходе изучения устройства и эксплуатации машины. Поэтому важно сохранить преемственность: вождение, органически соединившись с технической подготовкой, должно стать ее продолжением. Все представления и начальные умения, которые там формировались, следует последовательно переносить на вождение для дальнейшего осмысливания, закрепления и преобразования в навыки и умения.

В соответствии с существующей методикой обучение вождению боевых машин включает изучение основ движения и правил вождения, упражнения и тренировки на тренажерах, практическое вождение вспомогательных и боевых машин.

Рассмотрим последовательно психологический аспект этих разделов обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.004 с.)