Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы логического мышления и усвоение знаний
Лучшему пониманию и дальнейшему усвоению способствует правильное словесное формулирование мыслей. Человек мыслит словами, надуманные мысли одевает в форму слова, слово, обозначая предмет, несет наши мысли к другому человеку. Это значит, что процесс решения задач, усвоения знаний протекает на основе рассуждений. Поэтому эффективность усвоения будет зависеть от правильности построения рассуждения, от форм и логики мышления. Основными формами логического мышления являются суждение и умозаключение, или вывод, в основе которых лежат понятия. В сравнении с конкретным, предметным мышлением понятийное мышление — высшая форма мышления. Овладеть основами какой-либо науки — значит прежде всего овладеть системой понятий этой науки. Суждение отражает установление связей, отношений, особенностей предметов и явлений, включенных в деятельность человека. Следовательно, в суждениях отражается не только мыслительный (познавательный) процесс, но также выражаются чувства, проявляются воля и опыт воинов. Так, например, командиру танковой роты приказано преодолеть водную преграду по дну реки. Из данных разведки ему известны глубина, ширина и скорость течения реки. Но при подходе к реке противник открыл шлюзы. Прибыв на место переправы, командир роты констатирует: глубина и скорость течения реки возросли, а по ширине образовались значительные заболоченные участки. Это суждение, связанное с задачей, сформулировано на основе ряда понятий. В суждениях всегда что-то утверждается или отрицается: это — бронетранспортер, это не танк, а боевая машина пехоты. Суждение — это фундамент мыслительного процесса при решении учебных и практических задач. Так, фазы мышления: уяснение задачи, оценка обстановки, формулирование гипотезы и т. д., протекают на основе ряда суждений. Следовательно, правильность суждений руководителя занятий — предпосылка эффективного усвоения учебной информации и развития мышления курсантов, как и успешности решения задач. Важно научить курсантов доводить суждения до умозаключений и выводов, на основе которых только и можно принять решение или наметить план действий. Умозаключение — более сложная форма мышления, чем суждение. Оно состоит в выводе нового суждения из одного или нескольких суждений. В приведенном выше примере командир танковой роты на основе ряда новых суждений: река стала глубже и шире, скорость течения возросла, образовались заболоченные поймы, — делает умозаключение о том, что преодоление водной преграды по дну в этом районе стало невозможным. На основании этого умозаключения он принимает решение — преодолеть водную преграду в другом районе.
В любом умозаключении различают посылки — те суждения, из которых выводится новое суждение, заключение или вывод. Умозаключение развивается на основе рассмотренных методов мышления. Оно может быть индуктивным — движение мысли от фактов, частных случаев, признаков к общему выводу (проблеме) или дедуктивным — движение мысли от общего закона, проблемы, правила к частному случаю. Оно может также выводиться на основе сопоставления и сравнения предметов и явлений. Для успешного развития у курсантов способности делать правильные умозаключения необходимы следующие предпосылки. 1.При постановке целей и задач важно научить курсантов доказательности и последовательности отдельных суждений, критичности мышления и ответственности за высказываемые суждения. 2.При повествовательном и описательном изложении следует исключать излишнюю и уменьшать избыточную информацию. Рассуждение должно строиться так, чтобы каждое последующее предложение при дедуктивном мышлении вытекало из предыдущего и как бы просветляло его, а при индуктивном мышлении каждое последующее предложение являлось бы обобщением фактов, частностей, деталей предыдущего предложения. 3.При объяснении и изложении (например, изучении основ общевойскового боя, устройства машин) увеличивается объем избыточной (ориентировочной и пояснительной) информации: приводятся примеры, факты, доказательства, логические построения. Такое объяснение ускоряет процесс усвоения знаний и формирования убеждений в их истинности. Объяснение связано с предметами, поэтому важно тут же выделять существенные признаки, подготавливая курсантов к обобщениям: пониманию значения, назначения, принципа действия, процесса. 4.Эффективность усвоения зависит также от выбора направления движения мысли, т. е. от метода мышления. В заключение важно подчеркнуть, что рассмотренные фазы, методы и формы логического мышления протекают на основе аналитико - синтетической деятельности мозга. Поэтому продуктивность, логичность и обоснованность мышления будут зависеть от богатства и системности опыта курсантов по овладению операциями мышления, и в первую очередь анализом и синтезом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.005 с.) |