Становление и развитие политической системы современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие политической системы современной России



 

В составе СССР Россия тоже была государством (конституция, верховный совет, право на выход), но она сильно была ограничена партийным аппаратом

С 1989 Россия и другие республики стали приобретать реальную власть

Однако готовность республик к самостоятельности была неоднородной, для некоторых республик распад был неожиданным, начался поиск своих путей государственности

 

Вопрос о правопреемственности СССР оказался очень важным для России

В 1917 большевики отреклись от царской России, лишь во время ВМВ большевики стали проявлять интерес к наследству царской России (в первую очередь, собственность)

Для новой России полный разрыв с прошлым не виделся подходящим выбором, однако все же сложилась некая двойственность

В преамбуле конституции 1993 говорилось о восстановлении государственности - новая Россия, отличная от СССР

В 1992 в некоторых заявлениях руководителей в России и за рубежом говорилось о правопреемственности

Вопрос был сложным и неоднозначным: было объявлено о том, что во внутренней политике Россия продолжает дело СССР, а во внешней выполняет те обязательства, которые вытекают из данных ранее

 

В 1992 Россия не могла полностью порвать с советским прошлым:

России досталось место СССР в Совбезе ООН (с правом вето, которое отошло России)

СССР подписал ряд стратегических договоров, полностью отказаться от них означало сломать систему международной безопасности

Внутри страны все тоже было неоднозначно: Горбачев в начале реформ имел поддержку части партийного и государственного аппарат, которые осознавали отставание от других стран и поддерживали инновационные реформы (не большинство, союзные структуры); интеллигенция; новые слои, появившиеся в ходе экономических реформ

Горбачев осознавал, что большая часть партаппарата - консервативна, а сторонники реформ немногочисленны, это обусловило победу Ельцина (+ популистские лозунги)

Ельцин попытался создать более широкую коалицию, сторонники Горбачева покинули партию, Ельцин имел много связей в среднем звене партии - они и заняли ряд ключевых позиций (но они имели разные взгляды)

Начавшиеся рыночные реформы, расширение частного сектора позволили Ельцину расширить свою социальную базу

Отношение работников сторонников государственных предприятий было более негативным

Интеллигенция поддержала Ельцина на заключительном этапе, но Ельцин не проявил интереса к сотрудничеству с ней, заметных преимуществ или привилегий она не получила

 

Хотя и Горбачев, и Ельцин опирались на новых представителей частного экономического сектора, между ними была большая разница:

● Горбачев опирался на представителей мелкого и среднего бизнеса (кооператоры), Ельцин сделал ставку на крупный капитал (олигархи)

● Союз госаппарата и крупного капитала стал опорой Ельцина

● При Ельцине в госаппарате стал усиливаться элемент военных (армия, милиция, спецслужбы), особенно после 1993 года, когда Ельцин победил, опираясь на военные структуры

 

Первые годы для Ельцина были годами очень острой политической борьбы:

Приватизация: правительство Гайдара начало рыночное реформы (либерализация цен, начало приватизации), приватизация сильно подорвала отношение населения к проводимым реформам в целом (несправедливость), упадок уровня жизни, рост цен, во многом в приватизации руководствовались политическими, а не экономическими соображениями (разрушить коммунистическую систему), у власти не было опыта в подобных реформах

Осуществление реальной власти: несмотря на наличие поста президента, старая система соединения исполнительной и законодательной власти сохранялась, президент не мог действовать без одобрения Верховного совета, где у него не было большинства, в итоге с ростом недовольства реформами в Совете консолидированное большинство стало преобладать, Хасбулатов (председатель) стал претендовать на роль лидера

Наиболее четко двоевластие проявлялось во внесении поправок в конституцию

За борьбой стоял не только политический, но и материальный вопрос (кто будет руководить приватизацией?)

Коалиция против Ельцина была достаточно сильной (вице-президент Руцкой и многие другие бывшие сторонники Ельцина), Хасбулатов стал также негласно опираться на поддержку коммунистической партии России

В 1992 состоялся процесс о законности акта о роспуске КПСС и ее парторганизации, Конституционный суд признал его законным в целом ряде положений, но признал право коммунистов партию воссоздать на новой основе

1 мая 1993 произошел ряд столкновений между милицией и демонстрантами, которые вывели левые партии

Ельцин объявил о созыве конституционного совещания, которое приняло решение о новой конституции, согласно которой все органы власти, избранные на основе старой конституции объявлялись недействительными

Ельцин не имел полномочий издавать такой указ, Верховный совет объявил Ельцина низложенным, переход власти к Руцкому, часть сторонников оппозиции попыталась захватить Останкино и организовать ряд акций по захвату других стратегических пунктов

3-4 октября 1993 в Москве возник ряд столкновений, военные структуры сохранили верность президенту и взяли контроль над Белым домом, Верховный совет был распущен, Хасбулатов, Руцкой и другие были арестованы

12 декабря 1993 был проведен референдум об одобрении новой конституции

 

Несмотря на то, что конституция еще не была принята, 12 декабря состоялись и первые выборы в Государственную думу

Сторонники Ельцина не сомневались в своем присутствии в Госдуме, еще весной 1993 состоялся референдум, который подтвердил доверие население Ельцину, за исключением социально-экономической политики, которая набрала минимальное число голосов (52%)

Ельцин рассчитывал, что после разгрома оппозиции его позиции еще больше укрепились, но в Думе на верху партийных списков оказалась ЛДПР во главе с Жириновским

Однако власть не была настроена передавать формирование правительства Жириновскому, и было принято решение сформировать бюрократическое правительство, зависящее от президента и в некоторой степени от Госдумы

Поскольку сторонников Ельцина оказалось не так много, их присутствие оказалось незначительным, большая часть членов правительства оказалась не приверженной никакой партии

 

Политический курс сохранился, в середине 1990-х годов приватизация продолжилась, появилась серьезная группа олигархов

Президентские выборы 1996 оказались для Ельцина испытанием, его популярность по сравнению с 1993 упала до самого низкого уровня, поэтому перед его штабом стояла очень непростая задача

Влияние Коммунистической партии росло во многом из-за недовольства экономической политикой, однако Ельцин решил обратиться к различным слоям

Попытка создать новую проправительственную партию провалилась, на парламентских выборах 1995 коммунисты получили относительное большинство, а “Наш дом - Россия” оказалась в меньшинстве

Выборы президента в 1996 превратились в противоборство Ельцина и Зюганова, Ельцин победил во втором туре

Однако оказалось, что Ельцин тяжело болен, и после выборов у него была операция на сердце, позже его дееспособность постоянно сокращалась - это было использовано КПРФ в кампании 1998-1999 за импичмент Ельцина, она не добилась своих целей, но поддержка президента сократилась

Ельцин попытался упрочить свои позиции за счет первой чеченской кампании (восстановление конституционного порядка), однако она затребовала излишнее количество оружия и военных

Чечня, несмотря на Хасавьюртовское перемирие, оставалась самым неспокойным регионом, поэтому в 1999 вопрос о наведении порядка там стал одним из наиболее актуальных

Крайнее раздражение вызывало и то, что ряд представителей крупного капитала получили государственные посты, контролировали телевизионные каналы (Гусинский, Березовский)

 

В правящих кругах стала концентрироваться идея о переменах: повышение роли государства во всех сферах жизни, повышение роли России в мировых делах (в 1990-х предпринимались попытки интеграции с Западом, но они были безрезультатными: в 1996 руководители США и Германии решили, что от реформ в России ничего хорошего не будет; Россия зависела от международных займов (ставка делалась именно на них, они включались в бюджет наперед; они не шли на развитие экономики)

В 1998 - дефолт: Россия не способна выплачивать долги по обязательствам, резкое падение рубля по отношению к доллару, подъему цен, потеря сбережений

1999 - бомбардировки Югославии, конфликт в Косово - изменение отношения к Западу

 

После дефолта было сформировано правительство во главе с Примаковым, который пользовался поддержкой и КПРФ, и левых депутатов - правительство оказалось недолговечным

Примаков попытался использовать Косовский кризис, чтобы начать свою президентскую кампанию и перевести рычаги управления силовыми структурами на себя (регулярные совещания с силовиками)

Несмотря на возражение Совета Федерации и части депутатов, Примаков был отправлен в отставку, но он не отказался от претензий на пост президента (его поддержали Лужков, мэр Санкт-Петербурга Яковлев, президент Татарстана Шаймиев) - для Ельцина это было неприемлемо

В августе 1999 на первый план вышел Путин (заместитель мэра Санкт-Петербурга, сотрудник администрации президента, секретарь совета безопасности), которому было передано руководство над силовыми структурами

 

Рост терроризма, связанный с ситуацией в Чечне - в августе 1999 началась кампания по вводу российских сил в Чечню, она велась осторожно, но столкновение оказалось неизбежным, несколько лет продолжалась сильная борьба - с большим трудом сепаратисты были разгромлены

К осени 1999 Путин имел большой авторитет в обществе, на выборах в Думу в декабре 1999 партия Единство получила относительное большинство, тогда Ельцин решил не дожидаться окончания срока полномочий и передать их Путину, что было сделано 31 декабря 1999

 

В последние 20 лет в политической системе РФ произошли существенные изменения

Многие основы, заложенные в конце 1980х - начале 1990х остаются нетронутыми: многопартийная система, рыночная экономика (но опора на крупный капитал), укрепление президентской власти, слабость представительных органов

 

Увеличение централизации финансовых средств - повышение роли федерального бюджета, увеличение партаппарата и выходцев из силовых структур в нем

Четвертая лекция 29.09

Конституция РФ

 

Была принята в 1993, в июле 2020 было внесено значительное количество поправок (новая редакция)

Появление конституции в условиях 1993 было закономерным - она закрепила произошедшие изменения

Понятие “конституции” России не слишком близко: в царской России ее не было, в советское время существовавшим конституциям не предавали особого значения и они полностью зависели от партийных программ

Конституция 1993 сильно отличалась от конституций 1918, 1936, 1977

 

Первый раздел конституции, в соответствии с правилами, включающий основы государственного строя и права и свободы граждан является незыблемым и не подлежит изменению или отмене

Первая статья первой части провозглашает: Россия (Российская Федерация) - демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

Ныне существует дискуссия о том, что эффективнее: демократическая или авторитарная форма правления?

 

Федерация: Россия состоит из субъектов, 1992 - федеративный договор (договорная федерация), позже договоры федерального центра с субъектами были отменены и заменены федеральными программами или другими документами (договоры остались только с некоторыми субъектами - Чечня, национальные республики)

Федеративное государство подразумевает четкое разделение обязанностей и полномочий между федеральным центром и субъектами

 

Правовое государство: первая инициатива в подобной сфере принадлежала Петру I (царь-самодержец может издать любой закон, но он сам обязан его соблюдать, пока он не отменен) - по сравнению с тенденциями советского времени подобное заявление в конституции было революционно, в советское время к правовой теме отношение было негативное (сам Ленин утверждал, что исполнительная и законодательная власть должны принадлежать одному органу - Совету; исполнительная власть подчинила законодательную, затем судебные органы, а все вместе подчинялось партийному руководству), отношение к соблюдению законов было пренебрежительное

 

Республиканская форма: в 1991 поднимались вопросы о том, стоит ли восстанавливать монархию (Собчак выступал за восстановление), но население не поддержало эту идею (наибольшая популярность была в Москве), монарха тоже найти не удалось

 

Статья 2 утверждает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства (ранее ничего подобного в конституциях России не было)

 

Также утверждается, что носителем суверенитета и источником власти в России является ее многонациональный народ, он осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления

 

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов и все они являются равноправными

Однако различия все же имеются: республики, как правило, это субъекты, в которых имеется значительное число жителей не только русской национальности

Край (и частично область) - это регион, в рамках которого находятся либо автономные области, либо автономные округа; немало автономных округов было объединено с краями

В конституции появилась поправка об особых федеральных территориях (особые экономические, стратегические, природные объекты или условия): до конца 2020 должен быть принят закон о статусе этих территорий - в итоге решили, что общего закона не будет, будут отдельные акты о присвоении зоне статуса особой федеральной территории

 

Плюрализм: политический плюрализм гарантируется (в СССР с 1918 по 1990 существовала жесткая однопартийная система, не было идеологического плюрализма); появляется плюрализм форм собственности, признаются рыночные отношения

 

Церковь отделена от государства и религия является личным делом каждого гражданина (светское государство)

 

После поправок 2020 изменилось отношение внутреннего и международного права: в редакции 1993 провозглашался приоритет международного права над национальным; несколько лет назад был принят закон о том, что решения международных судов, противоречащие конституции России, могут быть заблокированы Конституционным судом РФ

Вопрос о международном праве становится с новой силой, причем не только в России (Великобритания)

 

Во второй части конституции представлен перечень прав и свобод человека, он намного больше, чем в советское время (например, не было свободы перемещения, даже внутри страны; человек мог быть лишен гражданства)

Права и свободы сформулированы достаточно декларативно и отчасти требуют конкретизации

 

Структура органов государственной власти перетерпела существенные изменения после поправок 2020

Конституция исходила из принципа разделения властей: исполнительная (правительство РФ), законодательная (Федеральное собрание) и судебная, над ними возвышался президент РФ

Президент РФ избирается сроком на 6 лет прямым голосованием всех граждан, голосование проходит в 2 тура, если во время первого ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства (2 тур проходил только в 1996)

Срок полномочий президента изначально составлял 4 года, затем был увеличен до 6 лет

В конституции 1993 была формулировка о том, что пост президента можно занимать не более 2 сроков подряд, затем она была изменена, слово “подряд” было опущено, также в 2020 действующий президент получил право аннулировать свои предыдущие сроки

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, издает указы (не могут противоречить конституции и федеральным законам), главнокомандующий ВС, назначает высших должностных лиц, послов, принимает верительные грамоты, подписывает ратификационные грамоты, представляет РФ в мо и внутри страны

Президенту подчиняются администрация президента (определяются важные стратегические решения по внешнеполитическим вопросам), государственный совет (руководители регионов, председатели палат парламента), аппарат совета безопасности

 

Исполнительная власть: в 1993 в конституции было указано, что президент может возглавлять правительство и давать ему указания, обязательные к исполнению; кандидатуры премьер-министра и министров должны согласовываться с одной из палат парламента; предусматривается право роспуска Думы в случае невозможности согласовать кандидатуру премьер-министра; правительство концентрируется на социально-экономических проблемах, участвует в распределении финансов

 

Федеральное Собрание: Государственная Дума и Совет Федерации (в конституции не предусмотрено деление на верхнюю и нижнюю палату)

На практике более важная роль у Государственной Думы (половина избирается по партийным спискам, половина - по избирательным округам), представлены 4 партии: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия

Дума избирает председателя

Совет Федерации: по 2 человека от региона (1 от исполнительной, 1 от законодательной власти) + члены, назначенные президентом (не более 10% от общего числа); имеет меньшее политическое влияние

Совет Федерации не может вносить поправки в законы, принятые Государственной Думой (он может только полностью отклонить закон или принять его). В случае отклонения созывается согласительная комиссия 2 палат, но если Дума подтверждает решение ¾ голосов, то он сразу направляется президенту в обход СФ

 

Законопроект рассматривается в 3 чтениях:

1. Представление

2. Поправки

3. Направление в Совет Федерации

 

Подпись президента: президент может вернуть законопроект на пересмотр, поправки должны быть внесены в течение 14 дней, парламент может преодолеть вето президента ⅔ голосов в каждой палате

 

Судебная власть

Конституционный суд, Верховный суд, прокуратура

По изменениям конституции порядок назначения судей сохраняется: предложение президента + согласие СФ, президент теперь имеет право предлагать их отзыв

В прокуратуру президент назначает лиц после обсуждения с СФ

 

Согласно текущим законопроектам планируется расширение прав адвокатов в ходе следствия и судебного заседания; введение суда присяжных (по конституции предусматривается только если идет вопрос о применении к подсудимому смертной казни); в РФ на смертную казнь мораторий

 

Местное самоуправление и субъекты федерации: есть четкое разграничение между полномочиями субъектов федерации и федерального центра, но есть также и вопросы совместного ведения

Финансовая система централизованная, чем недовольны многие регионы, являющиеся ресурсными донорами государства

Есть тенденция к слиянию регионов

 

Пятая лекция 06.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.15 с.)