Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание личности в коллективе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Воспитание в коллективе и через коллектив – один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой – развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому правилу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития задатков. Проблема коллектива и личности всегда оставалась в центре научно-педагогического внимания. Наиболее последовательно развивал теорию коллектива и продуктивность коллективного воспитания А.С. Макаренко (1883-1939). Он доказал, что принцип коллективного воспитания является одним из ведущих. А.С. Макаренко рассматривал коллектив воспитанников как сложное и подвижное социальное образование с присущими ему специфическими закономерностями развития и методами сплочения. В развитии теории коллектива большой вклад принадлежит В.А. Сухомлинскому (1918-1970). Он показал, как надо строить отношения в коллективе за счет обогащения его духовной жизни. Нельзя считать коллективом всякую группу людей. Коллектив обладает рядомпризнаков, которые отличают его от любых организованных групп людей. Коллектив представляет собой часть общества, в которой находят отражение нормы общественной жизни. Поэтому успешность его деятельности возможна лишь в случае отсутствия рассогласования целей коллектива и общества. Одним из ведущих признаков коллектива является целеустремленность и идейная направленность его жизни. Коллективность предполагает единство общих и личных целей, интересов и действий его членов. Коллектив предполагает органы самоуправления. Он может являться частью более общего коллектива, с которым его связывают единство целей и особенности организации. Важнейшим признаком коллектива является совместная деятельность его членов, отвечающая потребностям общества. Социально-позитивная направленность деятельности коллектива – его определяющий признак. Важным для коллектива является способ и правила его организации, которые задают систему отношений между его членами.
В результате педагогически целесообразного способа и правил организации деятельности между членами коллектива складываются отношения деловой или идейной зависимости. Совместная деятельность, пробуждая чувство ответственности за общее дело, сближает людей, способствует появлению чувства принадлежности к коллективу, усиливает потребность в коллективном общении. Между членами коллектива возникают избирательные эмоциональные отношения: симпатии и антипатии, аттракции и эмпатии. Личностные отношения изменяются в зависимости от содержания совместной деятельности членов коллектива, от характера и уровня деловых отношений – эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педагогического управления. Коллектив является высшей формой организации группы. Не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом, а только ту, которая отвечает перечисленным выше признакам. Обязательный признак коллектива – педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда там заложены. Правильное воспитание, считал А.С.Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива. Коллектив воздействует на личность многогранно, всесторонне и многообразно. Личность в коллективе формируется наиболее целостно в мировоззренческом, нравственном и деятельностном планах. Совместная деятельность (сплоченность, обмен информацией) осуществляемая систематически и постоянно, порождает определенный социально-психологический климат коллектива, складывающийся из общественной морали, педагогической установки, взаимоотношений, настроений и мнений его членов. Это воспитывающие факторы, которые педагог должен использовать в интересах формирования коллектива. Общественная мораль представляет собой совокупность знаний и осознанного поведения людей в соответствии с официальной идеологией и существующей законодательной базой. Она опосредованно принуждает людей и конформному сосуществованию и определяет социальный заказ педагогике и ее институтам.
Педагогическая установка является отображением общественной морали и социального заказа общества. Формируемые в соответствии с ней индивидуальные убеждения побуждают к определенному стилю поведения и поступкам каждого отдельного члена коллектива. Складываясь, поступки и поведение превращаются в коллективную психологию, которая определяет общественное мнение коллектива. Мнение коллектива, основанное на выработанных оценочных стереотипах, является регулятором поведения его членов. Нормативные оценки событий со стороны коллектива затрагивают ум, чувства и волю каждого. В своем воздействии они превращаются в источники размышлений, в основания по выработке решений и в побудители изменения стиля поведения людей. Степень воздействия коллектива находится в прямой зависимости от: • соответствия убеждений личности и установок коллектива; • отсутствия противоречий между индивидуальным опытом личности и жизненной перспективой, проектируемой коллективом. Диапазон воспитательных возможностей педагога в опоре на коллектив значительно расширяется, если им проводится соответствующая работа: • определяются воспитательные возможности конкретного коллектива; • изучаются личностные характеристики членов коллектива; • проектируются стратегии и мероприятия воспитательных воздействий; • последовательно решаются воспитательные задачи и вносятся коррективы в программу воспитания. Развитие личности в коллективе обусловлено воздействием определенных форм. К ним относятся: - педагогическое требование, - оценивание и контроль, - взаимопонимание, - управление деятельностью, - агитация и пропаганда.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.122.46 (0.007 с.) |