Авторские концепции личности: А.Маслоу, К.Роджерс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторские концепции личности: А.Маслоу, К.Роджерс.



Авторские концепции личности: А.Маслоу, К.Роджерс.

Таким образом, общество играет двоякую роль: с одной стороны, человек должен с помощью него самоактуализироваться, проявить себя, но с другой стороны общество предполагает помеху в самоактуализации, так как стремится сделать его шаблонным представителем среды, делая его конформным. В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться.

 Поэтому, человек должен находиться в равновесии между ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ И ОТЧУЖДЕНИЕМ. По Маслоу, самоактуализация достигается ВНЕШНЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ С ОБЩЕСТВОМ И ВНУТРЕННИМ ОТЧУЖДЕНИЕМ ОТ ОБЩЕСТВА (типо чтобы личность не слилась с обществом,была самодостаточна и самоосознанна, но при этом понимала, что она часть общества, чтобы было поле для самоактуализации). Не конфронтация, а противостояние.

Цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости». При этом духовному росту мешают и физиологические потребности и телесные страхи, но и соц среда, в которой находится человек. В отличие от психоанализа, психозащита- зло, которое мешает самоактуализации

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, а процессом, не имеющим конца (невозможно достигнуть финала, отсюда вечная активность) Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, поэтому они важны для самоактуализации.

Теория личности Роджерса

Теория личности Роджерса разворачивает определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем» (Его реальные чувства, эмоции, ощущения, то, что он сам ощущает ПРИМЕР - два человека, оказавшиеся в одних и тех же обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации, это часто бывает с рассказами «очевидцев» появления неопознанных летающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожиданных событий), уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду — интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведение выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как родители должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации (Не очкуйте, норм инфа, читайте дальше, попробуйте запомнить, потому что потом легче ляжет Ф.Перлз)

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Также такое стремление протестовать может породить другую крайность, которая будет также мешать становлению норм самооценке.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе (Вот тут большая связь с Ф.Перлзом, грубо говоря, это основа всей теории, с точки зрения самооценки). Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, человек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с уровнем его самосознания.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Также он утверждает, что люди должны научится жить в настоящем, а не в прошлом и будущем.

 


Личностная концепция Адлера

Альфред Адлер (1870–1937) был сторонником психоаналитического движения. Основой его теории стало положение о том, что человек не может быть отделен от социума. В своих работах он особенно подчеркивал социальные детерминанты личности, а также утверждал, что каждый человек сам творит свою судьбу. Адлер полагал, что основная цель теории личности – служить маяком, ориентиром для любого человека в его стремлении к психологически здоровому поведению.

Рассмотрим основные тезисы теории Адлера.

1. Человек как единое целое. Человек представляет собой единое целое, в нем все взаимосвязано (мозг, тело, психическая жизнь). Структуру неделимой и самосогласующейся личности Адлер определял как стиль жизни.

2. Жизнь человекаэто постоянное самосовершенствование. Человек всю жизнь стремится к самосовершенствованию и развитию. Люди постоянно находятся в движении к личностно значимым целям. Из этого следует, что люди определяют свою судьбу сами. Достигая поставленных целей, человек как повышает собственную самооценку, так и находит собственное место в жизни.

3. Человек – это творческое начало. Как невозможно отрицать значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, так невозможно не учитывать и творческую силу самого человека. Под творческой силой Адлер понимал свободную, осознанную активность, которая влияет на весь человеческий опыт: на память и воображение, на восприятие и мечты. Именно она обеспечивает возможность распоряжаться собственной жизнью.

4. Человекэто часть социальной системы. Человек является членом общества, поэтому суть его природы можно понять только через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное стремление сотрудничать с другими людьми.

5. Индивидуальные особенности. Поведение человека всегда зависит от мнения людей о себе и о тех, кто их окружает, от качества взаимодействия с этими людьми. Поведение людей детерминировано их личными убеждениями, в соответствии с которыми они строят свою жизнь и отношения с другими людьми.

6. Чувство неполноценности и компенсация. Адлер считал, что комплекс неполноценности берет свое начато в детстве: маленький ребенок абсолютно беспомощен и полностью зависит от родителей. Это порождает в душе чувство беспомощности и неполноценности по сравнению со взрослыми и ложится в основу дальнейшей борьбы человека за первенство, за достижение превосходства над окружающими. Таким образом, стремление к превосходству и совершенствованию является основной мотивационной силой человека. У некоторых людей чувство неполноценности может стать чрезмерным, и тогда появляется комплекс неполноценности – преувеличенное ощущение собственной слабости.

Развитию комплекса неполноценности способствуют болезненность, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Вне зависимости от того, какие именно причины вызвали у человека комплекс неполноценности, в ответ у него может возникнуть гиперкомпенсация или комплекс превосходства. Он выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные и социальные способности. Человек, обладающий комплексом превосходства, обычно выглядит хвастливым, эгоцентричным, высокомерным и саркастичным. Из-за того, что у таких людей низкое мнение о себе и они не в состоянии принять себя, они могут чувствовать свою значимость только тогда, когда унижают других.

Чувство неполноценности является источником устремлений человека к росту и компетентности ( например, стремление к силовым видам спорта у слабых, болезненных в детстве детей)

       Фундаментальным законом человеческой жизни и источником стремления человека к саморазвитию, росту и компетентности является стремление к превосходству. Если мы хотим развивать человеческий потенциал, то мы должны развивать и воспитывать в нем стремление к превосходству. Оно может принимать как деструктивное, так и конструктивное направление. Негативное стремление проявляется людьми со слабой способностью к адаптации, которые стремятся победить за счет других. Стремление к превосходству проявляется как на уровне одного человека, так и на уровне всего общества. В той или иной степени мы все стремимся к совершенству.

Теория Адлера все аспекты поведения человека связывает с его стилем жизни – соединением способов поведения, привычек, черт человека, которые и определяют индивидуальную картину его существования. В основе стиля жизни лежат концепции неполноценности и компенсации. Стиль жизни достаточно прочно закрепляется в возрасте 4–5 лет и становится стержнем поведения в будущем.

Адлер писал, что стиль жизни человека можно определить, если знаешь, какие пути и способы человек использует для решения таких основных жизненных проблем, как работа, дружба и любовь (все ориентированы на сохранение и поддержание жизни)

Адлер выделял четыре типа личности.

1. Управляющий тип. Это активные, самоуверенные и напористые люди. Они заботятся только о своих интересах. Их характеризует установка на превосходство над внешним миром. Все свои жизненные задачи они решают во враждебной, антисоциальной манере. Примером такого типа личности могут служить юные правонарушители и наркоманы.

2. Берущий тип. Эти люди относятся к миру потребительски. Бо́льшую часть своих потребностей они удовлетворяют за счет других. У них низкая степень активности, поэтому причинение ими страданий другим людям маловероятно.

3. Избегающий тип. У этих людей нет необходимой активности для решения своих собственных проблем. Вместо стремления к удаче у них преобладает боязнь неудачи. Они стремятся убежать от решения жизненных проблем.

4. Социально полезный тип. Этот тип в системе Адлера является воплощением зрелости. Люди этого типа, по его мнению, обладают высоким уровнем активности, заинтересованы во взаимодействии с социумом и другими людьми. Они понимают, что для решения основных жизненных задач необходимо сотрудничество, приложение личных усилий и желание внести свой вклад в процветание других людей.

Как Фрейд, так и Адлер отмечали важность опыта раннего детства в формировании личности взрослого. Именно под влиянием творческих способностей формируется стиль жизни человека. Люди сами ответственны за то, какой жизненный путь они выбирают. Творческая сила определяет как цель жизни человека, так и методы достижения данной цели. Она влияет буквально на все: на память и восприятие, на сны и фантазии – и дает возможность каждому человеку самоопределиться в жизни.

Концепция К.Хорни

Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую.

Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Хорни считает, что психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два образа Я (пересмотрела взгляды Фрейда). Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип), НО НИ ОДИН НЕ ВЕДЕТ К НОРМАЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ! - в 1 случае приводит к конформности, во втором к чувству доминантности (как доказательство удовлетворения потребности), в третьем -полное одиночество

Концепция личности Э.Фромма

Фромм по праву считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. Теория личности Фромма произошла из работ по психоанализу, заложенные Хорни. При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимает социальный строй, в котором человек живет. Наиболее влиятельными новаторами стали для Фромма идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса — его мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

Теория личности Фромма одной из главных концепций имеет положение о том, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, — это потребность в укоренениии потребность в индивидуализии. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, которые человек не может соединить.

Стремление человека примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, поскольку все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считает, что в начале своего развития человек был частью природы, не выделяя себя из окружающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремление к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оставил для себя только одну возможность укорененности — социальную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих людей. При этом первый строй, первобытный, давал преимущество именно стремлению к укорененности, оставляя в тени стремление к индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возможность индивидуализации в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается возможность укоренения с другими, становятся менее крепкими связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изменяют общественный строй, приходя к феодализму, в котором велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко связан с членами своей социальной группы. В то же время такая жесткая стереотипизация не дает возможности проявиться индивидуальности человека в полной мере, так как он не может выйти за рамки своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких рамок, люди переходят к капитализму, который дает максимальную возможность для их свободного развития, хотя и ограничивает их возможность укоренения с другими, оставляя наедине со своей свободой во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в том, что его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощущения своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состояние. В то же время он может стать и укорененным, заняв место служащего в большой фирме. Но укорененность при капитализме относительна, так как и служащие крупной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы.

Говоря о недостатках капитализма, Фромм не меньше недостатков находил и в социализме, который, с его точки зрения, опять лишает людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Фромм говорит о том, что в стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других но в ходе борьбы за свободу, человек забывает зачем она ему нужна и желает поменять её на укорененность обратно. В то же время есть и другая свобода, «свободадля», т.е. свобода, необходимая для осуществления наших намерений. Такая свобода не требует освобождения от всех связей, но только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности и не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. И именно свобода для жизни с любимыми людьми и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорит о необходимости построения на земле нового общества, которое он называет «гуманистический социализм», построенный на любви людей друг к другу.

Так как человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Для избежания этого внутриличностного конфликта человек прибегает к механизму психологической защиты, которая примиряет его с самим собой и с обществом. Здесь Фромм, как и Хорни, подчеркивает, что личностный конфликт выливается в противостояние человека внешнему миру, он проявляется не только во внутренней напряженности, невротизации, но и в том стиле общения с другими, который становится ведущим для человека.

Теория личности Фромма описала четыре механизма психологической защиты — садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им ощущение собственной индивидуальности. При чувство укореннености берет верх, в то время как при деструктивизме наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает возможности человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть несоответствие, они тем не менее не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало осуществлению и развитию внутренней природы каждого человека.

Задумываясь над способами осуществления такого общества, Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы — быть и иметь.

Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное — показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет для того, чтобы придать себе вес в глазах других. Главное, что при этом их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им важно показать всем, что это их собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и приводя все большей невротизации и напряженности человека.

В то же время развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное — это не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того, чтобы быть самими собой. Поэтому обретение такой свободы не оборачивается для них драмой. Основа для таких людей -творчество. Именно такие люди, в теории личности Фромма, и помогут осуществиться новому социальному обществу.

Теория личности Э.Берна

Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".

А. Состояние «Родитель» - это усвоение индивидом опыта размышлений, действий, реагирования, рассуждений своих родителей или людей, чей авторитет был для него значим в детстве. (Пример. Начальник - подчиненному: «Федоров, сколько раз еще нужно напоминать Вам об одном и том же?!»).

"Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".

"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка"...

В тех условиях, когда "родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

Б. Состояние «Ребенок» - это сохраненное в подсознании индивида детство с его кратковременными эмоциями, чувствами, двигательными актами, мимикой. Пример. Высокопоставленный чиновник, сидя на трибуне стадиона и наблюдая за игрой своей любимой команды, позволяет себе то, что никогда не позволит себе в рабочем кабинете.

Состояние «Ребенок» имеет несколько разновидностей:

· свободное, естественное (раскованность, фантазерство, импульсивность, непосредственность, воодушевление, смех, плач и т.п.);

· адаптированное, приспосабливающееся (покорное, скромное, неуверенное, жалующееся, беспомощное, стесняющееся, боязливое и др.);

· бунтарское (грубое, капризное, строптивое, непослушное, агрессивное и т. д.).

"Ребенок" - эмотивное начало в человеке. Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".

В. Состояние «Взрослый» - это поведение, здравого смысла, независимости, деловитости, учета реального положения дел, трезвой оценки ситуации, адекватного восприятия других людей и др. Пример: друзья, деловито решающие назревшую проблему.

Взрослое "Я-состояние"- способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если "Взрослое" состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением "Ребенка" и "Родителя".

Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!". Между тремя эго-состояниями, этими тремя «внутренними человечками» идут бои «местного» значения, возникают конфликты. Один из них может вводить в заблуждение другого, манипулировать им.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

Трансакт - любой вербальный или невербальный контакт между двумя (или более) индивидами. Он состоит из стимула (S) и рекции (R) между двумя эго-состояниями.
Скрипты, или скрипт-программы - сценарии жизненного пути индивида, заложенные в него еще в детские годы под влиянием социального опыта и содержащиеся в эго-состоянии «Ребенок». Скрипты трудно поддаются осознанию индивидом и ведут его по жизни на «поводке».

"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Короче говоря игра-это набор трансакций (взаимодействий эго-состояний), в ходе которой люди получают нужные им эмоции, чувства, в общем плюшки

"Психологическая позиция или основная жизненная установка" -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

  1. "Я благополучен - ты благополучен"- доверие
  2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен" - отчаяние
  3. "Я неблагополучен - ты благополучен" - низкая самооценка, конформность
  4. "Я благополучен - ты неблагополучен"- надменное превосходство

 


Метод факторного анализа

Факторный анализ представляет собой в высшей степени сложную математическую процедуру, рассмотрение которой выходит за рамки этой книги, однако логика, лежащая в его основе, сравнительно проста для понимания. По сути, это метод определения степени совместной изменчивости в большом наборе психологических переменных, полученных при тестировании представительной группы испытуемых. Основная посылка состоит в том, что определенные характеристики коррелируют, или являются ковариантными, таким образом, что это дает возможность выделить некий самостоятельный психологический показатель или фактор. Посредством изучения типов ковариации («что с чем связано») факторный анализ позволяет работать с огромными массивами данных, полученных путем различных измерений, приводя их к меньшему ряду групп или факторов, более пригодному для обработки. Предположим, например, что исследователю необходимо установить наличие взаимосвязей среди 50 различных личностных переменных, причем каждая из них представлена неким результатом или показателем теста. Вместо того, чтобы пытаться изучать все взаимосвязи среди этих переменных (свыше 12 000 корреляций), исследователь может свести их к меньшему числу переменных, достаточно полно характеризующих всю совокупность данных. Переменные, образующие этот ряд, называются факторами.

Итак, факторный анализ представляет собой статистический метод суммирования и упрощения рядов переменных, при котором сравнительно большой ряд переменных сводится к сравнительно малому ряду измерений черт личности, или факторов. Основные этапы осуществления типичного факторного анализа сводятся к следующему:

сбор показателей по всем переменным на большой выборке испытуемых;

получение интеркорреляций всех переменных;

извлечение факторов из корреляционной матрицы;

определение нагрузок факторов;

интерпретация и подбор названий для факторов.

 


32 Понимание личности в отечественной психологии: общий подход, определения.

Наиболее взвешенной была позиция Л. С. Выготского (1896-1934), который за основу изучения ребенка взял целостный генетический подход. Л. С. Выготский развивал представление о социальной ситуации как факторе развития личности. В понимании социальной детерминации он синте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.058 с.)