Урок 3. Культура христианской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 3. Культура христианской Руси



Цель урока: познакомить учащихся с мировой религией христианство и ее влияния на культуру Руси.

Задачи:

обучающие: выявление характерных особенностей христианских традиций в культуре Руси;

развивающие: развитие творческого мышления учащихся;
развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами изучили одну из мировых религий буддизм. Давайте вспомним основные моменты.

Устный опрос:

1. родина зарождения буддизма?

2. Основатель учения?

3. Основные положения буддизма?

4. Чем уникальна культура буддистов?

Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся еще с одной из древних мировых религий. Однако она появилась позже буддизма. А что за это религия мы поймем посмотрев небольшой мультфильм (https://www.youtube.com/watch?v=bSvXwIggH_0).

Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о вере в Иисуса Христа — христианстве и распространении религии на территории России.

Как мы уже поняли из мультфильма Иисус сын божий, рожденный в семье Иосифа и Марии. Будущий спаситель человечества. Всю свою жизнь он спасал людей от бед, давал советы и вел по божьему пути. Его наставления мы знаем в виде заповедей божьих. У каждого на столе лежат эти заповеди. Давайте прочтем и поразмышляем над ними.

1. Я – Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня

2. Не создавай себе кумира…

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

4. Не проводи субботу в повседневной работе, посвяти ее Богу

5. Почитай отца и матерь свою…

6. Не убивай

7. Не прелюбодействуй

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

10. Не завидуй

Первая заповедь

Первая звучит: «Я – Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо.

Вторая заповедь

Во второй заповеди говорится: «Не создавай себе кумира…» Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

Третья заповедь

Третья говорит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

Четвертая заповедь

В четвертой говорится о том, что надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему. Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д.

Пятая заповедь

В пятой говорится: «Почитай отца и матерь свою…» Бог повелевает всегда заботиться, уважать и любить своих родителей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Великий грех - неуважение отца и матери. В Ветхом Завете за этот грех наказывали смертью.

Шестая заповедь

Шестая гласит: «Не убивай». Эта заповедь запрещает забирать жизнь у других и у себя. Жизнь - великий дар Божий, и только он устанавливает человеку пределы земной жизни. Поэтому самоубийство - это есть самый тяжелый грех. В самоубийство кроме самого убийства вкладываются еще и грехи маловерия, отчаяния, ропот против Господа и восстание против его промысла. Всякий, кто питает чувство ненависти к другим, желает смерти ближним, заводит ссоры и драки, тот грешит против этой заповеди.

Седьмая заповедь

В седьмой написано: «Не прелюбодействуй». В ней указывается, что человеку нужно быть, если он не женат, целомудренным, а если женат, хранить верность мужу или жене. Чтобы не грешить, не нужно устраивать бесстыдные песни и танцы, смотреть соблазнительные фотографии и фильмы, слушать пикантные анекдоты и т.д.

Восьмая заповедь

Восьмая говорит: «Не кради». Бог запрещает присваивать имущество другого. Нельзя заниматься воровством, грабительством, тунеядством, взяточничеством, лихоимством, а также уклоняться от долгов, обвешивать покупателя, утаивать найденное, обманывать, удерживать зарплату наемного работника и т.д.

Девятая заповедь

Девятая указывает: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить. Это дело дьявольское, ведь слово «дьявол» означает «клеветник».

Десятая заповедь

В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

Откуда же на Русь пришло христианство?

На Руси христианство распространилось под влиянием богатой сильной большой империи Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества (многобожия). Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.

Давайте поработаем с фрагментом исторического документа «Повестью временных лет» и попробуем ответить на вопрос, почему же Владимир решил принять православие?

«В год 6495 (987).И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»

И крестился Владимир в граде Константинополе, а русичей крестил в реке Днепр. Всех идолов приказал снести. С этого времени стали русские православными. Вместе с тем стали воздвигать храмы, открывать школы, переводить священные книги с греческого на славянский.

Православные храмы или церкви величественны, красивы. Главной внешней особенностью храмов являются купола, которые заканчиваются крестом. Неотъемлемой частью православного храма являются купола.

Ребята, скажите, когда звонят в церкви колокола? (во время службы, церковных праздников).

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.

Благовест - это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест возвещает о начале службы (дети прослушивают колокольный звон).
Звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей (слушание свадебного звона).

Перезвон — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых торжественных случаях (слушание Перезвона).

Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть (слушание погребального Перебора).

В трезвоне участвуют все группы колоколов, вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон (слушание трезвона к литургии).

Набат - это очень частый, который бывает во время тревоги (слушание набата).

Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящается священником, то есть ему испрашивается Божие благословение и сила, для чего существует специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не может быть пуст и прост. Вот он и утешает, прекращает бури, освящает своим звоном воздух, а человека укрепляет в благочестии и вере, наставляет молитвою и славословием противостоять диавольским наветам. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее. Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти.

Один из учеников читает стихотворение со слайда:

Храм божий на горе стоит,

Небесным светом освещённый.

Секреты древности хранит,

Луной и солнцем озарённый.

Добро несёт в своих чертах

И звук, застывший в нём навеки.

Звук, что звучит в наших сердцах,

Лишь только прикрываем веки.

Мы слышим песню, что ведёт

Нас к храму праведного света.

И этот свет в себе несёт

Красу зимы, весны и лета

И осени златой букет,

Что в куполах находит отраженье.

Так сохрани же этот свет

И это вечное видение…

Давайте вместе сочиним поэтические строки о православном храме (дети составляют синквейн).

Выразительно прочтите, что у вас получилось.

Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Кто такие христиане?

Когда и откуда к нам пришло православие?

Что такое храм?

Зачем люди строили храмы?

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того, что религия тесно связана с культурой.

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из храмов нашего города.

По окончании модуля «Религия и культура» запланирована экскурсия в православный храм.


 

Урок 4. Культура ислама.

Цель урока: познакомить учащихся с основами исламской культуры.

Задачи урока:

обучающие: сформировать представление о новой мировой религии;

развивающие: развитие творческого мышления учащихся;
развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы познакомились с двумя мировыми религиями. Давайте вспомним, что такое религия? Что значит мировая религия? Какие мировые религии существуют? Опишите кратко, в чем заключается суть религии буддизма и православия?

Изучение новой темы.

Сегодня мы познакомимся с более молодой мировой религией ислам. Но сначала давайте обратимся к карте. Покажите, где на карте находится Аравийский п-ов? Какими морями омывается?

В давние времена на этой территории жили арабы-бедуины, кочевники. И были они язычниками, верили во множество богов. Поклонение разным божествам разобщали арабский народ и приводили к вражде.

Главной святыней арабов была Кааба, черный камень, предположительно упавший метеорит, вокруг которого располагались разные статуи богов. Существует легенда, что камень почернел от слез и грехов молящихся. Тысячи арабов со всего острова стекались для поклонения в Мекку. Богатые купцы, ржавшие власть в Мекке, извлекали из этого немалую выгоду.

Но однажды житель Мекки Мухаммед призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, а верить лишь в единого Бога- Аллаха. Эта проповедь вызвала недовольство купцов, они стали преследовать Мухаммеда, боявшись, что своими проповедями он запретит людям приходить к Каабе. Поэтому Мухаммеду с его сторонниками пришлось бежать в другой город Медину. Это событие, хиджра, стало точкой отсчета мусульманского летосчисления.

Давайте узнаем, каким же был пророк Мухаммед. На ваших столах лежат тексты, описывающие пророка. Давайте прочтем и ответим на несколько вопросов по тексту.

Где родился Мухаммед?

Во сколько лет пророк остался сиротой?

Чем занимался Мухаммед?

Как звали ангела, который явился Мухаммеду?

Как назвал ангел Мухаммеда?

Священный город пророка?

Пророк Мухаммед

Пророк Мухаммед родился в Мекке приблизительно в 570 или 571 году. Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем.

Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание.

В 610 году в пещере горы Хира Мухаммеду явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в город Ясриб (Медина) в 622 году. В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Мухаммед 8 июня 632 года завершил свой земной путь и был похоронен в Медине.

В последующие годы большинство арабов приняли ислам. А всех сторонников ислама стали называть мусульманами, т. е. покорные Аллаху.

Священная книга ислама — Коран. Коран содержит в себе основные принципы и идеи вероучения, которые, согласно мусульманской традиции, были переданы пророку Мухаммеду самим Аллахом, через ангела Джабраила.

Делится Коран на 114 глав(сур). Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня.

Каждый мусульманин несёт следующие обязанности перед Кораном:

· Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха, и учиться читать его в соответствии с правилами произношения.

· Брать Коран в руки лишь в состоянии омовения.

· Коран необходимо читать в чистых местах.

· Держать Коран на высоких местах. Нельзя класть Коран на пол.

· Строго следовать всем предписаниям, указанным в Коране. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственными принципами Священного Корана.

Священная книга содержит наставления, правила поведения, запреты и т.д.

Существуют 5 главных обязанностей мусульман. Давайте посмотрим видеоролик и выпишем основные обязанности (https://www.youtube.com/watch?v=xQDl4wSQPSs).

1. Нет божества кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк его.

2. Соблюдение намаза — пятикратной молитвы.

3. Выдача закята — пожертвование.

4. Пост в месяц Рамадан.

5. Совершение хаджа — паломничества в Мекку.

Храм мусульман называется мечеть, на куполе которой возвышается символ ислама — полумесяц. Молитвенный зал мечети лишен изображений животных и людей, лишь декоративный, растительный рисунок. Рядом с мечетью располагаются башни для призыва к молитве — минареты.

Существует также своя этика посещения мечети. Например, женщины молятся отдельно от мужчин. Перед входом в мечеть необходимо снять обувь, прийти в закрытой и скромной одежде, совершить омовение, не следует в мечети громко разговаривать, смеяться, браниться.

Уникальна и музыка ислама. Она чудесна и завораживающая. Давайте прослушем (дети слушают традиционную исламскую музыку).

Мусульмане также отличаются и сочинением множества поучительных притч. Давайте посмотрим одну из них в виде мультфильма (https://www.youtube.com/watch?v=GSIVBcH1jtM).

Какие основные принципы мусульман отражены в мультфильме?

Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Устный опрос.

Основатель ислама?

Последователи пророка, верующие в Аллаха?

Священная книга?

Храм мусульман?

Основные столпы ислама?

Запреты мусульман?

5. Домашнее задание.

Письменно в тетради ответить на вопрос «Что общего в мировых религиях?»

По окончании модуля «Религия и культура» предполагается встреча с имамом местной мечети.


 

Урок 5. Культура иудаизма

Цель урока: сформировать представления об иудаизме.

Задачи урока:

обучающие: дать определение понятию «иудаизм», сформировать представление о культуре религии;

развивающие: развитие творческого мышления учащихся; развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

воспитательные: развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формировать уважительное отношение к культуре иудаизма.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним основные особенности исламской культуры? На листочках детям самостоятельно необходимо ответить на вопросы, указанные на слайде. Дети после окончания работы меняются с соседом по парте ответами на вопросы и выясняют правильные и ошибочные ответы.

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами будем изучать уникальную религию, религию лишь одного народа. А народ этот евреи. Иудаизм - это очень древняя религия, проповедующая веру в одного бога Яхве. Согласно общееврейской установке, человек другой нации не может быть иудеем. Таким образом, иудаизм является религией, на основе которой еврейский народ сохраняет культурную и национальную самобытность и самостоятельность.

Давайте обратимся к учебнику стр. 109 и прочтем текст «как все начиналось». После прочтения ответим на вопросы:

когда возник иудаизм?

Где возник иудаизм?

Как евреи называли землю, на которой жили?

Чем занимались евреи и что выращивали?

Священной книгой евреев считается Ветхий Завет. Частью какой книги он является? Главной книгой иудеев считается Тора, которая написана на древнем языке иврите. Когда-то этот язык считался мертвым, но евреи возродили его. Тора — это пять первых книг Ветхого Завета, написанных Моисеем со слов Всевышнего. Давайте вспомним, кто такой Моисей. Для этого прочтем текст и перескажем его кратко.

Моисей.

В переводе с древнееврейского его имя означает «взятый из воды», а с египетского – «мо» (вода) и «удше» (спасенный). Родился Моисей в еврейской семье, родителями его были Амрам и Иохаведа. В то время египетский фараон приказал утопить в Ниле всех новорожденных еврейских мальчиков. Но матери Моисея удалось спрятать своего ребенка и оставить в корзине у берега Нила, где мальчика нашла дочь фараона. Термутис, дочь Рамзеса II, сжалилась над младенцем и оставила у себя на воспитание. Она дала ему отличное образование, вводила в суть государственных дел и научила всей египетской мудрости. Он также стал отважным воином, совершил с египетским войском поход в Эфиопию, где женился на принцессе Фарбис.

Увидев однажды, как жестоко обращаются с еврейским народом, в порыве злости и гнева Моисей убил египетского надзирателя. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать на Синайский полуостров. Там он был пастухом. Моисей жил у священника, и женился на его дочери, родившей ему двух сыновей. Выпасая овец у горы Хорив, Моисей услышал голос Бога из пылающего тернового куста, который призывал его к освобождению еврейского народа. Вернувшись в Египет, Моисей со своим братом Аароном просили фараона о выведении народа Израиля в Землю Обетованную.

Разгневавшись, фараон наслал на страну ужас в виде так называемых «10 казней египетских», превратив воды Нила в кровь, послав людям и животным болезни в виде воспалений и нарывов, а также нашествия саранчи, жаб, мошек и мух, наслал тьму, град и огонь, а также смерть младенцев и скота.

Наконец, когда фараон разрешил евреям уйти из Египта, начался Исход. Бог указывал им путь через Синайскую пустыню к Земле Обетованной. Во время скитаний по пустыне, Бог посылал им воду и еду. На протяжении долгих сорока лет блужданий каждый день давал им с неба манну. Достигнув горы Синай, Бог дал Моисею Десять заповедей – правила жизни иудеев, которые легли в основу Торы, законодательства Моисея.

Странствуя по пустыне следующие 40 лет, Моисея и его народ сопровождали невзгоды, связанные с согрешениями перед Богом и маловерованием. Моисей продолжал молиться за сыновей Израиля. Однако в Землю Обетованную так и не вошел – он умер перед самым входом в нее, на горе Нево в 1272 г. до н.э. Прожил Моисей 120 лет, погребен был в долине Синайского полуострова.
Моисей оставил после себя огромное литературное наследие – первые пять книг Библии, так называемое «Пятикнижие».

Основными священными символами иудаизма считаются шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.

Евреи считают, что их народ - одна большая семья, а синагога – родительский дом, в котором чувствуют себя уютно и в безопасности.

В синагоге учатся читать и понимать Тору. Главная стена Синагоги смотрит на Восток, то есть на Иерусалим.

В большие окна непременно должно быть видно небо. В синагоге не увидишь изображений Бога, но обязательно есть каменная плита или бронзовая доска, на которой написаны заповеди, которые передал Бог Моисею.

Центральное место занимает возвышение, на которое кладут для чтения Тору.

После разрушения Иерусалимского храма синагоги стали пристанищем всех евреев, иудеи их называют «малым святилищем».

Также у иудеев существуют различные праздники. Так каждая суббота, а не воскресенье считается выходным днем. Начинается праздник шаббат с ужина в кругу семьи с заженными свечами и вкусной едой. А последующие 24 часа после ужина даны для общения с Богом.

Главный иудейский праздник об Исходе из Египта — это еврейская пасха. В эти дни следует проводить как можно больше времени с близкими, ходить в гости к родственникам, путешествовать по Израилю. Люди из разных уголков Израиля стараются в эти дни посетить Иерусалим. Предписания Торы говорят о том, что в Песах следует посетить Храм в Иерусалиме, а на следующий день принести в жертву ягненка и сноп ячменя.

У евреев существует множество преданий. С несколькими из них мы можем познакомиться, если обратимся к учебнику на стр. 111.

очень необычни и еврейские сказки, давайте посмотрим одну из них и обсудим (https://www.youtube.com/watch?v=VqqD87DFSyg).

Рефлексия.

Какую информацию об иудаизме мы сегодня обсудили?

Что нового мы узнали?

А сейчас давайте закрепим знания религий. Перед вами выложены карточки с изображениями храмов и символов различных религий, вам необходимо провести соответствие.

Иудаизм

Ислам

 

Буддизм

Христианство

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ одного сюжета из Библии.


Заключение

Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.

Данная методическая разработка поможет учителю в выстривании уроков по модулю «Религия и культура». Дает возможность познакомить учащихся с основными особенностями религиозной культуры на территории России. А также поможет в воспитании нравственного чувства, национального уважения, веротерпимости и уважения к предмету.

Наиболее эффективными приемами усвоения учащимися знаний являются наглядные материалы, в виде презентации, видеоматериалы, поэтому каждый урок сопровождается презентацией.

Работа с историческим источником и текстовым материалом немаловажный способ усвоения знаний. Учащиеся осуществляют самостоятельный поиск нужной информации.

Для привлечения внимания, развития мышления немаловажны проблемные вопросы, что не исключает данная разработка.

Видео -  и аудио - материалы соответствуют возрасту учащихся, поэтому легки для восприятия.

Данные примеры разработок уроков не являются эталоном, каждый урок учитель вправе построить по своему, применить иные дополнительные раздаточные материалы и т.д.


Список литературы

1. Исаева Н. В, Кулланда С. В.Буддизм. История и культура / Отв. ред. Ветроградова В. В..—М.: Наука, 1989;

2. Лортц Й.История Церкви. «Христианская Россия». М., 1999;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2016;

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013;

5. Свенцицкая И. С.Раннее христианство: страницы истории.— М.:Политиздат, 1987; М;

6. Современный ислам: культура и политика— М:Институт востоковедения РАН, 1994.

7. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред.С. С. Аверинцеваи др.— М., 1993-95. Т. 1-3;

Видеофайлы:

1. https://www.youtube.com/watch?v=vvglEWYhXZk

2. https://www.youtube.com/watch?v=bSvXwIggH_0

3. https://www.youtube.com/watch?v=xQDl4wSQPSs

4. https://www.youtube.com/watch?v=VqqD87DFSyg


Приложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.162 с.)