Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.



Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве.

 

Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. «Человек и природа» звучит гордо. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но пожалуй никогда, она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общества для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. В последнее время характерно увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе, жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях, и я считаю, что необходимо экологическое воспитание всего населения. А начинать надо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, мягкое, теплое. Природа- матушка встречает нашего малыша морем звуков, запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Отсюда и возникает

Цель:

-воспитание гуманного отношения к природе.

Для достижения этой цели, я поставила перед собой

Задачи:

  • сформировать у детей систему экологических знаний и представлений;
  • развить эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, сохранить её).
  • организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  • развивать любовь к природе родного края, родного села(моей малой Родине).

Все эти задачи существуют не обособленно, они взаимосвязаны;

-гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д;

-раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её, полюбить-это дело посложнее. Для этого я сама должна уметь и умею жить в гармонии с природой, личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую

 

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

в природоохранной деятельности, а дети готовы мне подражать

Основное направление моей работы в детском саду- экологическое воспитанию дошкольников.

Работаю по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан;

  • уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе (приложение № 1).

По территории детского сада проходит

  • экологическая тропа с описанием природных объектов.

(приложение № 2), но с учётом возраста детей их правильнее называть «экологическими тропинками». Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я старалась использовать, как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Так же у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе, они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяют других (приложение № 3). Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков объясняю детям многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На

  • ознакомительной прогулке, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке я провожу наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми

наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.

Очень часто работаем с детьми по

  • экологическим проектам, как кратковременными, так и долгосрочными. Одним из интересных проектов считаю работу по долгосрочному проекту «Дерево» (наблюдали в течении года)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

за березкой на участке детского сада. Был составлен перспективный план на год данного проекта. (приложение № 4)

Большой популярностью среди детей пользуется

  • исследовательская работа; различные опыты с природными материалами, изучение растений,

насекомых, встречающихся на экологической тропе. Результаты этих небольших исследований дополняют «экологический паспорт детского сада», разработанный совместно с педагогами нашего ДОУ.

Особая форма организации работы по экологическому воспитанию

  • экскурсия, очень трудоёмкая и сложная форма обучения.

На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. (приложение №5).Находясь в лесу, на берегу речки, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

  • Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.

Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Часто на занятиях я использую

  • художественную литературу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

В детском саду большой популярность пользуются конкурсы детских рисунков; «Времена года», «Мир глазами детей»,» Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». (приложение № 6) Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Уже стал традицией детского сада ежегодный конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из лучших форм экологического воспитания считаю

  • праздники и развлечения.

Ежегодно отмечаем праздник «День земли» в апреле, в марте ««День птиц».(приложение № 7)

Экологические спектакли «Добрая змея». «Красный волк и серая шапочка» по сказкам Н.А Рыжовой. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Выпускается газета для родителей «Дюймовочка» куда размещаем статьи об экологическом воспитании детей.

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», начинаем с просмотра выставки книг по природе для детей. Показываем родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что проделанная мной работа дала положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

Заключение

 

Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...

Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Список литературы:

 

1. Турыгина С.В.
Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы
Год: 2010

2. Соломенникова О.В
Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет
Год: 2014

3. Фесюкова Л.А
Уроки экологии: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы
Год: 2014

4. Н.А. Рыжова

Программа по экологическому воспитанию «Наш дом- природа»

Год: 2004

5. Киреева Л.Г.
Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий
Год: 2008

6. Щербанёва Е.А.
Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет
Год: 2015

 

Скачать материал

Автор Шевелева Раиса Ивановна
Дата добавления 02.02.2016
Раздел Дошкольное образование
Подраздел Конспекты
Просмотров 633
Номер материала ДВ-407800 Получить свидетельство о публикации Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Чтобы добавить отзыв, войдите в Ваш кабинет или зарегистрируйтесь

Вы первый можете оставить свой комментарий

↓ Показать еще коментарии ↓

 

Новый бесплатный вебинар

«Нравственно-половое воспитание - основа сохранения и укрепления репродуктивного здоровья нации»

Смотреть вебинар

 

Похожие материалы

Презентация по сенсорике "Большой-маленький"

02.02.2016
Просмотров: 117
Комментариев: 0

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в космос"

02.02.2016
Просмотров: 103
Комментариев: 0

Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

02.02.2016
Просмотров: 193
Комментариев: 0

Физкультурное занятие в старшей группе детского сада"Чтобы ты здоровым рос"

02.02.2016
Просмотров: 97
Комментариев: 0

Конспект урока на тему "Буква А"

02.02.2016
Просмотров: 84
Комментариев: 0

Сабақтың тақырыбы "Қыс" мектепалды даярлық сынып

02.02.2016
Просмотров: 76
Комментариев: 0

Занятие ФЭМП "Знакомство с равенством предметов"

02.02.2016
Просмотров: 77
Комментариев: 0

834208834185834175834174834164834158834151

  • О нас
  • Пользователи сайта
  • Обратная связь
  • Наши баннеры
  • Войти в команду «Инфоурок»
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности

© 2012–2016 Проект «Инфоурок»

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

 

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999)

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

  Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.  

 

Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в образовательной организации»

17800руб. 8900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 

Курс профессиональной переподготовки «Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

13800руб. 6900руб.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.103 с.)