Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.



Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:

· почерк;

· околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);

· кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);

· дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами);

· организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга);

· место общения (территория, на которой происходит общение);

· время общения (не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);

· запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

· стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

 

К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.

 

В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. По мнению психологов, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается.

 


Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

· Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.

· Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.

· Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.

· Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.

· Его систему мышления, ход мыслей.

 

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится.

Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно, очень много времени.

Здесь в процесс, вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию.

 

«Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются»

Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение.

Совет

СОВЕТ: Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

 

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.

 


Функциям социальной перцепции:

· Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.

· Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.

· Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.

· Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.

· Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

 

Механизмы социальной перцепции

Рефлексия

Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.

 

 

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.                                                               

Эмпатия

Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Аттракция

Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.

· Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.

· В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.

Казуальная атрибуция

Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.

Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:

· События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.

· В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.

· Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.

· Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.11.20 (0.018 с.)