Философия и методология социально-гуманитарных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и методология социально-гуманитарных наук.



Единой методологии обществознание не знает. Причины связаны с самой логикой развертывания теории, опирающейся на разные допущения и предпосылки. Какие гипотезы, онтологические постулаты и модели социальной реальности принять, зависит от масштаба личности исследователя.

Глубина, широта, основательность постановок человеком вопросов к себе и к жизни, варьировалась в истории. В античности социально-политические взгляды вызревали в ходе длительного развития раннеклассовых социумов. Постепенно создавались предпосылки для дискурсивного доказательно-логического уровня знаний. Опыты логико-понятийного анализа дополнялись первыми систематическими социально-политическими описаниями (Геродот, Фукидид, Полибий, Ливий, Тацит).

В Средневековье обществознание функционировало как прикладное богословие. Вместе с тем, в его недрах прорабатывались жизненноважные темы: природа государства, существо права, законосообразность социальной жизни. Возрождение основательно рассуждало о прочности государства, о народном суверенитете, совершенствовании общественных форм, благоденствии граждан. В эпоху Просвещения воплощались в представительные проекты и модели совершенного государства идеи торжества разума, гражданской справедливости, гражданской справедливости. Новейшее время отмечено множеством мировоззренческих парадигм, в частности, возникает и укореняется антропологизм, историзм, механицизм, натурализм, неомарксизм, органицизм, позитивизм, психоанализ, структурализм, сциентизм, феноменология, формализм, функционализм, холизм, эволюционизм.

Стало ясно, что в понимании явлений социосферы невозможно непосредственно использовать методы, выработанные для изучения косной материи. И, тем не менее, общенаучные методы эмпирического исследования, такие как наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение могут быть использованы, но должны быть конкретизированы и модифицированы с учетом специфики предмета социального познания. В частности, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов.

В психологии давно применяются такие специфические формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интроспекция – осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления её особенностей. Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, т.е. проникновение в переживания других людей. Эмпатия – это восприятия внутреннего мира другого человека. Она позволяет чувствовать себя как бы другим, как бы жить жизнью других.

Своеобразные методы и приемы наблюдения формируются в рамках трансперсональной психологии. Духовный кризис человека при таком подходе толкуется не как психиатрические заболевания (неврозы и психозы), а как кризисы роста. Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

В психологии используют формирующий, естественный, лабораторный, экспериментально-патологический и некоторые другие виды экспериментов. Своеобразной формой социального эксперимента является социальная инженерия, большой вклад в разработку которого внес Карл Поппер.

В социально-гуманитарных науках широко применяется сравнительный (компаративистский) метод, анализ документов, метод опроса, анкетирование, интервью. Разновидностью опроса является метод групповой дискуссии. Названный метод обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации её решения. Существует целый ряд форм организации групповой дискуссии. Наиболее известный из них – «мозговой штурм» - метод активизации творческого мышления в группе. Другой разновидностью опроса является экспертиза, в которой главным источником информации выступают компетентные лица, профессионалы в определенной области деятельности. Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, пополнение «банка данных», разработку прогноза, проектирование и принятие оптимальных решений. Экспертная функция сейчас превратилась в главную среди практических функций социогуманитарной науки.

Монографический метод состоит в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте, после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.

Биографический метод основан на личных документах, в которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный вклад пишущего. Разновидностями биографического метода являются автобиография и просопография, т.е. создание коллективных биографий. Иначе говоря, это выявление определенного круга лиц, их дат жизни, социального происхождения, образования, места жительства, роди деятельности, религии. Например, группы императоров, президентов, Нобелевских лауреатов, звезд шоу-бизнеса.

Проективный методы (в психологии) – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Эти методы позволяют «проявиться личности вовне» и сделать выводы о тех или иных её «склонностях», о специфике её психологического развития. Наиболее известными и давно применяемыми проективными методами являются метод чернильных пятен Роршаха и методика фрустраций Розенцвейга. В первом случае выявляется связь между продукцией воображения и типом личности, во втором – реакция индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. Проективные методы широко используются в исторической психологии для изучения психологических особенностей человека в давние времена, недоступные уже для непосредственного изучения (наблюдения или эксперимента). Эти методы плодотворно используются в детской психологии – изучаются продукты детского творчества для построения «психологического портрета» ребенка. Интерпретируя вроде бы ничего субъективно не значащий материал, субъект не замечает, как раскрывает свои волнения, страсти, желания и тревоги. Проективные методы широко применяются в современной социологии.

Одним из эмпирических методов социальной психологии является метод бессловесной коммуникации, основанной на правильном понимании и толковании языка телодвижений индивида (его позы, жесты, мимика лица, интонации голоса, особенности лексики).

К числу специализированных социально-психологических методов относят групповую оценку личности. Эта оценка предназначена для получения характеристики индивида в конкретном коллективе путем взаимного опроса его членов друг о друге по определенной программе. В процессе общения на основе возникающих друг о друге представлений формируется некоторое общественное мнение о каждом из членов коллектива.

В психологии и педагогике используют тестирование – стандартные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знание, умения, память, внимание и т.п.). Как стало очевидным в современной психологии, классические тесты интеллекта позволяют измерять только уровень так называемого конвергентного мышления – нетворческого, осторожного. Другой компонент интеллекта – дивергентное (творческое) мышление не поддается подобному тестированию.

Игровые методы – применяются при выработке управленческих решений – имитационные (деловые) игры и игры открытого типа. Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации. Й. Хейзинга в работе «Человек играющий» показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с разумностью и созидательной способностью. Культура имеет игровой характер, возникает и развивается в игре. Игра, согласно Гадамера, есть способ бытия самого произведения искусства. Человеческая культура немыслима без игры.

В искусствознании применяется метод иконографии – систематическое изучение и описание изображение религиозных и мифологических сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных особенностей.

В истории и археологии применяется метод датировки и синхронизации – определение возраста памятника. Выделяют две системы датировок – абсолютную и относительную. Первая отвечает на вопрос «когда?», вторая – на вопрос «до или после чего?».

Сегодня все чаще говорят о том, что социальное познание стоит на пороге методологической революции, что ему надо кардинальное пересмотреть своей методологический арсенал. Время показало, что многие элементы марксистской парадигмы во многом разошлись с развивающейся действительностью, с новыми явлениями в обществе и отдельных его сферах.

Обратим внимание на взгляды крупного немецкого философа Теодора Адорно.Он исходит из того, что чрезвычайная сложность общества как предмета исследования социальных наук требует сложных и разнообразных методов его анализа. Общество «заранее ждет иного от своих объектов, нежели категориальная система дискурсивной логики». Дискурсивная, т.е. формальная логика, должна быть дополнена «логикой познания социальных наук». Адорно подвергает критике тех социологов, которые «послушны примату метода, а не предмета», но сколь бы инструментально ни определялись методы, сохраняется требование адекватности объекту. Сам предмет должен прийти к значению во всей своей полноте, иначе «плох и сам отшлифованный метод».

Каковы основные причины, вызывающие необходимость разработки новой методологии социального познания?

1.Изменение социальной действительности, т.е. предмета исследования. Получила широкое распространение концепция информационного общества. В ней утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики. Возрастающее значение информационного подхода важно поскольку это наиболее мощное средство освоения неопределенности, неустойчивости, нестабильности, столь характерных для современного общества. Важнейшей составной частью теории информации стало сегодня изучение информационных взаимодействий – искусственных, естественных, смешанных (типа человеко-машинных систем).

2.Устаревание предшествующей парадигмы социально-гуманитарной методологии, её несоответствие новой социально-исторической реальности.

3.Развитие науки в целом и отдельных научных дисциплин, переход научного познания на постнеклассический этап.

4.Включение в научный оборот новых литературных источников. В последние годы на русский язык переведено большое количество иностранных источников, в том числе по проблемам социального познания и его методологии: работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, Х.-Г. Гадамера, Г. Риккерта, К. Поппера, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, В. Дильтея и других. Появились труды ранее запрещенных по политическим соображениям советских философов, социологов, историков, экономистов. Все они требуют тщательного изучения и творческого использования.

5.Возрастание потребности в практической отдаче со стороны социально-гуманитарных наук.

Основные черты новой парадигмы социально-гуманитарного познания и его методологии таковы:

1.Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук, в том числе их методологическое взаимообогащение

2. Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических, явного и неявного знания.

3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках. В.В. Ильин выделил следующие принципы, характерные исключительно для социально-гуманитарного познания: принцип терпимости, принцип условности, принцип аполитичности, принцип антиактивизма (назначение теоретика – объяснять, а не изменять мир), принцип гуманизма.

4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологи, понимающих методик, что вызывает сближение объяснительного и интерпретационных подходов. Социальные науки сегодня представляют собой арену взаимодействия объяснения и интерпретации.

5. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов.

6. Все более острой становится необходимость формирования у представителей социогуманитарных наук так называемого «нелинейного мышления», которое способно «схватить» новые социальные процессы.

7. В настоящее время происходит резкое изменение субъектно-объектных отношений в сторону субъективного фактора, т.е. поворот к конкретному индивиду.

8. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности.

9. Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон. Формируется универсальная парадигма, которую называют универсальным эволюционизмом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.017 с.)