E . Михаил Пселл как богослов и личность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E . Михаил Пселл как богослов и личность



Исследование ангелологии Михаила Пселла подтверждает наше убеждение в том, что богословские взгляды византийского монаха глубоко укоренены в церковной святоотеческой традиции. Ангелология Пселла представляет прекрасный материал для характеристики его личности как богослова и человека. Святоотеческое учение о небесных силах, что показано в нашем обзоре в первой главе настоящего исследования, является сферой достаточно свободных суждений в истории патристической мысли и потому выявляет творческий характер богословия того или иного церковного писателя. Не имея в целом догматического или сотериологического значения, учение об ангелах тем не менее оставалась для Пселла предметом бережного обращения, богословские проблемы которой решались с перспективы евангельского учения и традиции святых отцов.

Богословские писания Пселла являют глубину церковной мысли и проникновенность автора, умевшего применять, по примеру Великих Каппадокийцев, философскую эрудицию для словесного выражения христианских истин. Мировоззрение Михаила Пселла, на наш взгляд, проникнуто глубоким догматическим пониманием истин христианской веры. Даже такой незаурядный автор как Михаил Пселл, обладавший, с нашей точки зрения, глубоким церковно-догматическим сознанием, не смог бы согласованно сочетать в своем мировоззрении, высокие христианские истины наряду с грубыми народными религиозными представлениями, что добавляет еще один веский довод в пользу отрицания первоначальной атрибуции трактата Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων Михаилу Пселлу.


Список источников и литературы

Издания сочинений Михаила Пселла

1. Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 687-784.

2. Dyck, A.R. Michael Psellus: The essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Wien, 1986.

3. Fisher E.A. Image and Ekphrasis in Michael Psellos' Sermon on the Crucifixion // Byzantinoslavica 55 (1994) fasc. 1. 44-55.

4. Garzya A. On Michel Psellus’ Admission of faith // Επετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών 35 (1966-1967) 41-46.

5. Garzya A. Un encomio del vino, inedito di Michele Psello / Byzantion. 35 (1969) 418-428.

6. Gautier P. Lettre au Sultan Malik-Shan Rédigée par Michel Psellos // REB 3 (1977) 73-97.

7. Gautier P. Un discourse inédit de Michel Psellos sur la cricifixion // REB 49 (1991) 5-66.

8. Joannou P. Aus den unedierten schriftes des Psellos: das lehrgedicht zum messopfer und der traktat gegen die vorbestimmung der todesstunde // BZ 51 (1958) 1-14.

9. Joannou P.P. Démonologie populaire – demonologie critique au XIe siècle. La vie inédite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971.

10. Μαγικά λόγια του Ζωροάστρη. Σε σχόλια του Γεωργίου Γεμιστού Πλήθωνος και του Μιχαήλ Ψελλού. Εισαγωγή, μετάφραση στη νεοελληνική Μ. Κεκροπούλου. Αθήνα, 1998.

11. Περὶ δόγματος // PG V. 122. Col. 812-817.

12. Pselli ad imperatorem dominum Michaelem Ducam solutiones breves quaestionum naturalium // PG V. 122. Col. 783-810.

13. Michaelis Pselli. Orationes Hagiographicae / Ed. E.A. Fisher. Leipzig, 1994.

14. Michaelis Pselli. Scripta Minora. / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Milano, 1936, 1941. V. Ι-ΙΙ.

15. Michele Psello. Autobiografia: encomio per la madre / Ed. by Criscuolo U. Naples, 1989 S. 85-153.

16. Michele Psello. Epistola a Giovanni Xifilino / A cura di U. Criscuolo. Napoli, 1990.

17. Michele Psello. La crisopea ovvero come fabbricare l’oro / Traduzione, introduzione e commento di F. Albini. Genova, 1988.

18. Michel Psellos. Chronographie ou histoire d'un siècle de Byzance (976-1077). Texte établit et traduit par Renauld E. I-II. Paris, 1926-1928. [TLG 2702 1].

19. Michael Psellos. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L.G. Westerink. Utrecht, 1948.

20. Michael Psellos. Encomio per Giovanni plissimo mitropolita di Euchaita. Padora, 1968.

21. Michael Psellus. De omnifaria doctrina / Critical text and introduction L.G. Westerink. Nijmegen, 1948.

22. Michael Psellus. In Mariam Sclerenam. Ed. by Spadaro, M.D. Catavia, 1984. S. 71-88.

23. Michael Psellus. Orationes forenses et acta / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.

24. Michael Psellus. Orationes panegyricae / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.

25. Michael Psellus. Oratoria minora / Ed. by Littlewood, A.R. Leipzig, 1985

26. Michael Psellus. Philosophica minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia) edr. Duffy, J.M. Leipzig, 1992. V. I.

27. Michael Psellus. Philosophica minora (Opuscula psychologica, theologica, daemonologica) / Ed. by D.J. O' Meara. Leipzig, 1989. V.2.

28. Michael Psellus. Poemata / Ed. by L.G. Westerink. Stuttgart, Leipzig, 1992. [TLG 2702 15].

29. Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita / Ed. Kurts E., Drexl F. Milano, Vol. I. 1936; Vol II. 1941.

30. Michaelis Pselli Historia Syntomos / Editio princeps, recensuit, anglice vertit et commentario instruxit Aerts W.J. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae V. XXX) Berolini, 1990.

31. Michael Psellus. Theologica / Ed. P. Gautier. Leipzig, 1989. V.I.

32. Michael Psellus. Theologica / Ed. L.G. Westerink et J.M. Duffy. Leipzig, 2002. V. II.

33. Bibliotheca Graeca Medii Aevi / Ed. Satha C. Parisiis, 1874, 1876. Vol. IV-V.

34. Tzatzae allegoriae Iliadis accedunt Pselli allegoriae quarum una inedita / Curante J.F. Boissinade. Hildesheim, 1967.

35. Безобразов П.В. Неизданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кирулария // Журнал Министерства Народного Просвещения 265 (1889) 32-84.

36. Безобразов П.В. Хрисовул императора Михаила VII Дуки // ВВ 6 (1899) 141-143.

37. Истрин В.М. Греческие списки Завещания Соломона. Одесса, 1898.

38. Михаил Пселл. Богословские сочинения / пер. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998.

39. Михаил Пселл. Обзор риторических идей. О сочетании частей речи. Вестарху Пофосу. Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида / Приложение //Античность и Византия. М., 1975. С. 158-160.

40. Михаил Пселл. О душе. О времени. О движении. Какому-то учителю. Соученику Роману. Какому-то ученику. Митрополиту Василеона Синету. Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом // Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. С. 148-155.

41. Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер. Я.Н. Любарский, Д.А. Черноглазов, Д.Р. Абдрахманова. СПб., 1978.

Сочинения Псевдо-Пселла

1. Anonymi Miscellanea Philosophica. A Micsellany in the Tradition of Michael Psellos (Codex Barroccianus Graecus 131). Critical edition and introduction by I.N. Pontikos. Bruxelles, 1992.

2. Gautier P. Pseudo-Psellos: graecorum opiniones de daemonibus // R ΕΒ 46 (1988) 85-107.

3. Ψελλοῦ Μ. Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG. V. 122. Col. 819-876.

4. Psello M. Sull’ attivita dei demoni / Traduzione di U. Albini. Genova, 1985.

5. Psello M. Le opere dei demoni. A cura di P. Pizzari. Palermo, 1989.

6. Psellus M. De operatione daemonum. Ed. F. Boissonade. Nurenberg. 1838.

7. Ψελλοῦ Μ. Τίνα περὶ δαιμόνων Δοξάζουσιν Ἓλληνες // PG V. 122. Col. 875-882.

 

Другие источники

8. Athenagoras. Legatio and De resurrectione / Ed. Schoedel, W.R.Oxford, 1972.

9. Clemens Alexandrinus. Stromata VII-VIII, Excerpta ex Theodoto – Eclogae propheticae, Quis dives salvetur – fragmente / Die Griechischen Christlichen Schriftsteller. Herausgegeben von dr. O. Stahlin. Leipzig, 1909. Band, 3. Berlin, 1970.

10. Diadoque de Photicé. Oeuvres Spirituelles / Introduction, texte critique, traduction et notes par Places E. // SC 5 (1955).

11. Dionysios Areopagita: Corpus Dionysiacum / Pseudo-Dionysios Areopagita. Berlin; New York, V. I-II. 1990.

12. Gregor von Nazianz. Die theologischen Reden / Ed. Barbel, J. Dusseldorf, 1963.

13. Nικήτα τοῦ Στηθάτου γνωστικῶν κεφαλαίων // PG V. 120. EK. 3, 98. Col. 954-1009.

14. Νικήτα τοῦ Στηθάτου πρακτικῶν κεφαλαίων // PG V. 120. EK. 1, 96. Col. 852-897.

15. Nικήτα τοῦ Στηθάτου φυσικῶν κεφαλαίων // PG V. 120. EK. 2, 81.Col. 900-952.

16. Nicétas Stéthatos. Opuscules et Lettres / Introduction, texte critique, traduction et notes par Darrouzes J. // SC 81 Paris, 1961.

17. Proclus. De sacrificio et magia // Catalogue des manuscrits alchimiques grecs / Ed. Bidez, J. V. 6. Brussels, 1928.

18. Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres Théologiques Gnostiques et Practiques / Introduction, texte critique, traduction et notes par Darrouzes J. // SC 51 (1957).

19. Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes 16-40 / Texte critique par Koder J. V. II. // SC 174 (1971).

20. Анна Комнина. Алексиада / Пер. с греч. Любарского Я.Н. СПб., 1996.

21. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / Пер. вступ. ст. и примеч. Рожанский И.Д. М., 1981.

22. Аристотель. Этика. М., 2002.

23. Василий Великий, свт. Толкование на книгу пророка Исаии. М., 2002.

24. Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Минск, 20001. Е.М. Ломизе. М., 1995. ание творений.

25. Григорий Синаит, преп. Творения / Пер. с греч. примеч. еп. Вениамин (Милов). М., 1999.

26. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996, Т. IV.

27. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. О небесной ие­рар­хии / Пер. М.Г. Ермакова. СПб., 1997.

28. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. О цер­ков­ной ие­рар­хии. По­сла­ния / Вступ. ст., пер. Г.М. Про­хо­ров. СПб., 2001.

29. Епифаний Кипрский, свт. Творения / Творения святых отцов в русском переводе издаваемые при Московской Духовной Академии. М., 1872; 1882. Ч. 3, 5.

30. Ио­анн Да­ма­скин, преп. Ис­точ­ник Зна­ния / Пер. с древ­не­греч. и ком­мент. Д.Е. Афи­но­ге­но­ва, А.А. Брон­зо­ва, А.И. Са­гар­ды. М., 2002.

31. Иоанн Дамаскин, преп. Христологические и полемические трактаты, Слова на богородичные праздники / Пер. и комм. свящ. Максим Козлов, Д.Е. Афиногенов. 1997.

32. Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском переводе. СПб., 1898. Т.2,3.

33. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1992.

34. Макарий Египетский, преп. Духовные слова и послания. Собрание типа I. (Vatic. graec. 694) / Предисловие, перевод, комментарии, указатели А.Г. Дунаева. М., 2002.

35. Максим Исповедник, преп. Творения. Богословские и аскетические трактаты / Перевод, вступительная статья и комментарии А.И. Сидорова. Кн. 1. М., 1993.

36. Ориген. О началах / Пер. с лат. СПб., 2000.

37. Платон. Собрание сочинений. М., 1994.

Литература

1. Арранц М. Крещение и миропомазание. Рим. 1998.

2. Безобразов П.В. Византия в XI веке. [Рец. на кн.:] Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. СПб., 1884. // Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. СПб., 2004. Кн.2. С. 368-398.

3. Безобразов П.В. Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001.

4. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. СПб., 1998.

5. Брюсова В.Г. Русско-Византийские отношения середины XI века // Вопросы истории. 3 (1972) 51-62.

6. Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла // Византийский сборник. М., 1945. C. 249-255.

7. Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни // Альфа и Омега 4,11 (1996).

8. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996.

9. Гаврюшин Н.К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования. М., 16 (1982) 327-338.

10. Герцман Е.В. Музыкально теоретические знания Михаила Пселла // Византийская Цивилизация в освещении российских ученых 1947-1991. С. 168-173.

11. Греческо-русский словарь / Сост. Вейсман А.Д. СПб., 1899.

12. Дионисий (Шленов), иеродиакон. Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1998.

13. Доддс Э. Греки и иррациональное. СПб., 2000.

14. Илларион (Алфеев), иером. Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998.

15. История философии. Запад-Россия-Восток / Под ред. Мотрошиловой. Кн. 1. М., 2000.

16. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковныя, от Рождества Христова до 1879 года архимандрита Арсения. СПб., 1880.

17. Литаврин Г.Г., Гранстрем Е.Э. [Рец. на кн.:] Я.Н. Любарского “Михаил Пселл. Личность и творчество” // ВВ 42 (1981) 192-197.

18. Литаврин Г.Г. Михаил Пселл и учение об идеальном государе // Анфологион: Власть, общество, культура в славянском мире в средние века (К 70-летию Б.Н. Флори). М., 2008. С. 118-130.

19. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927.

20. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 2000. Кн.1.

21. Лурье В. Послесловие // Мейендорф И. прот. Введение в изучение св. Григория Паламы. СПб., 1997.

22. Любарский Я.Н. Византийцы "о двигателях истории" (К проблеме идейных течений XI в.) // Его же. Византийские историки и писатели. СПб., 1999. С. 295-307.

23. Любарский Я.Н. Внешний облик героев Михаила Пселла // Византийская литература. М., 1974. С. 245-262.

24. Любарский Я.Н. Историограф Михаил Пселл // Михаил Пселл. Хронография. Краткая история. СПб., 1978. С. 239-289.

25. Любарский Я.Н. “Краткая История” Михаила Пселла: существует ли проблема авторства? // ВВ (1994) 80-84.

26. Любарский Я.Н. Литературно-эстетические взгляды Михаила Пселла // Античность и Византия. М., 1975. С. 114-262.

27. Любарский Я.Н. Михаил Атталиат и Михаил Пселл (опыт короткого сопоставления) // Византия и средневековый Крым. Барнаул, 1992. С. 92-102.

28. Любарский Я.Н. Михаил Пселл и Григорий Назианзин // Его же. Византийские историки и писатели. СПб., 1999. С.182-187.

29. Любарский Я.Н. Пселл в отношениях с современниками (Опыт характеристики личности) // Его же. Византийские историки и писатели. СПб., 1999. С. 188-211.

30. Макарий (Булгаков), митр. Догматическое богословие. М., 1999.

31. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.

32. Ма­хов А.Е. Сад де­мо­нов. М., 1998.

33. Медведев И.П. Малоизвестный проект первого издания "Хронографии" Михаила Пселла // ВВ М., 2001. Т. 60. С. 183-191.

34. Миллер Т.А. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия. М., 1975. С. 140-155.

35. Петров А.В. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности // http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/petrov.htm

36. Пржегорлинский А.А. Богословие святителя Феолипта Филадельфийского и поздневизантийский исихазм. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 2001.

37. Рас­сел Д.Б. Лю­ци­фер и дья­вол в сред­ние ве­ка. СПб., 2001.

38. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

39. Ружицкий К. прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи (первых четырех веков). Курсовая работа. Загорск, 1958.

40. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006.

41. Сидоров А.И. Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате) // ЖМП 6 (1992) 33-45.

42. Скабаланович Н.А. Византийская наука и школы в XI столетии // ХЧ 3-4 (1884) 344-369. 730-770.

43. Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 2004. Кн.1-2.

44. Сметанин В.А. О критериях и уровне научности энхиридия Михаила Пселла "Синопсис законов" // Свидетель Истины (Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа). Екатеринбург, 2003. С. 380-411.

45. Сокурова Н.И. Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла: Опыт историко-педагогического анализа энхиридия “Обозрение законов”. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2000.

46. Сокурова Н.И. О значении имплицитной информации в средневековом энхиридии Михаила Пселла “ Обозрение законов ” (историко - педагогический аспект) // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000. С. 292-297.

47. Спасский А.А. Вера в демонов в древней Церкви и борьба с ними // Богословский Вестник 2,7 (1907) 357-391.

48. Успенский Ф.Н. История Византийской Империи XI-XV вв. Восточный вопрос. М., 1997.

49. Успенский Ф.Н. Очерки византийской образованности. М., 2001.

50. Черноглазов Д.А. Замечания о “Краткой истории” Михаила Пселла // Хронография. Краткая история. СПб., 2001. С. 367-375.

51. Чистякова В. [Рец. на кн.:] Kaldellis A. The argument of Psellos’ Chronographia. Leiden; Boston; Kőln, 1999 // ВВ 64(89) (2005) 283-285.

52. Флоринский Т.Д. Новый русский труд по истории Византии [Рец. на кн.:] Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. СПб., 1884. // Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. СПб., 2004. С. 399-414.

53. Шарль Диль. Византийские портреты / Пер. с франц. М. Безобразовой. М., 1994. С. 96-110.

54. Шеррард Ф. Греческий Восток и Латинский Запад: исследование христианской традиции / Пер. с англ. Каннского Ю.М. М., 2006.

55. Αγγελίδη Χ.Γ. Μιχαήλ Ψελλός: Η ματιά του φιλοτέχνου // Σύμμεικτα 12 (1998) 75-85.

56. Alexander (Golitzin), hieromonk. “A Contemplative and Liturgist”: father Georges Florovsky on the Corpus Dionysiacum // SVTQ 43.2 (1999) 131-161.

57. Alexander (Golitzin), hieromonk. A Testimony to Christianity as Transfiguration: The Macarian Homilies and Orthodox Spirituality // Orthodox and Wesleyan Spirituality. Ed. Kimbrough S.T. (Crestwood NY: 2002) 129-156.

58. Alexander (Golitzin), hieromonk. Dionysius Areopagites in the works of saint Gregory Palamas: on the question of a “Christological corrective” and related matters // SVTQ http://www.marquette. edu/maqom/Corrective

59. Alexander (Golitzin), hieromonk. "Earthly angels and heavenly men": the old testament pseudepigrapha, Nicetas Stethatos, and the tradition of "interiorized Apocalyptic" in eastern Christian ascetical and mystical literature // DOP 55 (2001) 125-153.

60. Alexander (Golitzin), hieromonk. Hierarchy versus anarchy? Dionysios Areopagita, Symeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition // SVTQ 38, 2 (1994) 131-179.

61. Alexander (Golitzin), hieromonk and Orlov A. 'Many Lamps are Lightened from the One': Paradigms of the Transformational Vision in the Macarian Homilies" // VigChr 55 (2001) 281-298.

62. Alexander (Golitzin), hieromonk. Et Introibo ad Altare Dei: The Mystagogy of Dionysius Areopagita // Analekta Vlatadon 59 (1994).

63. Alexander (Golitzin), hieromonk. "The demons suggest an illusion of God's Glory in a form": controversy over the divine Body and vision of glory in some late fourth, early fifth century monastic literature // Society of Biblical Literature conference, Sunday, November 21, 1999. P. 1-26.

64. Alexander (Golitzin), hieromonk. The Form of God and Vision of the Glory: Some Thoughts on the Anthropomorphite Controversy of 399 AD // Mistagogia: Experienta lui Dumnezeu in Orthodoxie (Sibiu: Deisis, 1998) 184-267.

65. Allatii L. De Psellis et eorum scriptis diatriba // PG V. 122. Col. 477-538.

66. Anastasi R. Giulio Africano e Michele Psello // BZ 76 (1983) 277-278.

67. Andresen C. Integration of Platonism into Early Christian Theology // Studia Patristica 15, 1 (1984) 399-413.

68. Anderson G.A. The Fall of Satan in the Thought of St. Ephrem and John Milton // Hugoge: Journal of Syriac Studies 3,1 (January 2000) / http://syrcom.cua.edu /Hugoye/Vol3No1/HV3N1Anderson.html

69. Athanassiadi P. Byzantine Commentators on the Chaldaean Oracles: Psellos and Plethon // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by K. Ierodiakonou. Oxford, 2002. P. 237-252.

70. Benakis L. Michael Psellos' Kritik an Aristoteles und seine eigene Lehre zur „Physis“- und „Materie-Form“ Problematik // BZ 56 (1963) 213-227.

71. Βλέτση Α.Β. Το προπατορικό αμάρτημα στη θεολογία του Μάξιμου του Ομολογητού: ἔρευνα στίς άπαρχές μιᾶς ὀντολογίας τῶν κτιστῶν. Κατερίνη, 1998.

72. Dakouras D.G. Die antiken Religionen bei Michael Psellos. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophischen Fakultät der Universität zu Kölin. Köln, 1975.

73. Danielou J. Les anges et leur mission. Histoire des doctrines chretiennes avant Nicee. Paris, 1990.

74. Daley B.E. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge, 2003.

75. Draseke J. Michael Psellos im “Timarion” // BZ 6 (1897) 483-490.

76. Duffy J. Dealing with the Psellos Corpus: From Allatius to Westerink and the Bibliotheca Teubneriana // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 1-12.

77. Duffy J. Reactions of two Byzantine Intellectuals to the Theory and Practice of Magic: Michael Psellos and Michael Italikos // Byzantine Magic / Ed. by G. Maguire. Washington, 1995. P. 83-95.

78. Fisher E.A. Michael Psellos in a Hagiographical Landscape: The life of St. Auxentios and Encomion of Symeon the Metaphrast // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 57-72.

79. Fortescue A. Michaelis Psellus // The Catholic Encyclopedia. XII (1911) 545-546.

80. Fogen M.T. Balsamon on Magic: From Roman Secular Law to Byzantine Canon Law // Byzantine Magic / Ed. by G. Maguire. Washington, 1995. P. 99-115.

81. Γαζή Ε. Ο δεύτερος βίος των τριών ιεραρχών. Μια γενεαλογία του «ελληνοχριστιανικού πολιτισμού». Αθήνα, 2004.

82. Greenfield R.H. Contribution to the Study of Palaeologan Magic // Byzantine Magic / Ed. by G. Maguire. Washington, 1995. P. 117-153.

83. Greenfield R.H. Traditions of belief in late Byzantine demonology. Amsterdam, 1988.

84. Gunter Weib [Рец. на кн.:] Anitra Gadolin, A Theory of History and Society with special reference to the Chronographia of Michael Psellus; 11th Century Byzantium // BZ 66 (1973) 78-80.

85. Hayton D. Michael Psellos’ De Daemonibus in the Renaissance // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 193-216.

86. Hohlweg. A. Medizinischer “Enzyklopadismus” und das Πονεμα Ιατρικον des Michael Psellos // BZ 81 (1988) 39-49.

87. Χονδριδου Σ. Κωνσταντίνος Λειχούδης, Ιωάννης Μαυρόπους, Μιχαήλ Ψελλός, Ιωάννης Ξιφιλίνος: «Η τέτρας των σοφών». Η άνοδος και η πτώση της γύρω στα μέσα του 11ου αιώνα // Αυτοκρατορία σε κρίση (;) Το Βυζάντιο τον 11-ο αιώνα (1025-1081) / Διεθνή Συμπόσια 11. Αθήνα, 2003. Σ. 409-423.

88. Χρήστου Κ.Π. Ἡ ἐπίδραση τοῦ Πρόκλου Διαδόχου στό φιλοσοφικό ἔργο τοῦ Μιχαήλ Ψελλοῦ // Byzantina 25 (2005) 117-176.

89. Hussey J. Michael Psellus, the Byzantine Historian // Speculum, 10, 1 (Jan., 1935) 81-90.

90. Ierodiakonou K. Psellos’ Paraphrasis on Aristotle’s De interpretatione // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by K. Ierodiakonou. Oxford, 2002. P. 157-182.

91. Ivánka E. [Рец. на кн.:] Joannou P. Christiche metaphysic in Byzanz. Ettal, 1956; Joannou P. Ioannes Italos Quaestiones Quodlibetales. Ettal, 1956. // BZ 51 (1958) 381-382.

92. Joannou P.P. Christiche metaphysic in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos. [Studia Patristica et Byzantina, 3]. Ettal, 1956.

93. Joannou P.P. Psellos et le monastere ta Narsou // BZ 44 (1951). 283-290.

94. Jugie M. Psellos Michel // Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. XIII. P. 1149-1158.

95. Karahalios G., priest. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Cosmos-Man. Doctoral Dissertation University of Heidelberg Faculty of Philosophy. Heidelberg, 1970.

96. Καραχάλιος Γ.Α., πρωτ. Η Ανθρωπολογία του Μιχαήλ Ψελλού. Ἐναίσιμος ἐπὶ διδακτορίᾳ διατριβὴ ὑποβληθείσα εἰς τὴν Θεολογικὴν Σχολὴν τοῦ Πανεπιστημίου Ἀθηνῶν. Αθήνα, 1990.

97. Κουτσογιαννόπουλος Δ.Ι. Η θεολογική σκέψις του Μιχαήλ Ψελλού // Επετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών 34 (1965) 208-217.

98. Κριαράς Ε. Ο Μιχαήλ Ψελλός // Byzantina 4 (1972) 53-128.

99. Krumbacher K. Geschichte der Byzantinischen Literatur (527-1453). Munchen, 1891.

100. Kyriakides S. [рец. на:] Svoboda La demonologie de Michel Psellos. Brno, 1927. (Opera facultatis philosophiae Universitatis Masarykianae Brunensis) // BZ 9 (1928) 110-115.

101. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1968.

102. Lemerle P. Cinq études sur le XIe siècle Byzantin. Paris, 1977.

103. Lexicon fur theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau, 1962.

104. Ljubarsky J. Man in Byzantine Historiography “From Jonh Malalas to Michael Psellos” // DOP 46 (1992) 177-186.

105. Liddel H. Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.

106. Louth A. St. John Damascene: tradition and originally in Byzantine theology. Oxford; New York, 1986.

107. Martikainen J. Das Bőse und Teufel un der Theologie Ephraema des Syrers. Dissertation, Stiftelsens fur Abo Akademi Forskningsinstitut, 1978.

108. Mayer A. Psellos’ Rede über den rhetorischen Charakter des Gregorios von Nazianz // BZ 20 (1911) 27-100.

109. Μαυρομάτη-Κατσουγιαννοπούλου Σ. Η Διδασκαλία παντοδαπή του Μιχαήλ Ψελλού και η Χρονογραφία του Μιχαήλ Γλυκά // Byzantina 15 (1989) 143-153.

110. Μολόττου Ζώτου Β.Δ. Λεξικόν των αγίων πάντων της ορθοδόξου εκκλησίας. Βίοι και μαρτυρία. Αθήνα, 1904.

111.  Μπαλανός Δ. Ὀι βυζαντικοί ἐκκληαστικοί συγγραφείς ἀπὸ τοῦ 800 μέχρι τοῦ 1453. Άθῆναι, 1951.

112. Μπενάκης Λ.Γ. Βιβλιοκρισία τῶν δύο τόμων τῆς Bibliotheca Teubneriana: Michael Psellus, Philosophica Minora. Vol. I. 1992 και Vol. II. 1989 (1995) // Μπενάκης Λ.Γ. Βυζαντινή φιλοσοφία. Κείμενα και μελέτες. Αθήνα, 2002. Σ. 487-495.

113. Niarchos C.G. John Patricios: Michael Psellos in Praise of his Student and Friend // Byzantina 11 (1982) 223-242.

114. Orlov A.A. Secrets of creation in 2 (slavonic) Enoch // Henoch 22 (2000) 45-62.

115. Peers G. Subtle Bodies. Representing Angels in Byzantium. Los Angeles, 2001.

116. Pelikan J. The Spirit of Eastern Christendom (600-1700) / The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago and London, 1977. V. II.

117. Petit L. Jean Italos // Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. VIII. P. 826-828.

118. Polemis D.I. Notes on eleventh-century chronology // BZ 58 (1965) 60-76.

119. Prantl K. Michael Psellus und Petrus Hispanus. Leipzig, 1867.

120. Renauld E. Introduction // Michel Psellos. Chronografie (976-1077), Paris, 1926. Part I. P. 19-27.

121. Romanidis J.S. Notes on the Palamite Controversy and Related topics // Greek Othodox Theological Review 6.2 1960–1961. P. 186–205; 9.2. 1963–1964. P. 225–270.

122. Rorem P., Lamoreaux J. John Scythopolis and Dionysian Corpus. Annotating the Areopagite. Oxford, 1998.

123. Routledge, Kegan P. Cosmic Theology. The Ecclesiastical Hierarchy of Pseudo-Denys: An Introduction. London, 1964.

124. Roques R. L’Univers Dionysien: structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983.

125. Ševčenko I. Byzantium and the Slavs in Letters and Culture. Cambridge and Napoli, 1991.

126. Sicherl M. Michael Psellos und Iamblichos de Mysteriis // BZ 53 (1960) 8-21.

127. Sofroniou S.A. Michael Psellos’ Theory of Science // Αθήνα 609 (1966-1967) 78-90.

128. Τατάκης Β.Ν. Η Βυζαντινή φιλοσοφία. Αθήνα, 1977.

129. Τελέλης Ι. Οι λόγιοι του 11-ου αιώνα και ο αριστοτελισμός: η περίπτωση των «μετεωρολογικών» // Η Αυτοκρατορία σε κρίση (;) Το Βυζάντιο τον 11-ο αιώνα (1025-1081) / Διεθνή Συμπόσια 11. Αθήνα, 2003. Σ. 425-442.

130. Tinnefeld F. Psellos // Theologische Realenzyklopädie. Berlin - New York, 1997. S. 27. P. 637-639.

131. Τσαμή Δ.Γ. Η τελείωσις του ανθρώπου κατά Νικήταν τον Στηθάτον. (Ανάλεκτα Βλατάδων 11) Θεσσαλονίκη, 1971.

132. Weiss G. Die Leichenrede des Michael Psellos auf den Abt Nikolaos vom Kloster von der Schönen Quelle // Byzantina 9 (1977) 219-322.

133. Weiss G. Forschungen zu den noch nicht edierten Shriften des Michael Psellos // Byzantina 4 (1972) 10-52.

134. Weiss G. Untersechunger zu den unedierten Schriften des Michael Psellos // Byzantina 2 (1970) 335-381.

135. Westerink L.G. Exzerpte aus Proklos' Enneaden-Kommentar bei Psellos // BZ 52 (1959) 1-10.

136. Westerink L.G. Proclus, Procopius, Psellos // Mnemosyne: Bibliotheca Classica Batava. 10 (1942) 275-280.

137. Whittaker T. The Neo-platonists. A Study in the history of Hellenism. Cambridge, 1928.

138. Zervos C. Un Philosophe néoplatonicien du XIe siècle Michel Psellos. Paris, 1920.

 


Список сокращений

 

БВ – Богословский Вестник
ВВ – Византийский временник
ЖМП – Журнал Московской Патриархии
BZ – Byzantinische Zeitschrift
DOP – Dumbarton Oaks Papers
Phil. Min. – Michaelis Pselli philosophica minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia) edr. Duffy, J.M. Leipzig, 1992. S. 1-283. [TLG 2702 10]
Phil. Min. V.II. – Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula philosophica, psychologica, demonologica) / Ed. D.J. O' Meara. Leipzig, 1989. V. II.
PG – Patrologiae Cursus Completus / Accurante J.-P. Migne. Series Graeca. Paris, 1857-1866.
REB – Revue des Études Byzantines
SC – Sources Chrétiennes
SVTQ – St. Vladimir's Theological Quaterly. N.-Y.
VigChr – Vigiliae Christianae
POEMATA – Michaelis Pselli poemata / Ed. by L.G. Westerink. Stuttgart, 1992. [TLG 2702 15]
Scr. Min. – Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita / Ed. Kurts E., Drexl F. Milano, Vol. I. 1936; Vol II. 1941.
THEOLOGICA – Michaelis Pselli theologica / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V.I.
TLG – Tesaurus Linguae Graeca [Electronica]
VA – Vie de s. Auxence [в кн.:] Joannou P.P. Démonologie populaire – demonologie critique au XIe siècle. La vie inédite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971. P. 65-132.
  Ареопагититский корпус [В изд.:] Dionysios Areopagita: Corpus Dionysiacum / Pseudo-Dionysios Areopagita. Berlin; New York, V. I-II. 1990.
СΗ – De Coelesti Hierarchia
DN – De Divinis Nominibus
EH – De Ecclesiastica Hierarchia

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Перевод оригинальных текстов Михаила Пселла

 

  1. Мудрейшего ипертима, кир Константина Пселла изложение веры, поданное царю господину Константину Мономаху для опровержения обвиняющих его   1. Верую во Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу Святую и Единосущную, разделенную в Лицах, но нераздельную по существу и божеству, Которой в телесных чинах установлено все бытие. 2. Верую и исповедую три Лица, три Ипостаси, единое Начало и Господство, безначальное, бесконечное, непрерывное и вечное, и анафематствую Савеллия три лица во единое соединяющего и Ария во едином божестве три природы разделяющего. 3. Верую яко прежде всех времен и веков Сын рождается от Отца, а Дух исходит. 4. Верую яко Отец есть причина Сына по природе и что Сын есть совершенная Ипостась, неотделимая от отеческой Ипостаси и что Дух Святый от Отца исходящий, с Сыном спокланяется и сславится, неотделимый и неразлучимый от Отца и Сына. 5. Верую и исповедую, яко всего сущего отделена вневременная и единосущная Троица, неслиянно единая и нераздельно делимая, единое существо и три Ипостаси, изначала совершенная и ни в каком лице недостаток имущая, но вместе – Отец, Сын и Дух Святый. 6. Верую яко в конце времен, во времена Кесаря Августа, в лето 5500, Един от Святыя Троицы, Отца Единородный Сын, ради прегрешения нас и праотца нашего, бысть Человек, и отеческих недр не разлучаясь, сошел, преклонив небеса и не изменив божественной природы, стал совершенным Человеком. 7. Верую яко от пречистых кровей Святыя и Приснодевы Марии Сын Божий и Господь наш воплотился, изшед из ее чрева во единой ипостаси и двух сложенных природах. Ибо Бог есть и Человек, но единое Лицо, в двух природах познаваемое. 8. Верую яко природы неизменно и непреложно соединились, и яко из двух природ бысть совершенное единство, не так, как будто две природы составили единую сложную природу, но объединившись друг с другом во единую сложную Ипостась Сына Божия. Анафематствую Нестория единого Сына на двух расчленяющего, а также Евтихия и Севира смешение сошедшихся двух природ проповедующих. 9. Верую и исповедую Святую Богоматерь Марию без мужа зачавшую Господа нашего Иисуса Христа и без мук родившую. Исповедую Ее высшую Херувим и святейшую Серафим, чистейшую всякой рожденной природы.  
   
   
   
10. Верую яко по истине воплотился Господь, а не по воображению, что алкал, жаждал, страдал согласно с законом тела, был смертным и бессмертным, видимым и невидимым, описуемым и неописуемым, Одним и Тем же, действующим по божеству и по человечеству. 11. Верую, что одно есть сущность, а другое – ипостась: сущность означает вид, содержащий в себе ипостаси, такие как Бог, человек; ипостась же указывает на лицо: Отец, Сын, Святой Дух. Мы говорим: от божественной сущности воплощается одна ипостась, то есть Сын, а не сама сущность. 12. Верую и исповедую Святую Троицу в Трех Лицах и Единой природе, во едином Лице воплощенного Господа и в двух природах познаваемого, и, кратко говоря, верую в провозвещенное пророками, истолкованное апостолами, определенное отцами на семи Соборах. Крещен во имя трех Лиц тройным погружением в воду по подобию смерти Христа, восстанием из воды причастник и воскресения Его. 13. Верую и исповедую восстание Христа из мертвых, восшествие с Телом на небеса, сопребывание со Отцем и Духом, Второе Его Пришествие, беспристрастный и страшный суд, блаженство праведных и мучение грешных. 14. Поклоняюсь и служу иконе воплощенного Сына Божия, образу тела Его Матери, ликам в красках угодников Его, но не самим очертаниям, а подобию, возводящему к первообразу.

 


2. Всестороннее Учение (Didaskal…a Pantodap») [344]

(Избранные главы)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.156 с.)