Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигмы и теории в социологическом исследовании: критерии их выбора при исследовании социальных проблемСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 3. Парадигмы и теории в социологическом исследовании: критерии их выбора при исследовании социальных проблем Понятие исследовательской парадигмы. Это общемировоззренческие конструкции, задающие нормативный способ исследования реальности. Теория – это система взаимосвязанных утверждений, направленная на объяснение реальности. Связь теории и парадигмы: парадигма задает способ получения знания о реальности, теория – объясняет эту реальность на основе знания. 1. Позитивистская модель (положительное знание)
1. Дедуктивная основа модели – это Схема: От общего к частному 2. Исходные посылки позитивизма (К. Гемпель – 40-е гг ХХ в) Во-первых, социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Эти законы формулируются в виде каузальных высказываний, описывающих причинную связь. Во-вторых, хорошее (т.е. позитивное с точки зрения позитивистской модели) объяснение соответствует трем нормативно-логическим критериям: · То, что подлежит объяснению, может быть логически выведено из объясняющих высказываний · В число объясняющих высказываний входит правдоподобный общий закон, из которого, то, что подлежит объяснению, выводится с логической необходимостью · То, что подлежит объяснению, должно удовлетворять критерию эмпирической проверяемости. В-третьих. М етоды социологических исследований должны быть такими же точными, как и методы естественных наук. В-четвертых. «Субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через «открытое», то есть доступное для наблюдения поведение. В-пятых. Истинность научных понятий и утверждений устанавливается на основе эмпирических процедур исследования. В-шестых. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно. В-седьмых. Социология должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Неопозитивизм Рассмотрим классическую исследовательскую парадигму – неопозитивизм. Один из видов неопозитивистской модели исследования известен как гипотетико-дедуктивный или дедуктивно-номологи-ческий [1], построенный на исходных теоретических объяснительных моделях. Его исследовательская суть заключается в переходе от общего к частному. В основе этой модели лежит процесс нисхождения от теории к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям.
Неопозитивистский подход состоит в использовании исходных понятий, являющихся обобщением частных явлений. В рамках этого подхода объяснение в социологическом исследовании должно быть формализовано в виде дедуктивной модели. Например: Частные проявления Способность к Обобщающее понятие: установлению общности с социально отличающимися людьми Способность к ТЕРПИМОСТЬ признанию отличающихся убеждений других людей
Способность к уважению отличающегося образа жизни других людей
В этой парадигме учитываются особенности социального мира, его отличия от физического мира: а) Причинные законы носят вероятностный, а не детерминистский характер: учитывается свобода воли человека. Пример детерминистский: Действие двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны – 3-й закон Ньютона. Пример вероятностный: Дети из бедных семей с большей вероятностью совершат преступление, чем из богатых. б) В обществе действуют Функциональные законы: воздействие элемента на целое.
Пример: В зависимости от выполнения органом государственной власти своих функций общество развивается по-разному: устойчивость возрастает, или падает, или общество разрушается в) Многозначность толкования исследуемого явления Пример: Дети из бедных семей с большей вероятностью совершат преступление, чем из богатых. Бедность, богатство толкуется неоднозначно, относительно – в США и в России, например. Бедный в США – обеспеченный в России. Но критика гипотетико-дедуктивной модели скорее свидетельствует о недостаточной развитости социологической теории и исследовательской практики, в рамках которой формируется данная модель, чем об ошибочности самой модели. Теоретическая реконструкция социальной реальности предполагает разработку частных социологических теорий, используемых в рамках этих теорий измерительных показателей и индикаторов. При этом хотя и происходит огрубление социальной реальности, однако это правомерно на уровне массовых явлений, когда необходимо раскрыть общие закономерности их существования. Кроме того, многогранность социального объекта заведомо не позволяет объяснить закономерности его существования в рамках конкретной гипотетико-дедуктивной модели, используемой для отдельного исследования. Требуется длительная работа по конструированию различных теоретико-познаватель-ных моделей и их исследовательской проверке на научную достоверность, чтобы можно было говорить об их способности в достаточно полной мере объяснить исследуемый социальный объект. Такая способность будет развиваться по мере развития социологической теории и исследовательской практики. В настоящее время гипотетико-дедуктивные модели широко используются при построении количественных социологических исследований. Их достоверность подтверждается реальными фактами социальной действительности. Пример достоверной позитивной Модели в социологии
Избиратели голосуют на выборах в зависимости от социального положения: уровня благосостояния, образования, возраста, места жительства и др. Этап I. Построение теоретической модели, в рамках которой формулируется общая закономерность, дающая описание причинной связи между явлениями Пример: чем большее отрицательное восприятие вызывает у людей реклама, тем ниже уровень их терпимости друг к другу Этап II. Степень неуважения
Этап III. Интерпретивизм
Исходные посылки Интерпретивизма g Социальные Законы не существуют, потому что социальные действия состоят из ситуационных толкований, основанных на человеческой субъективности (смысловых мирах); g Общество замкнуто в мире дискурса (стиль мышления, способ аргументации): общество есть род текста, который мы в разное время читаем по-разному; Следовательно, при исследовании необходимо толкование субъектом объекта исследования, так как мы живем в мире значений, символов, которые отсутствуют в материальном, природном мире – это искусственный мир. Парадигмы интерпретивизма Интерпретивистская парадигма реализует прямое постижение социальной реальности в противоположность выводному знанию и объяснению, характерному для неопозитивистской и номиналистской парадигм. Данная парадигма воплощается в «понимающей» модели исследования, обобщенную логическую схему которой можно представить в виде следующей схемы.
Познающий Процесс понимания - Познаваемый Субъект Объект взаимное переживание смысла существования
Процесс исследования в соответствие с интерпретивистской парадигмой базируется на «методологии понимания»: исследователь и исследуемый должны найти правильный язык толкования смысла происходящего, с помощью которого они должны прийти к общему пониманию значения того, что с ними происходит. Слабые стороны интерпретивизма, с точки зрения её критиков, заключаются в том, что данная парадигма сводит социальную реальность к языку, в результате чего исчезает объективная реальность, которая от языка не зависит. Абсолютизируется субъективная сторона восприятия социального мира и уникальность его явлений, отрицается независимость их существования от познающего субъекта. В социальном мире гипертрофируется, выпячивается индивидуальное и не признается общее. Это, по существу, делает невозможным объективное, общее знание. Знание индивидуализируется и становится относительным во временном, историческом и пространственном смыслах. При всех слабостях понимающей модели исследования, она расширяет возможности социологической науки при исследовании явлений, связанных с пониманием структуры сознания людей, механизмов формирования в нем смысловых значений социальных явлений, окружающих человека, влияния идеальных смыслов на реальные социальные действия людей. Интетерпретевистский подход имеет скорее социально-психологическую значимость и охватывает микроуровень общественной организации. Роль понимающей модели исследования будет возрастать в связи с широким распространением в современном обществе информационно-рекламных технологий, необходимостью исследования их социальной эффективности. Критика интерпретивизма как «методологии понимания»
а) Реальность сводится к языку. б) Поскольку нет реального Объекта, а есть только воспринимающий Субъект, то исследователь впадает в солипсизм. Применимость парадигмы Интерпретивизма – исследование значений, смыслов, например, при исследовании восприятия рекламы. Д Познаваемый Д У Эмпирические объект…… Гипотезы У К данные К Ц Познающий Ц И субъект И Я исследование Я
В интерпретевистском подходе в самом начале исследования целевая установка туманна. Исследование начинается с живого созерцания, хотя в нем уже содержится научная ориентация, сформированная прежним знанием и опытом социолога. В ходе исследования накапливаются и уточняются смыслы и значения используемого понятийного аппарата, проясняется целевая установка и подход к интерпретации результатов исследования. При этом используются преимущественно качественные методы исследования, такие как наблюдение. Использование интерпретивистской познавательной модели позволяет описать явление в «естественных» терминах, наполнить понятийный аппарат дальнейшего исследования «живым», выведенным из жизни смысловым, значимым содержанием, отражающим реальное восприятие исследуемого явления людьми. В индуктивно-эмпирическом подходе целевая установка и терминология исследования опирается на терминологию, полученную в результате использования интерпретивистского подхода. Она уточняются в процессе эмпирического исследования. Здесь не требуются «жестко» построенные теории с определенной понятийной структурой, вне которых эта структура теряет научный смысл. Изначально, до проведения эмпирического исследования достаточно руководствоваться положениями на уровне общего описания. Использование индуктивно-эмпирической познавательной модели позволяет на основе статистических обобщений описать исследуемое явление посредством понятий и вывести закономерные утверждения о структуре свойств и их взаимосвязи. В неопозитивистском подходе задается конкретная проблемно-целевая установка исследования и его теоретико-познавательная логика. Изначально строится понятийная модель, которая включает теоретические обобщения, полученные в результате использования индуктивно-эмпиричес-кой модели. Они предшествуют самому акту эмпирического исследования. Эмпирические данные затем интерпретируются, исходя из заданного теоретико-методологического подхода. Преимущественно применяются количественные методы. Использование гипотетико-дедуктивной познавательной модели позволяет сформулировать систему гипотез, подтверждение которых позволяет построить или уточнить теорию исследуемого явления.
Таким образом, интерпретивистский подход к исследованию социальной реальности используется на а) микроуровне, затем б) вписывается в индуктивно-эмпирическую модель исследования, которая на выходе служит основой для построения дедуктивно-номологической модели. В результате возникает познавательная конструкция социологического многоуровневого исследования сложных социальных объектов. [1] Номологические высказывания (от греч. номос - закон и логос – наука) – высказывания, выражающие законы науки. [2] От лат. nominalis – относящийся к названию, именам. Тема 3. Парадигмы и теории в социологическом исследовании: критерии их выбора при исследовании социальных проблем Понятие исследовательской парадигмы. Это общемировоззренческие конструкции, задающие нормативный способ исследования реальности. Теория – это система взаимосвязанных утверждений, направленная на объяснение реальности. Связь теории и парадигмы: парадигма задает способ получения знания о реальности, теория – объясняет эту реальность на основе знания. 1. Позитивистская модель (положительное знание)
1. Дедуктивная основа модели – это Схема: От общего к частному 2. Исходные посылки позитивизма (К. Гемпель – 40-е гг ХХ в) Во-первых, социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Эти законы формулируются в виде каузальных высказываний, описывающих причинную связь. Во-вторых, хорошее (т.е. позитивное с точки зрения позитивистской модели) объяснение соответствует трем нормативно-логическим критериям: · То, что подлежит объяснению, может быть логически выведено из объясняющих высказываний · В число объясняющих высказываний входит правдоподобный общий закон, из которого, то, что подлежит объяснению, выводится с логической необходимостью · То, что подлежит объяснению, должно удовлетворять критерию эмпирической проверяемости. В-третьих. М етоды социологических исследований должны быть такими же точными, как и методы естественных наук. В-четвертых. «Субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через «открытое», то есть доступное для наблюдения поведение. В-пятых. Истинность научных понятий и утверждений устанавливается на основе эмпирических процедур исследования. В-шестых. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно. В-седьмых. Социология должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Неопозитивизм Рассмотрим классическую исследовательскую парадигму – неопозитивизм. Один из видов неопозитивистской модели исследования известен как гипотетико-дедуктивный или дедуктивно-номологи-ческий [1], построенный на исходных теоретических объяснительных моделях. Его исследовательская суть заключается в переходе от общего к частному. В основе этой модели лежит процесс нисхождения от теории к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям. Неопозитивистский подход состоит в использовании исходных понятий, являющихся обобщением частных явлений. В рамках этого подхода объяснение в социологическом исследовании должно быть формализовано в виде дедуктивной модели. Например: Частные проявления Способность к Обобщающее понятие: установлению общности с социально отличающимися людьми Способность к ТЕРПИМОСТЬ признанию отличающихся убеждений других людей
Способность к уважению отличающегося образа жизни других людей
В этой парадигме учитываются особенности социального мира, его отличия от физического мира: а) Причинные законы носят вероятностный, а не детерминистский характер: учитывается свобода воли человека. Пример детерминистский: Действие двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны – 3-й закон Ньютона. Пример вероятностный: Дети из бедных семей с большей вероятностью совершат преступление, чем из богатых. б) В обществе действуют Функциональные законы: воздействие элемента на целое. Пример: В зависимости от выполнения органом государственной власти своих функций общество развивается по-разному: устойчивость возрастает, или падает, или общество разрушается в) Многозначность толкования исследуемого явления Пример: Дети из бедных семей с большей вероятностью совершат преступление, чем из богатых. Бедность, богатство толкуется неоднозначно, относительно – в США и в России, например. Бедный в США – обеспеченный в России.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.083 с.) |