Кроссворд как метод обучения и контроля на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кроссворд как метод обучения и контроля на уроках русского языка



 

Федеральный государственный образовательный стандарт постоянно выдвигает перед педагогами новые требования. На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Речь идет об особой позиции педагога в системе взаимодействия с учащимися. Ее сущность основывается в умении преподавателя организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

К дидактическим играм относится и кроссворд. Его достоинство заключается в том, что кроссворд вносит в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. С другой стороны, кроссворд можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития математического мышления. Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Вторая задача ставится перед обучающимися не явно, а через содержание игры.

 Один из принципов работы с кроссвордами – свобода, поэтому новые слова-ответы, полученные учащимися в результате самостоятельного поиска, познаются без принуждения и охотно запоминаются. следовательно, кроссворды могут служить стимулом для приобретения новых знаний, когда в них включены слова, с которыми студентам не приходится сталкиваться в повседневной жизни. Другой принцип – процессуальность, так как мотив игровой деятельности направлен не столько на результат игры, сколько на сам процесс осмысления и разгадывания задания [18]. 

На основе классификации педагогических игр Г.К. Селевко кроссворды можно рассматривать как:

1. интеллектуальные (умственные) - по виду деятельности;

2. обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, творческие - по характеру и методам педагогического процесса;

3. предметные - по характеру и содержанию игровой методики;

4. печатные, с применением информационных и Интернет-технологий - по игровой среде и средствам обучения;

5. индивидуальные, групповые, личностно ориентированные – по методологическому подходу [13, 129-130].

В учебной деятельности кроссворды можно применять на различных этапах урока: на этапе проверки домашнего задания, на этапе изучения новой темы, при повторении и первичном закреплении изученного материала, на завершающем этапе урока.

Если кроссворд используется как метод обучения, то есть на этапе изучения новой темы, то в этом случае при подготовке к занятию можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми обучающимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой занятия. В ходе изложения новой темы преподаватель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у подростков повышения интереса к учению. Если вовремя обычной контрольной учащиеся находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой[3].

Важным фактором при работе с кроссвордом, если он является контрольным, является заранее составленный критерий его оценки. Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты: доля отгаданных слов; доля ключевых терминов; точность и однозначность формулировок вопросов:

 

Оценка Количество верных ответов Рекомендации
2 До 50 % Ваш результат посредственный. Это свидетельствует об ограниченном круге интересов. Больше времени уделяйте не только проработке учебника, но и чтению научно-популярной литературы. Тренируйте память.  
3 50-69 % Круг Ваших знаний в области предмета невелик. Чтение Вами учебника и научно-популярной литературы носит поверхностный характер. Вам необходимо больше внимания уделять изучениюпредмета.
4 70-94 % Ваш результат хороший. Это свидетельствует об интересе к предмету (теме). Вы умеете концентрировать свое внимание на отдельных вопросах. Вам следует не снижать требований к своим занятиям и тренировать ум.  
5 95-100 % Круг Ваших знаний отличный, говорящий не только о хорошей памяти, но и о большой любознательности. Совет один: «Так держать!»

 

Использование кроссвордов на уроках русского языка целесообразно при соблюдении ряда условий:

1) заранее проверена доступность кроссворда;

2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие обучающихся работать на лучший конечный результат;

3) создана на занятии обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учащихся;

5) в ход решения внесен элемент состязания между обучающимися;

6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.

При составлении кроссворда учителем должны быть учтены следующие правила:

1. Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Также необходимое условие работы с кроссвордами на уроках русского языка – продумать формы работы:

1. Коллективная (когда все обучающиеся под руководством преподавателя разгадывают кроссворд);

2. групповая (когда группа поделена на подгруппы, каждая подгруппа решает кроссворд сообща);

3. парная (когда предлагается задание двум обучающимся, сидящим за одним столом, компьютером);

4. индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один обучающийся) [4].

Процесс отгадывания кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу [14].

Кроссворд как метод обучения или контроля позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины, обеспечивает быстрое запоминание термина и его значения, активизирует внимание, память, логическое мышление, речь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.81 (0.008 с.)