Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кроссворд как метод обучения и контроля на уроках русского языка
Федеральный государственный образовательный стандарт постоянно выдвигает перед педагогами новые требования. На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Речь идет об особой позиции педагога в системе взаимодействия с учащимися. Ее сущность основывается в умении преподавателя организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. К дидактическим играм относится и кроссворд. Его достоинство заключается в том, что кроссворд вносит в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. С другой стороны, кроссворд можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития математического мышления. Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Вторая задача ставится перед обучающимися не явно, а через содержание игры.
Один из принципов работы с кроссвордами – свобода, поэтому новые слова-ответы, полученные учащимися в результате самостоятельного поиска, познаются без принуждения и охотно запоминаются. следовательно, кроссворды могут служить стимулом для приобретения новых знаний, когда в них включены слова, с которыми студентам не приходится сталкиваться в повседневной жизни. Другой принцип – процессуальность, так как мотив игровой деятельности направлен не столько на результат игры, сколько на сам процесс осмысления и разгадывания задания [18]. На основе классификации педагогических игр Г.К. Селевко кроссворды можно рассматривать как: 1. интеллектуальные (умственные) - по виду деятельности; 2. обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, творческие - по характеру и методам педагогического процесса; 3. предметные - по характеру и содержанию игровой методики; 4. печатные, с применением информационных и Интернет-технологий - по игровой среде и средствам обучения; 5. индивидуальные, групповые, личностно ориентированные – по методологическому подходу [13, 129-130]. В учебной деятельности кроссворды можно применять на различных этапах урока: на этапе проверки домашнего задания, на этапе изучения новой темы, при повторении и первичном закреплении изученного материала, на завершающем этапе урока. Если кроссворд используется как метод обучения, то есть на этапе изучения новой темы, то в этом случае при подготовке к занятию можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми обучающимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой занятия. В ходе изложения новой темы преподаватель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у подростков повышения интереса к учению. Если вовремя обычной контрольной учащиеся находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой[3].
Важным фактором при работе с кроссвордом, если он является контрольным, является заранее составленный критерий его оценки. Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты: доля отгаданных слов; доля ключевых терминов; точность и однозначность формулировок вопросов:
Использование кроссвордов на уроках русского языка целесообразно при соблюдении ряда условий: 1) заранее проверена доступность кроссворда; 2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие обучающихся работать на лучший конечный результат; 3) создана на занятии обстановка естественной игровой ситуации; 4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учащихся; 5) в ход решения внесен элемент состязания между обучающимися; 6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий. При составлении кроссворда учителем должны быть учтены следующие правила: 1. Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда. 2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения. 3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. 4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения. 5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений. 6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.). 7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов. Также необходимое условие работы с кроссвордами на уроках русского языка – продумать формы работы: 1. Коллективная (когда все обучающиеся под руководством преподавателя разгадывают кроссворд); 2. групповая (когда группа поделена на подгруппы, каждая подгруппа решает кроссворд сообща); 3. парная (когда предлагается задание двум обучающимся, сидящим за одним столом, компьютером); 4. индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один обучающийся) [4]. Процесс отгадывания кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу [14]. Кроссворд как метод обучения или контроля позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины, обеспечивает быстрое запоминание термина и его значения, активизирует внимание, память, логическое мышление, речь.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.81 (0.008 с.) |