Оценка эффективности результатов применения методики исследования процессов принятия решений о закупках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности результатов применения методики исследования процессов принятия решений о закупках



Оценка эффективности результатов применения методики исследования процессов принятия решений о закупках может производиться двумя предложенными методами: методом линейного сравнения с базовыми (первоначальными) показателями и методом сравнения индексов цен.

1. Метод сравнения с базовой ценой. Экономическая эффективность закупок понимается как разница между базовой ценой и ценой закупки с применением оптимизационных мер, умноженная на натуральный объем произведенной закупки. Поиск экономической эффективности применения методики возможен по формуле:

 (2.4)

где ЭЭ – экономический эффект, руб.; Цзt1 – средняя годовая цена закупки в базовый период, руб.; Цсt1 – среднестатистическая цена базового периода (за последний год); Цсt2 – среднестатистическая цена периода закупки в рамках методики, руб.; Цзt2 – цена закупки по результатам методики, руб.; V – объем закупки в натуральном выражении (единицах учета товара).

Статистические цены как за текущий, так и за прошлые периоды доступны в сборниках, публикуемых Росстатом, в том числе в сети Интернет. Остальные данные должны быть в службах, ответственных за применение методики.

Для использования в практических расчетах формулу (2.4) можно упростить:

 (2.5)

Приведенные формулы действуют только в условиях стабильности конъюнктуры рынка. Если в период внедрения методики произошло изменение цен, полученные результаты эффективности будут неточны. При действии любой оптимизирующей методики на протяжении определенного периода нецелесообразно сравнивать базовую цену с ценой, являющейся итогом действия методики. Рекомендуется сравнивать динамику цены с динамикой изменения среднестатистических цен по отрасли.

2. Способ сравнения с индексами цен. Смысл способа состоит в том, что мы сравниваем результаты оптимизированных с помощью, рассматриваемой методики закупок с официально публикуемыми индексами цен производителей промышленной продукции по отраслям промышленности. Расчеты целесообразно производить по следующей формуле:

в натуральном выражении:

 (2.6)

в процентах от существующей цены:

 (2.7)

где P 1 – цена за единицу продукции до внедрения оптимизирующей методики; Р 2 – цена за единицу продукции после внедрения оптимизирующей методики; Ицпп – индекс цен производителей промышленности по конкретной отрасли.

Таким образом, мы можем рассчитать экономическую эффективность и в сравнении с базовой ценой (при необходимости расчета разового результата оптимизации), и в сравнении с изменяющейся динамикой цен (за продолжительный период оптимизации). При получении положительных результатов при оценке эффективности применения рассматриваемой методики необходима ее реализация на постоянной основе, т.е. обеспечение планирования, организации и контроля ее исполнения согласно методам, описанным выше. При получении отрицательных результатов необходимо вернуться к реализации методики и определить допущенные ошибки.

С информационно-аналитической точки зрения основной задачей универсальных программных средств и информационно-аналитических технологий поддержки принятия решений по закупкам в холдинговой структуре выступает агрегирование указанной информации до объемов и формы представления, воспринимаемых лицом, принимающим решение. Основное требование к рассмотренной методике – минимизация неконтролируемых потерь и методологических искажений агрегируемой информации. Основным способом реализации заказанного требования является поэтапное человеко-машинное агрегирование информации об анализируемых объектах.

 

Планирование материального обеспечения предприятия

 

Планирование материального обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. Главной целью текущего материального планирования промышленного предприятия является обеспечение гарантии поставок при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий - важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.

1. Изучение рынка сырья и материалов - один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Целью исследования рынка сырья и материалов является достижение обозримости этого рынка.

В России в соответствии с существующей классификацией материальных ресурсов различают:

– сырье - продукция добывающих отраслей;

– основные материалы - предметы труда, составляющие субстанцию (основное содержание) готовой продукции;

– вспомогательные материалы - предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе;

– комплектующие детали и покупные полуфабрикаты - предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном предприятии и затрат труда на сборку.

Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами -- все это делает рынок развитых стран менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения промышленного предприятия является полная информация о рынке.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

– выработку четкой "стратегии снабжения";

– систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов, о новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;

– хранение информации.

При выработке "стратегии снабжения" решается основной вопрос: будет ли предприятие само производить материалы, детали или полуфабрикаты либо будет закупать их на стороне. При решении этого вопроса определяющими моментами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия. Выработка "стратегии снабжения" осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа. В ряде случаев, даже когда предприятие имеет все необходимые производственные возможности для изготовления у себя тех или иных материалов или деталей, вопрос о производстве в каждом конкретном случае тщательно и всесторонне анализируется. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам.

Вырабатывая "стратегию снабжения", целесообразно сравнить стоимость собственного производства с ценой поставщика и полученные результаты представить в виде следующей Таблица 1:

Таблица 1 Сравнение стоимости на материалы

 
№ п/п Продукция Поставщик Цена
1 2 3 4 Мел Мел Мел мел ООО «Плюс» ОАО «Лес» ЛПХ «Контракт» ООО «Силуэт» 8,26 8,26 8,31 8,30

 

Изучать рынок сырья и материалов можно с помощью прямых и косвенных методов.

Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие четыре источника:

– контакты с поставщиками;

– контакты с посредниками;

– посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве товаров и возможность использовать при этом каталоги ярмарок и выставок;

– поездки на предприятия-поставщики и их осмотр, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) в отличие от первичного (прямого) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

- обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;

- журналы, газеты, радио, телевидение;

- фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а также поставщиками. Они содержат информацию о новых разработках и технологиях;

- предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;

- отраслевые адресные книги, технические справочники.

При изучении рынка сырья и материалов на предприятиях обязательно наличие архива, структурно ориентированного по видам материалов или поставщикам. Наряду с этим весьма полезна картотечная система, в которой отражались бы поставщики, номенклатура и цены.

При изучении рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупок по импорту. При этом следует учитывать, что только крупные фирмы в состоянии защитить свои интересы за рубежом, не подключая посредника, и только они могут содержать собственные представительства в других странах. Договорные соглашения с зарубежными изготовителями предполагают знание действующих в других странах таможенных ограничений и правил международной торговли. Кроме того, нужно учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому наибольшую целесообразность представляет закупка за рубежом лишь тех видов сырья и материалов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты.

Для мелких и средних предприятий более рациональным является приобретение сырья и материалов за рубежом (если есть необходимость) при посредничестве специализирующегося на этом импортера.

2. Определение потребности в материальных ресурсах - составная часть планирования и является важным фактором, влияющим на результаты его деятельности. На предприятии потребности в материальных ресурсах рассчитывается по пяти направлениям:

– общая потребность в материальных ресурсах;

– потребность на производство продукции;

– потребность на ремонтно-эксплуатационные нужды;

– потребность на образование производственных запасов;

– потребность на НИР и ОКР.

Для определения потребности в материальных ресурсах наиболее целесообразно использовать нормативный метод, основанный на нормах расхода и программе выпуска продукции или выполнения работ:

V=? H1+Q1, где - V - потребность в материале; Н1 - норма расхода материала на одну единицу продукции или выполнения работы; Q1 - объем выпуска одного изделия (или выполнения работы); m - количество изделий или видов работ, при производстве которых требуется данный материал.

При нормативном методе определения потребности требуются следующие исходные данные:

- программа производства изделий (или выполнения работ), которая формируется путем исследования товарного рынка (или рынка услуг).

- нормы расхода материальных ресурсов в расчете на единицу продукции (или работы).

Использование нормативного метода требует интеграции производства, сбыта и заготовок (снабжения). При этом производиться должно только то, что нужно покупателю, а заказываться поставщикам должны только те материальные ресурсы, которые необходимы для предприятия.

При стабильном потреблении материальных ресурсов целесообразно применять метод статистического прогнозирования. Главным для этого метода является определение потребности будущего периода на основе показателей прошедшего времени.

После определения потребности в материальных ресурсах разрабатывается план закупок. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов. Составить план закупок - это означает определить объем закупок на определенный период, а также вид закупок. Объем закупок определяется по формуле:

L3=V-Oнкз, где L3 - объем закупок определенного вида сырья или материалов за установленный период времени; V - потребность предприятия в материале (или сырье) за определенный период времени; Oн - остаток (запас) материала на складе отдела снабжения на начало периода; Зк - запас материалов на складе на конец периода; Мз - заказанная поставщику, но не поступившая на склад отдела снабжения партия материалов.

После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Известны следующие виды закупок:

– напрямую у изготовителя;

– оптовые через посредника или биржу;

– мелкими партиями в магазинах розничной торговли.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.

Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства. В странах с развитой рыночной экономикой фирма--посредник может поставлять товар быстрее, чем производитель.

Весьма распространенными являются закупки через биржи и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Таким образом, закупается большая часть сельскохозяйственного сырья предприятиями пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

Для каждого материала выбирается вид закупки. Определив вид и установив конкретные сроки закупок, следует рассчитать объем закупок по каждому материалу.

Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия.

В процессе планирования материальных ресурсов целесообразно определять наиболее экономичную партию закупок. Наибольшей партией может быть общий объем закупок, необходимый для запланированного количества продукции и выполнения работ и услуг. Отделу материально-технического снабжения (закупок) выгодно закупать сырье и материалы большими партиями, так как при этом можно от поставщиков получать скидки с оптовых цен и подстраховаться от неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Вместе с тем увеличение партии закупки материальных ресурсов приводит к росту производственных запасов и потребности в оборотных средствах. Кроме того, увеличиваются затраты на хранение запасов. Поэтому в целях уменьшения затрат предприятия нужно рассчитывать экономически целесообразные партии закупки материальных ресурсов у поставщиков.

3. Обеспечение цехов материальными ресурсами — это заключительная часть материально-технического снабжения производства. Основные задачи материально-технического обеспечения производственных цехов:

– полное, своевременное и комплектное удовлетворение потребности в материалах каждого цеха, участка и рабочего места;

– обеспечение производства материалами в наиболее подготовленном к производственному потреблению виде;

– осуществление регулярного контроля за отпуском и расходом материалов в производстве.

Для практического примера будет показано определение потребности в сырье и материалах для производства фанеры ФСФ (белая) в год, используя нормативный метод.

Например, исходные данные следующие:

1. План производства фанеры ФСФ на 2019 год.

 
Производство, м3
Всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Фанера ФСФ (белая) 50000 12500 12500 12500 12500

                                       

2. Норма расхода будет отличаться по видам производства, мы рассмотрим производство фанеры ФСФ высшего сорта.

 
Ассортимент сырья Ед.изм Норма расхода
Березовое сырье м3 1,65
Смола (для сборки пакетов) кг 9,1
Смола (для линии усования) кг 0,779

Продолжение таблицы по производству фанеры ФСФ высшего сорта.

Мука кг 4,6
Мел кг 5,6
Шпатлевка кг 0,06
Уголок упаковочный на фанеру шт 9,64
Краска маркировочная фиолетовая кг 0,0005
Этикетка упаковочная шт 1,1
Нить термопластичная кг 0,203
Лента стальная упаковочная 0,7*20 кг 2,2

 

3. Остатки на начало 2017 года

 
Ассортимент сырья Ед.изм Норма расхода
Березовое сырье м3 10500
Смола (для сборки пакетов) кг 57000
Смола (для линии усования) кг 60
Мука, кг кг 2850
Мел, кг кг 29400
Шпатлевка, кг кг 44
Уголок упаковочный на фанеру шт 13000

Продолжение таблицы остатков на начало 2017 года

Краска маркировочная фиолетовая кг 30
Этикетка упаковочная шт 4000
Нить термопластичная кг 323
Лента стальная упаковочная 0,7*20 кг 800

 

Чтобы рассчитать потребность в сырье и материалах на 2017 г. надо план производства фанеры в год умножить на нормы расхода для производства 1м3 фанеры ФСФ и отнять остатки на начало года.

4. Следовательно, потребность в сырье и материалах на 2017 год будет выглядеть так:

Ассортимент сырья Ед. изм. Норма расхода
Березовое сырье м3 72000
Смола (для сборки пакетов) кг 398000
Смола (для линии фасования) кг 38890
Мука, кг кг 227150
Мел, кг кг 250600
Шпатлевка, кг кг 2956
Уголок упаковочный на фанеру шт 469000
Краска маркировочная фиолетовая кг -5
Этикетка упаковочная шт 51000

Продолжение таблицы потребности в сырье и материалах на 2017 год

Нить термопластичная кг 9827
Лента стальная упаковочная 0,7*20 кг 800

 

При определении оптимальной партии заказа материалов и сырья отдел материально-технического снабжения ООО «Демидовский фанерный комбинат» руководствуется:

- объемом цистерны (для смолы);

- грузоподъемностью машины (для муки, мела, шпатлевки);

- минимальной партией изготовления материалов.

Как будет выглядеть план производства на 2017 год наглядно можно видеть в приведенной Таблица 2.

 
Таблица 2 План производства на 2019 год
 

Ассортимент сырья Ед. .изм Расход сырья на план производства Остаток на складе Минимальный необходимый остаток Необходимое приобретение с учетом минимального остатка Минимальная экономически обоснованная партия План приобретения, ед Цена приобретения План приобретения, руб
Березовое сырье м3 82500 10500 8000 80000 18000 80000 1430,00 114400000

Продолжение таблицы по плану производства на 2019

Смола (для сборки пакетов) кг 455000 57000 40000 438000 24000 438000 17,00 7446000
Смола (для линии усования) кг 38950 60 400 39290 8000 40000 14,50 580000
Мука, кг кг 230000 2850 5000 232150 5000 240000 8,30 1992000
Мел, кг кг 280000 29400 5000 255600 25000 265000 8,26 2188900
Шпатлевка, кг кг 3000 44 28 2984 56 3000 30,24 90720
Уголок упаковочный на фанеру шт 482000 13000 500 469500 2000 455000 0,33 150150
Краска маркировочная фиолетовая кг 25 30 5 0 10 0 0  
Этикетка упаковочная шт 55000 4000 600 51600 1000 60000 6,90 414000
Нить термопластичная кг 10150 323 300 10127 500 11000 309,45 3403950
Лента стальная упаковочная 0,7*20 кг 110000 800 500 109700 1000 110000 25,00 2750000

 

 

Рисунок 3 Модель организации процесса закупки ресурсов

 

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка. Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

- каталоги и прайс–листы;

- торговые журналы;

- интернет – сайты;

- рекламные материалы;

- конкурсы;

- банки и финансовые институты официальных органов;

- выставки и ярмарки;

- торги и аукционы;

- торговые представительства;

- собственные исследования;

- переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

- конкуренты потенциального поставщика;

- специализированные информационные агентства и исследовательские организации;

- государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:

- цена продукции;

- качество продукции;

- опыт работы компании на рынке;

- качество обслуживания покупателей;

- надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

- географическое расположение поставщика;

- финансовая стабильность и финансовые условия;

- конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

- соответствие поставок логистической стратегии компании;

- уровень затрат на доставку и хранение товара;

- возможность длительного партнерства в бизнесе;

- готовность к поставке;

- гибкость поставки;

- информационная готовность;

- имидж поставщика;

- упаковка продукции;

- дополнительные услуги и др.

Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.

Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1) В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2) Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции.

3) Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д.

4) Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п.

5) Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное – на приемлемых условиях.

Таким образом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены, и оформлены.

Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами, именно сейчас мы разберёмся в многообразии выбора этих методов.

Основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время:

1) Метод рейтинговых оценок.

Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим (Таблица 3).

 

Таблица 3 Выбор поставщика методом рейтинговых оценок

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,30 7 2,1
2. Цена 0,25 6 1,5
3. Качество товара 0,15 8 1,2
4. Условия платежа 0,15 4 0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2
Итого 1 6,3  

 

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

2) Метод оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу, это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;

- затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

- затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

- затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

3) Метод доминирующих характеристик.

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

4) Метод категорий предпочтения.

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение вопросов планирования и организации процесса закупок материальных ресурсов промышленного предприятия показало, что логистика закупокпредставляет собой комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объем готовой продукции, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Основной целью логистики закупок является удовлетворение потребностей компании (производства) в продукции (материалах) с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. Основу экономической эффективности логистики закупок составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в т.ч. возможных логистических расходов и сроков поставок. Закупочная логистика — важная составляющая общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия потребителя.

Процесс планирования и организации процесса закупок материальных ресурсов промышленного предприятияпредставляет собой комплекс

операций, таких как:

1) определение требуемой номенклатуры товара;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.104 с.)