Традиционная самодельная кукла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная самодельная кукла



Традиционная самодельная кукла

 

 

 Автор: Краева Полина 

учащаяся 4 «В» класса

 

Руководитель: Прасолова Л.Н.,

 учитель начальных классов 

Киров – 2020

                                                      ПЛАН

1. Введение.

2. Разновидности самодельных лоскутных кукол:

- обрядовые;

- обереговые;

- игровые.

3. Тряпичная вятская кукла

4.  Хранители традиций.

5. Мои куколки.

6. Заключение.

 

 

Цель работы - узнать как можно больше о вятской традиционной народной

кукле

   Задачи       - изучить информацию о вятской лоскутной народной кукле;

          - рассказать о создании кукол в музее поселка Даровской;

                               - обобщить опыт создания собственных кукол;

                             - оформить результаты в проект;

                             - выступить с проектом в классе

    Гипотеза     Если я узнаю, как создается кукла, я смогу сделать новых кукол

                               и познакомить с техникой их изготовления других ребят   

 

… Кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о нихни

 писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Г. и М. Дайн. «Тряпичная кукла»

 

ВВЕДЕНИЕ

В наш век высоких технологий наши дома заполонили игрушки из пластмассы

и пластика. И традиция изготовления народной тряпичной куклы почти исчезла.

А ведь когда-то тряпичная куколка была главной игрушкой и в богатых дворян –

ских и бедных крестьянских семьях.

Но все-таки тряпичная кукла не исчезла совсем, в современной России она пе-

реживает настоящее возрождение, потому что есть еще хранители традиций, нас-

тоящие подвижники, которые сохраняют память культуры, создавая лоскутную ку-

колку, не дают прерваться преемственности поколений.

Тряпичная кукла приобщает нас к истории наших предков, знакомит с обычая-

ми и обрядами, бытом и нравами наших прабабушек и прадедушек.

Если мы прочитаем книгу «Тряпичная кукла», созданную Галиной и Марией

Дайн, то увидим, что у русской тряпичной куклы, созданной в разных уголках

нашей страны, огромное сходство. Везде игровые куклы вышли из обрядовых,

везде играли огромную роль в воспитании детей, сохраняли общечеловеческие

идеи и ценности.

Не стала исключением и вятская лоскутная куколка. И хотя Вятка наиболее

известна как родина знаменитой «Дымки», мне хочется рассказать и о вятской

 тряпичной куколке, потому что она мила и дорога моему сердцу.

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ

Обереговые куклы предназначались для того, чтобы хранить человека от сглаза,

порчи, болезней, несчастья. С самого рождения ребенка над его люлькой подве-

шивали куколку, которая отгоняла злые силы. В дальнейшем появлялись другие

куклы, которые охраняли семью, любовь, достаток, берегли дом от пожаров, при-

носили в него счастье.

 

«БЕРЕГИНЯ»

 

«МАТЕРИНСКОЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ»


«Кормилицы»

 

  ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

 

           Игру в куклы взрослые поощряли. Играя в куклы, девочка приучалась

к хозяйству, готовилась к роли жены и матери. У девочек было много кукол,

хранили их бережно, не разбрасывали по избе. Выходя замуж, девушка пере-

возила кукол в дом мужа.

            Играли в куклы и девочки-подростки. На игры в доме или амбаре со-

биралось много народу, каждый играл свою роль. Например, игра в «свадьбу»

требовала около 20 человек. «Невеста», «жених», «родители», «гости», «сваха»

и другие. Каждый участник игры строго следовал правилам праздника или обряда.

           Все куколки делались без ножниц и иголки, чтобы жизнь ребенка не

была колотой или резаной!

 

СТОЛБУШКА ИГРОВАЯ

 

 

                       Особенности вятской куклы и ее создатели.

В нашем городе Кирове тоже есть замечательные мастерицы по изготовлению

народных тряпичных кукол. Это Нелли Ивановна Касимова и Нина Васильевна Оси-

пова. Они первыми возглавили работу по обучению детей и взрослых технике соз-

дания традиционных народных тряпичных кукол. Обе мастерицы уверены в том, что

изготовление кукол благотворно влияет на здоровье и нравственность тех, кто рабо-

тает с натуральными, «живыми» материалами.

     Женщины проводят мастер-классы в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в

Салехарде, Твери, Костроме. Нина Васильевна Осипова первой поняла, что хотя куклы

отличаются по манере изготовления, технике, материалам, но их вполне можно клас-

сифицировать. Она выделила 12 разновидностей вятских кукол.

1. Младенчик. Его делала женщина перед родами.

2. Нянюнка. Эту куколку до рождения ребенка клали в колыбель, чтобы согреть ее.

3. «Отдарок за подарок». Делалась с 3 лет, когда детей одевали в штаны или сарафан.

4. Закрутка-оберег.

5. Столбушка Вятская.

6. Куклы- мужик и баба – для игры в «семью».

7. «Веснянка» - оберег молодости и красоты.*

8. Зайчик на пальчик – собеседник для детей с 3 лет.

9. Кувадка – куколка для самых маленьких.

10. Жгутиковая – ткань туго перекручивалась.

11. Ангел-хранитель. Обережная кукла для дома и человека.

12. «На выхвалку» - 4 куклы, показывающие взросление девочки с 7 лет и

превращение ее в женщину и мать.

 

________________________________________________________________________

* Интересно, что сведений о вятской кукле в серьезных исследовательских работах

очень мало. Поэтому хочется сказать об упоминании Вятской веснянки в книге Галины

и Марии Дайн «Тряпичная кукла». На стр. 72 приводится подробное описание техники

создания этой замечательной куколки. Эта бесшитьевая игровая кукла была найдена

вятским мастером Ниной Васильевной Осиповой из г. Кирова.

 

 

Вятская кукла шьется без иголки, только при помощи ниток и узелкового шитья.

У нее нет лица, т.к. считалось, что ребенку ни к чему лишние глаза и уши в доме.

Это как бы ворота, через которые могут попасть в дом темные силы.

В Кирове сейчас немало центров и клубов, где возрождаются традиции создания

Вятской лоскутной куклы. Это центр для детей-инвалидов «Истоки», есть при нем и

 клуб «Вятушка», где занимаются необучаемые дети, клуб «Берегиня» при библиоте-

ке №11, кружок «Народная кукла», «Музей русского народного быта «Вятское обере-

жье».

   Таким образом, вятская народная кукла продолжает жить в умелых руках и раду-

етнас своей красотой, теплом и добротой.

 

ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ

Мой рассказ был бы неполным, если бы я не рассказала о замечательном сотруд-

нике Даровского краеведческого музея – Светлане Германовне Пархачевой. А все

потому, что именно она открыла мне удивительный мир вятской народной куклы. В

этом родном моему сердцу поселке прошло мое детство до школы, там я ходила, да

и теперь на каникулах хожу в кружок «Вятская самодельная кукла».

Эпиграфом к работе я взяла слова из прочитанной мной книги.

… Кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого

 получится своя «лоскутная история». Г. и М. Дайн. «Тряпичная кукла».

Традиционная самодельная кукла

 

 

 Автор: Краева Полина 

учащаяся 4 «В» класса

 

Руководитель: Прасолова Л.Н.,

 учитель начальных классов 

Киров – 2020

                                                      ПЛАН

1. Введение.

2. Разновидности самодельных лоскутных кукол:

- обрядовые;

- обереговые;

- игровые.

3. Тряпичная вятская кукла

4.  Хранители традиций.

5. Мои куколки.

6. Заключение.

 

 

Цель работы - узнать как можно больше о вятской традиционной народной

кукле

   Задачи       - изучить информацию о вятской лоскутной народной кукле;

          - рассказать о создании кукол в музее поселка Даровской;

                               - обобщить опыт создания собственных кукол;

                             - оформить результаты в проект;

                             - выступить с проектом в классе

    Гипотеза     Если я узнаю, как создается кукла, я смогу сделать новых кукол

                               и познакомить с техникой их изготовления других ребят   

 

… Кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о нихни

 писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Г. и М. Дайн. «Тряпичная кукла»

 

ВВЕДЕНИЕ

В наш век высоких технологий наши дома заполонили игрушки из пластмассы

и пластика. И традиция изготовления народной тряпичной куклы почти исчезла.

А ведь когда-то тряпичная куколка была главной игрушкой и в богатых дворян –

ских и бедных крестьянских семьях.

Но все-таки тряпичная кукла не исчезла совсем, в современной России она пе-

реживает настоящее возрождение, потому что есть еще хранители традиций, нас-

тоящие подвижники, которые сохраняют память культуры, создавая лоскутную ку-

колку, не дают прерваться преемственности поколений.

Тряпичная кукла приобщает нас к истории наших предков, знакомит с обычая-

ми и обрядами, бытом и нравами наших прабабушек и прадедушек.

Если мы прочитаем книгу «Тряпичная кукла», созданную Галиной и Марией

Дайн, то увидим, что у русской тряпичной куклы, созданной в разных уголках

нашей страны, огромное сходство. Везде игровые куклы вышли из обрядовых,

везде играли огромную роль в воспитании детей, сохраняли общечеловеческие

идеи и ценности.

Не стала исключением и вятская лоскутная куколка. И хотя Вятка наиболее

известна как родина знаменитой «Дымки», мне хочется рассказать и о вятской

 тряпичной куколке, потому что она мила и дорога моему сердцу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.025 с.)