Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики



 

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной философии созна-ния. Основное его открытие – это описание сферы бессознательного как наиболее глубинной и определяющей сферы психики.

Разработка психоанализа как теории психики и метода лечения психических заболеваний связана с именем З. Фрейда (1856 –1939). Его первая («топическая») модель психики основа-на на выделении трех основных уровней:

· сознание, понимаемое как «поверхностная» структура, объем которой определяется конкретностью восприятия (внимания) и мысли;

· предсознательное, в которое входит то, что на данный момент не осознается, но может быть осознано;

· бессознательное как все то, что качественно альтернативно сознанию и находится за его границами.

Говоря о соотношении этих уровней, Фрейд пишет о «пространственном» и качествен-ном приоритете бессознательного, отличающегося большим разнообразием сюжетов и игра-ющего ключевую роль в психическом опыте, являясь его энергетическим, смысловым и цен-ностным центром. Предсознательное выступает в качестве промежуточного фильтра, меха-низмы функционирования которого – это вытеснение (из сознания в бессознательное) и со-противление (бессознательным импульсам).

Поиск причин подобной «цензуры» психических данных привел Фрейда к необходимо-сти построения еще одной модели психики, базовыми элементами которой являются: Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (superego).

· Оно – бессознательное, базовой интенцией которого является принцип удовольствия. Либидо (лат., влечение, желание) как особая жизненная энергия, основанная на стрем-лении к удовольствиям (самые сильные из которых – сексуальные), определяет основ-ные интенции бессознательного. Впоследствии Фрейд заменяет понятие либидо как сексуальной энергии более емким понятием Эрос, одновременно противопоставляя его, как влечение к жизни, Танатосу (стремлению к смерти).

· Я – синтетическое начало личности, подчиненное принципу реальности, т. е. необхо-димости адаптации к той или иной социальной среде.

· Сверх-Я – сфера должного, вбирающая в себя совокупность легитимных норм и пра-вил поведения, а также запретов и табу. Сверх-Я определяется инстанцией Я-идеального, несовпадение с которым заявляет о себе чувствами страха, стыда, совести. По своим интенциям Я и Сверх-Я противонаправлены Оно с его принципом удоволь-

ствия. При этом Я оказывается ареной борьбы желания и долга.

Формирование Я осуществляется как процесс его идентификации, т. е. уподобление себя тому или иному значимому Другому. Фрейд характеризует ее как форму эмоциональной свя-зи с родителями, благодаря которой осуществляется интроекция (перенесение внутрь себя) сущностных характеристик отца как объекта интереса и соперничества и отождествление себя с ним. Внешний конфликт между сыном и отцом, обуславливающий ситуацию Эдипова комплекса, тем самым переносится во внутренний опыт личности, в рамках которого опре-деляющим становится напряжение между Я-реальным и Я-идеальным (идеализированным образом отца, на которого хочется быть похожим). Первичное Я-идеальное впоследствии трансформируется в опыт Сверх-Я как систему общезначимых моральных норм и запретов. Энергетика же Оно сублимируется (переключается, перегоняется) на социально приемлемые формы творчества.

Изначально конфликтная природа Я, а также родительские недочеты в психосексуальном развитии ребенка, согласно Фрейду, являются причинами последующих психических рас-стройств. Лечение психики предполагает выявление глубинных детских комплексов и стра-хов посредством метода свободных ассоциаций и анализа сновидений (сфера, где бессозна-тельное проявляет себя наиболее значимо). Понимание подлинных причин заболеваний, их дешифровка способствуют освобождению от застарелых страхов и выздоровлению.

Последующее развитие психоанализа было связано с продолжением фрейдовской редук-ции психического к бессознательному и одновременным преодолением пансексуализма его позиции, рассмотрением бессознательного не только как природного, но и социального обра-зования. Среди основных психоаналитических тенденций можно выделить следующие: а) структурно-символический психоанализ (К. Г. Юнг, Ж. Лакан); б) неофрейдизм (А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон и др.); в) фрейдомарксизм (В. Райх, Г. Маркузе); г) экзистенциальный психоанализ (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Э. Фромм).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.1.51 (0.007 с.)