Условия овладения мастерством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия овладения мастерством



 

Эта книга должна помочь любителю художественного мастерства овладеть необходимыми начальными знаниями для выполнения неслож­ных поделок из металла. Приводимые в книге несложные приспособле­ния могут быть использованы в домашних условиях. Собранные здесь сведения о различных видах художественной обработки металла значи­тельно облегчат работу любителю мастерства. Если он пожелает зани­маться двумя, тремя видами ремесла, то всегда будет иметь под рукой интересующие его сведения. Знание одного ремесла облегчает и ускоряет изучение другого, успехи в одном ремесле поощряют к занятию другим.

Для овладения художественным мастерством потребуется знаком­ство со слесарным и кузнечным делом. Эти и другие технические знания помогут свободно владеть инструментом, хорошо изучить свойства мат териала, его достоинства и недостатки. Они помогут по готовым проектам изготовить самые разнообразные вещи, необходимые в условиях быта.

Однако надо стремиться к самостоятельному творчеству, к созданию новых вещей, чтобы изготовленный предмет, кроме прочности и удоб­ства, был оригинальным- по форме и красивым по виду. Это возможно только при овладении основами изобразительной грамоты, при умении наблюдать окружающую жизнь, изучать реальную действительность, находить в окружающей среде и природе мотивы для творчества, а затем графическими и другими изобразительными средствами передавать ви­денное, делая не только зарисовки с натуру, но и претворяя их в орна­мент, в более условные декоративные формы.

Рисуя с натуры, надо упражняться как в длительных рисунках, закон­ченных в деталях, так и в кратковременных зарисовках и набросках. Не — одних упражнений с натуры недостаточно, необходимо рисовать по па­мяти и по воображению. Надо развивать способность сохранять в па­мяти виденное. Это сыграет важную роль при работе над творческой ком­позицией как изделия, так и украшения к нему.

Важнейшим условием овладения.рисунком является последователь­ность в работе. Начинать рисование следует с простейших геометричес­ких тел, постепенно переходя к рисованию предметов, растений, натур­ных постановок и пейзажей. Кроме натурных зарисовок в карандаше, необходимо писать акварельными красками и лепить из глины, пластилина или воска. Работа с различными художественными материалами помо­жет более быстрому и лучшему усвоению изобразительной грамоты, по­зволит наиболее живо и интересно построить работу.

Приобретение навыков в рисунке карандашом и акварелью и в лепке, а также изучение лучших произведений декоративно-прикладного искус­ства, постижение богатейшего опыта, накопленного мастерами прошло­го, понимание характера каждой вещи, ее конструкции и формы позволят любителю мастерства самостоятельно решить задуманную композицию вещи или ее украшения.

Приступая к решению творческой композиции, следует знать, что красота всякого предмета зависит от характера и назначения его и от того, в какой степени художник сумеет художественными средствами вы­разить свой замысел. Изготовляя предмет, всегда нужно иметь в виду, для чего он предназначен, и в связи с этим определять его характер и общие формы. Вид изделия, его характер складываются из отдельных ча­стей и деталей. Отыскивание необходимых соотношений частей, которые могут быть основаны на равенстве, на нюансе, т. е. могут быть более близ­кими, мягкими, или на контрасте, — главная задача при композиционном решении общего вида предмета.

Единство элементов формы заключается в их строгой согласован­ности, соразмерности. Средствами для достижения такого единства являются пропорциональность и ритмичность. Если правильно взятые пропорции создают общую связь всех частей предмета между собой, а также частей и целого, то ритм благодаря чередованию элементов и ин­тервалов между ними вносит определенную последовательность их рас­положения в композиции.

Приступив к поиску отношений общих форм предмета, прежде всего определяют отношения ширины к высоте и к длине, а затем находят величины деталей к трем основным отношениям и отношений друг к дру­гу. Устанавливая соразмерность целого и частей предмета, надо одно­временно следить и за ритмическим построением деталей. При поиске правильных соотношений частей для данной вещи необходимо опреде­лить, что будет являться главным и что второстепенным в композиции: конструктивная деталь, орнаментальная форма или цветовое пятно. Во всех случаях главный элемент композиции должен остановить наше вни­мание, другие же элементы композиции должны как бы способствовать его выявлению.

Решая общий характер предмета, его форму, определяют металл, необходимый для изготовления. Некоторые вещи хорошо воспринимают­ся, когда сделаны из одного материала, другие приобретают красивый вид лишь потому, что в них гармонично сочетаются различные материалы или металлы.

Нужно стремиться к тому, чтобы как можно разумнее использо­вать взятый материал, его естественные природные качества (твердость и мягкость, цвет и текстуру, гладкость и шероховатость), подчинить его назначению и форме предмета.

В выборе цвета и соотношений цветов надо исходить из общих задач композиции. Для облегчения правильного цветового решения компози­ций следует руководствоваться общими положениями цветоведения. Цвет должен быть увязан с назначением предмета, его формой, конструк­цией и декоративными элементами. Подбирают и распределяют цвета по их насыщенности и силе тона, стремясь к тому, чтобы они сочетались между собой и со всеми элементами формы. Умелое использование ко­лористических возможностей цвета повышает выразительность худо­жественного решения, способствует цветовой гармонии.

Выше сказано, что единство всех элементов, входящих в композицию предмета, строится на равенстве, нюансе или контрасте. Свое выражение оно получает в конструктивной форме предмета, в применяемом мате­риале в цветовом и орнаментальном решении. Может быть композиция, в которой все декоративные элементы имеют уравновешенное, спокой­ное, но четко выраженное решение, где равенство и подобие элементов составляют существо. Но может быть композиция, где отношения деко­ративных элементов сближаются, при этом почти отсутствует контраст. Наконец, композиция может быть построена не на равенстве частей и их подобии, а на противопоставлении декоративных элементов друг другу, на контрасте отношений, когда равновесие всех элементов сообщает композиции стройность и гармоничность. Художественная выразитель­ность предмета в значительной степени будет зависеть от того, насколько умело будут использованы декоративные возможности всех элементов композиции.

Как только найдена конструктивная основа предмета, его форма, по­добран необходимый материал и найдены цвета, приступают к разработ­ке композиции орнаментального украшения. При этом может быть и та­кое решение, когда изобразительные формы орнамента не будут являть­ся органической необходимостью для предмета, т. е. правильно взятые пропорции, дополненные природными качествами материала и его цвета, сами по себе и составят законченного вида композицию.

Декорируя предмет, надо стремиться к тому, чтобы декор своим со­держанием и формой соответствовал назначению, форме, материалу и цвету предмета. Поскольку орнамент почти всегда является декоратив­ным дополнением той или иной детали предмета, его форма всегда за­висит от формы орнаментируемой детали и роли этой детали в общей композиции предмета. Силуэт декора должен строго соответствовать форме декорируемой поверхности и восприниматься в единстве с други­ми элементами композиции. Декор должен органически дополнять це­лостность композиции, усиливать выразительность и художественные достоинства предмета.

Начинающий художник, работая самостоятельно над композицией новых изделий, должен, пользуясь простейшими материалами и ограни­ченным числом изобразительных средств, идти от простоты замысла и ясности выражения к большой художественной выразительности. Не в замысловатой сложности формы, не в витиеватости орнаментального рисунка кроется красота предмета. Только ясность, простота, це­лесообразность придают предмету черты совершенства. Красота совре­менной вещи складывается из ясности конструкции, продуманности пропорций и цвета украшений.

Пользуясь этой книгой, молодой любитель декоративного ремесла бу­дет иметь возможность в необходимой последовательности подойти к самостоятельному выполнению вещи и достичь определенных результа­тов в том или ином виде работ из металла. Однако следует помнить, что овладение техническими приемами и создание новых оригинальных ве­щей потребуют большого труда и творческих усилий.

Занимаясь декоративными работами из металла, постигая на практи­ке тайны мастерства, Вы пристальнее взгляните на труди творчество лю­дей, связанных с народными промыслами, и Вам невольно захочется са­мим принять участие в их созидательной работе.

МЕТАЛЛЫ И ИХ СВОЙСТВА

 

Чтобы работа шла успешно, нужно знать свойства материала, его технологические и декоративные качества. В настоящее время исполь­зуют металлы в чистом виде и сплавы. Металлы и их сплавы делятся на черные и цветные.

Для наших целей понадобится обыкновенная углеродистая сталь. Сталь (сплав железа с углеродом и другими элементами) упруга и обла­дает способностью закаливаться. Нагретый до красного каления и опу­щенный в воду кусок стали приобретает различные степени твердости и упругости. При нагревании и медленном охлаждении сталь теряет свои свойства, или, как говорят, отпускается. Сталь куется, хорошо режется. Закаленную сталь вообще нельзя обрабатывать инструментами, ее надо сначала отпустить. Чем меньше в стали углерода, тем она мягче. Мяг­кость стали повышается при отжиге, который состоит в том, что сталь нагревают докрасна и затем медленно охлаждают. Сталь выпускают в ви­де сортового материала. Для гравирования и других подобных работ ис­пользуют стали У8 и У10.

Цветные металлы выпускают в виде чушек, полос, лент, трубок, прутков, проволоки, листового материала.

Медь — довольно мягкий, очень ковкий металл оранжево-красного цвета. Обрабатывается медь легко, но при этом нужно иметь в виду ее большую вязкость. Медь очень хорошо паяется оловом и твердым при­поем, обладает большой электро- и теплопроводностью. Листовая медь является основным материалом для чеканных, граверных работ и декора­тивных работ из проволоки.

Бронза представляет собой сплав меди с оловом; от содержания по­следнего цвет металла меняется и приобретает то розовый, то красный, то желтый и серый оттенок. Если бронзу покрыть патиной (налетом, состоящим из оксидов меди), то она становится зеленоватой или дымчатой. Бронза пригодна для литейных и инкрустационных работ.

Латунь — сплав цинка и меди. Цвет латуни зависит от содержания в сплаве цинка. Латунь более тверда, нежели красная медь, ковкость лату­ни значительно хуже. По сравнению с медью она хрупка и обладает неко­торой упругостью. Латунь легко поддается различной обработке, ее мож­но применять в наборе инкрустационных вставок — тонких жилок и украшений различных конфигураций, как листовой материал в чеканных работах.

Цинк — металл синевато-белого цвета, плавится при температуре 419°С, куется плохо, легко паяется и обрабатывается инструментами, а также гравируется, и при соответствующей обработке ему можно при­дать различный вид. Очень хорош для литья как в чистом виде, так и в сплавах с другими металлами.

Олово — мягкий металл серебристо-белого цвета, плавится при 232 °С. Входит в состав различных бронз. Его легко узнать по ха­рактерному хрусту при изломе. Олово идет для лужения посуды, для пайки как в чистом виде, так и в сплавах со свинцом, продукты коррозии безвредны. Олово и его сплавы являются подходящим металлом для инкрустации.

Алюминий — серебристо-белого цвета металл, плавится при темпера­туре около 658 °С. Чистый алюминий легок и легко обрабатывается. Литой алюминий довольно хрупок, а прокатный, отожженный — пласти­чен.

Свинец — мягкий, очень пластичный металл синевато-серого цвета, плавится при 327 °С, хорошо противостоит окислению. Оксиды свинца ядовиты. Пригоден для литейных работ.

Серебро — в декоративных целях используют в виде сплавов с медью, так как чистое серебро слишком мягкое и неудобно при обработке. Се­ребряные вставки можно применять в инкрустационных работах, обра­батывая вставки способами гравирования, чеканки и черни.

Рассмотрим некоторые свойства металлов, влияющие на качество исполнения художественных изделий.

Ковкие пластичные металлы требуют силы резания, но необходимо учитывать их вязкость. Кусок меди или» свинца надо рубить зубилом до конца, в то время как кусок латуни, цинка или стали можно надрубить и затем сломать. Более твердая латунь при обточке дает гладкую поверх­ность, медь или алюминий как бы тянутся за резцом.

Хрупкость — способность твердых тел разрушаться при механи­ческих воздействиях без заметной пластической деформации, свойство, противоположное пластичности. Сильно закаленная сталь, многие сорта чугуна и бронз от удара разлетаются на куски. Хрупкость металла не всегда является признаком его твердости, например цинковая отливка хрупка, но не тверда. Закаленный нож и хрупок и тверд.

Упругость — свойство металла восстанавливать свою форму и объем после прекращения действия внешних сил или других причин (например, нагревания), вызвавших деформацию. В наибольшей степени этим свой­ством обладают специальные сорта стали.

Способность металла плавиться при нагревании — это один из самых дешевых способов получения изделий из металла. Части огромных ма­шин и мелкая скульптура из металла по существу изготовляются одина­ковым способом.

Когда необходимо закалить деталь, сохранив вязкость металла, ис­пользуют токи высокой частоты; деталь закаляется на глубину в несколь­ко миллиметров. Вся остальная масса металла внутри изделия остается без изменения. И, наконец, детали из металла можно обрабатывать без нагревания (гравирование и резьба по металлу).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.02 с.)