Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация методов психодиагностики
В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных (рис. 1).
Рис. 1. Классификация методов психологии Б.Г. Ананьева Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н. Б. Гриншпун и др.). Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации. Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. Чешский психолог Й. Шванцара классифицирует методы психодиагностики в группы по нескольким основаниям: 1. В зависимости от характера используемого стимульного материала (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «карандаша и бумаги» и т.д.); 2. В зависимости от характера получаемых диагностических показателей (простые и комплексные); 3. В зависимости от наличия правильного ответа (тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов); 4. В зависимости от характера психической активности испытуемых: · интроспективные (сообщение испытуемого о своем личном опыте, переживаниях, отношениях); · экстроспективные (внешнее наблюдение и оценка разнообразных психических проявлений испытуемого); · проективные (перенос испытуемым неосознаваемых личностных особенностей, внутренних конфликтов, скрытых влечений и др. на малоструктурированные, многозначные стимулы); · исполнительные (осуществление испытуемый какого-либо действия – перцепционного, мыслительного, моторного, – количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт).
В классификации психодиагностических методов В.К. Гайда и В.П. Захаров объединяют их по следующим основаниям: 1. По качеству: стандартизированные, нестандартизированные. 2. По цели применения: · общедиагностические (тесты-опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка, тесты общего интеллекта); · тесты профессиональной пригодности; · тесты одаренности; · тесты специальных способностей (технических, музыкальных); · тесты достижений. 3. По материалу, которым оперирует испытуемый: · бланковые; · предметные (кубики Косса, «сложение фигур» из набора Векслера); · аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.). 4. По количеству обследуемых: индивидуальные и групповые. 5. По форме ответа: устные и письменные. 6. По ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи. 7. По степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных методиках задачи схожи друг с другом и применяются для измерения определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных – задачи различны и применяются для оценки разнообразных характеристик). 8. По комплексности: отдельные тесты и тестовые наборы (батареи). 9. По характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами. 10. По диагностируемой области психического: тесты личности и интеллектуальные тесты. 11. По характеру умственных действий: вербальные, невербальные. Одним из ведущих оснований классификации психодиагностических методов согласно А.А. Бодалеву и В.В. Столину является степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру и его влияние на результат психодиагностики. По этому основанию авторы объединяют методы психодиагностики в 2 группы: 1. Объективные характеризуются минимальной степенью вовлеченности и влияния психодиагноста на процедуру проведения, обработку и интерпретацию результатов диагностики:
· аппаратурные методики; · тесты; · некоторые стандартизированные самоотчеты. 2. Диалогические характеризуются большой степенью влияния опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят: · беседы; · интервью; · диагностические игры; · патопсихологический эксперимент; · проективные методики. Таким образом, все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами. Одним из основных технологических приемов, заложенных в основу конструирования психодиагностического инструментария, является наличие или отсутствие правильного ответа на задания методик. Исходя из этого принципа, различают два вида диагностических методик: · методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников); · методики, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей). Фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип (рис. 2). В данной классификации не рассматриваются психофизиологические аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно-зарегистрированных поведенческих показателей.
Рис. 2. Классификация методик по методическому принципу Другим ведущим основанием конструирования методик является характер использования речевой активности испытуемого. Исходя из которого, различают 2 вида диагностических методик: · вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме, т.е. их выполнение, а, следовательно, и полученные результаты, во многом зависят от уровня культуры, образованности испытуемого; · невербальные методики задействуют речевую активность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение заданий опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), данный тип методик меньше зависит от уровня образования испытуемого, что в частности учитывается при оценке «природного» или флюидного интеллекта, свободного от влияния культуры. Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые, согласно Л.Ф. Бурлачуку, практически исчерпывают множество известных методик. Данные подходы обозначаются как: 1. Объективный, когда диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способе выполнения деятельности: · тесты интеллекта; · тесты специальных способностей; · объективные тесты личности. 2. Субъективный, когда диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе на основе самооценивания собственных личностных особенностей, состояния, поведения и др.: · большинство личностных опросников; · опросники состояний и настроения; · опросники мнений, интересов; · опросники-анкеты. 3. Проективный, когда диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия испытуемого в внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу своей слабоструктурированности и неопределенности объектом проекции: · моторно-экспрессивные; · перцептивно-структурные; · апперцептивно-динамические.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.) |